Дело № 2-791/2011 Решение Именем Российской Федерации 28 июня 2011 года г. Хабаровск Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе судьи Хальчицкого А.С. при секретаре Дунаевой А.Г., с участием: - представителя истца Пака М.Х. Кузнецовой А.Е., - ответчика Тарадуда А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пака М.Х. к Тарадуда А.В. о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, УСТАНОВИЛ: Пак М.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Тарадуда А.В. о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Свои исковые требование мотивировал следующим. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) участниками которого являлись автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением собственника Тарадуда А.В. и автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением Старкова И.Ю., управлявшего автомобилем на основании доверенности. Собственником автомобиля является Вишнякова В.О.. В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ виновником вышеуказанного ДТП является водитель транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Тарадуда А.В., не предоставивший преимущество в движении, совершивший столкновение с транспортным средством <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, которым управлял Старков И.Ю., на основании доверенности, нарушив пункт 13.9 ПДД. В результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) автомобилю <данные изъяты> государственный регистрационный знак № причинены технические повреждения. Согласно отчету ООО «Региональное агентство независимой экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость ремонта с учетом износа для восстановления поврежденного автомобиля «<данные изъяты> после ДТП составляет 191 549,56 рублей. Учитывая, что ДТП произошло по вине водителя Тарадуда А.В. и то, что автомобиль <данные изъяты> застрахован в ОАО «Военно-стаховая компания» Пак М.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной Вишняковой В.О., обратился в Хабаровский филиал ОАО «Военно-страховая компания» с требованием о выплате страхового возмещения. ОАО «Военно-стаховая компания» выплатила Паку М.Х. максимальную сумму ущерба, предусмотренную законом - 120 000 рублей. Пак М.Х. неоднократно обращался к Тарадуда А.В. с претензией, в устной форме, о возмещении выплаты разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба в сумме 71 549,56 рублей, однако ответчик отказался удовлетворить его требования. Просит взыскать с Тарадуда А.В. в его пользу сумму ущерба в размере 71 549,56 рублей, а также судебные издержки в виде услуг представителя в сумме 20 000 рублей и уплаченную по делу государственную пошлину в сумме 2 946,50 рублей. Истец Пак М.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. О причине неявки не сообщил, рассмотреть дело в отсутствие не просил. В судебном заседании представитель истца Пака М.Х. Кузнецова А.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что Пак М.Х. не может явиться в судебное заседание по причине его выезда за пределы г. Хабаровска. В силу положений ч. 3 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, учитывая участие в судебном заседании его представителя. Ответчик Тарадуда А.В. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям. Считает, что Пак М.Х является ненадлежащим истцом по делу, так как собственником автомобиля <данные изъяты> является Вишнякова В.О., которая иск к ней не предъявляла, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска. Выданная доверенность на имя Пака М.Х. дает полномочия на предоставление интересов Вишняковой В.О. перед страховой компанией, а также заключать соглашения о возмещении вреда, но никак не подавать исковое заявление о возмещении ущерба. Так же считает оплату услуг представителя Пака М.Х. в размере 20 000 рублей явно завышенной. Не считает себя виновной в ДТП, хотя сняла (отказалась) ходатайство о назначении по делу автотехнической экспертизы на предмет определения лица, виновного в нарушении правил дорожного движения. Полагает, что автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № ехал очень быстро, нарушив скоростной режим, в связи с чем он не смог затормозить, увидев Тарадуда А.В. Выслушав пояснения представителя истца Пака М.Х. Кузнецовой А.Е., ответчика Тарадуда А.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № под управлением собственника Тарадуда А.В., и автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением Старкова И.Ю., управлявшего автомобилем на основании доверенности. Собственником автомобиля является Вишнякова В.О.. ДТП имело место в районе <адрес> в <адрес>. Факт ДТП подтверждается материалами дела, справкой о ДТП, сторонами не оспаривается. Также сторонами не оспаривается принадлежность автомобилей. В соответствии с частью 3 статьи 1079 ГК России вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 ГК России). В соответствии со статьей 1064 ГК России вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, юридическим основанием возложения ответственности на причинителя вреда является ч. 1 статьи 1079 ГК России, согласно которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Ответственность владельца источника повышенной опасности может быть застрахована. При причинении вреда в результате ДТП вина причинителя вреда заключается в нарушении положений правил дорожного движения. ДТП произошло по причине нарушения Правил дорожного движения именно водителем Тарадуда А.В. Так Тарадуда А.В. были нарушены положения п. 13.9 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, в действующей редакции. В соответствии с п. 13.9 Правил дорожного движения на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения. В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами. В соответствии с пунктом 1.2. Правил дорожного движения "уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость. Со стороны водителя транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Старкова И.Ю., нарушений правил дорожного движения не установлено. На схеме ДТП не отражены следы торможения, иные сведения, позволяющие сделать вывод о том, что автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № двигался с нарушением Правил дорожного движения (превышением скоростного режима). Более того, не установлено, что превышение скоростного режима водителем автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № могло находиться в прямой причинно-следственной связи с ДТП. Как видно из материалов дела Тарадуда А.В. двигалась по <адрес>, Старков И.Ю. двигался прямо по <адрес>, то есть по дороге, являющейся главной по отношению к <адрес>. В соответствии со статьей 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором (статья 426 ГК РФ). В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо в договоре страхования. Если это лицо в договоре не названо, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя. Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен. В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (статья 931 ГК РФ). Гражданская ответственность Тарадуда А.В. на момент ДТП как владельца транспортного средства застрахована в ОАО «Военно-страховая компания», о чем выдан страховой полис серии ВВВ №, сроком действия с 30 сентября 2010 года по 08 ноября 2010 года (ДТП имело место в период действия договора страхования). В силу статей 4, 7 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены вышеуказанным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, с некоторыми исключениями. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей; б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей; в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей. Статьей 6 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 статьи 6 вышеуказанного закона, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие: а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования; б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; г) загрязнения окружающей среды; д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования; е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования; ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности; л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором). При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Порядок реализации определенных Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования. В силу Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2003 года № 263 (далее - Правила), при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с настоящими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежат: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего - действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая, в случае повреждения имущества - расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая; б) иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.) (п. 60 Правил). Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая; б) в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов). Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. В расходы по восстановлению поврежденного имущества включаются: расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления); расходы на оплату работ по ремонту; если поврежденное имущество не является транспортным средством - расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке имущества к месту ремонта и обратно, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно. К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением. Таким образом, страховая компания обязана возместить потерпевшему полные убытки, причиненные страховым случаем. Согласно акту о страховом случае от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Военно-страховая компания» выплатило потерпевшему Пак М.Х., действующему на основании доверенности от 20.04.2010г., подписанной Вишняковой В.О. в возмещение ущерба 120 000 рублей. Указанной суммы не достаточно для возмещения убытков, причиненных Вишняковой В.О. в результате ДТП. Так в результате ДТП автомобилю <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, принадлежащему на праве собственности Вишняковой В.О., причинены следующие видимые повреждения: деформированы правая передняя и правая задняя двери, правая стойка, бампер, правое переднее крыло, капот, передняя оптика, подушки безопасности, лобовое стекло (справка о ДТП). Все указанные повреждения находятся в причинной следственной связи с ДТП, так как до ДТП автомобиль был исправен. Более детально повреждения указаны в акте осмотра ООО «Бизнес аудит оценка» от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не представил доказательств, что в акте отражены повреждения, которые не были получены в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ Оснований считать указанный акт сфальсифицированным нет. Размер убытков (реальный ущерб), причиненных повреждением автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия, зависит только от степени повреждения имущества и сложившихся цен и не зависит от реально произведенных расходов. В соответствии с отчетом ООО «Региональное агентство независимой экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № после ДТП составляет 191 549.56 рубль. Суд принимает во внимание указанный отчет оценщика, так как ООО «Региональное агентство независимой экспертизы» оценка сделана по стоимости деталей, необходимых для ремонта, на вторичном рынке. В силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины. По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне. При этом надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину). Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности). Тарадуда А.В. в момент ДТП являлась законным владельцем-собственником источника повышенной опасности. Таким образом, Тарадуда А.В. обязана возместить Пак М.Х. действующему на основании доверенности от 20.04.2010г., подписанной Вишняковой В.О., ущерб в сумме 71 549,56 рублей. Тарадуда А.В. не привела никаких доводов, подтверждающих необоснованность размера ущерба, рассчитанного ООО «РАНЭ». Как видно из материалов дела в судебном заседании 01 июня 2011 года Тарадуда А.В. предлагалось представить такие доказательства. Пак М.Х. является надлежащим истцом по делу. Как видно из материалов дела собственник автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Вишнякова В.О. 21 апреля 2010 года, то есть еще до ДТП, выдала Паку М.Х. доверенность на право пользования и управления транспортным средством. В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. Статья 305 ГК РФ говорит о том, что права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника. Права титульного владельца по доверенности Пака М.Х. на восстановление имущества, которым он мог пользоваться по доверенности, подлежат принудительной защите судом. Сведений об отмене доверенности не имеется. Доверенность выдана сроком действия на три года. В силу статьи 98 ГПК РФ с Тарадуда А.В. в пользу Пак М.Х. подлежат взысканию судебные расходы: оплата услуг представителя 7 500 рублей (в разумных пределах с учетом статьи 100 ГПК РФ), оплата государственной пошлины 2 346,50 рублей (подлежащая уплате по данному исковому заявлению с учетом п.1 ст. 333.19 НК РФ). Учитывая, что судебные расходы не входят в цену иска, исковые требования Пака М.Х. удовлетворены в полном объеме. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 600 рублей подлежит возврату Пак М.Х. из бюджета, так как судебные расходы в цену иска не входят. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Росси, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пака М.Х. к Тарадуда А.В. о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия удовлетворить частично. Взыскать с Тарадуда А.В. в пользу Пака М.Х. в возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия: - расходы по восстановительному ремонту автомобиля в сумме 71 549,56 рублей. Взыскать с Тарадуда А.В. в пользу Пака М.Х. судебные расходы по делу в виде: -расходов на оплату услуг представителя в сумме 7 500 рублей, - уплаченной государственной пошлины в сумме 2 346,50 рубля. В остальной части исковые требования Пака М.Х. к Тарадуда А.В. о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия оставить без удовлетворения. Возвратить Пак М.Х. излишне уплаченную в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С.Хальчицкий Мотивированное решение принято 05 июля 2011 года