РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 30 июня 2011 года Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С. при секретаре Дунаевой А.Г. с участием: - представителя органа, чьи действия оспариваются, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Нарожного Е.П., - законных представителей несовершеннолетней Колкутиной М.И. - Абрамова Ю.В., Абрамовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района о признании незаконными действий министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выразившихся в возврате без исполнения учетного дела Колкутиной М.И., УСТАНОВИЛ: Администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выразившихся в возврате без исполнения учетного дела Колкутиной М.И.. Свои требования администрация Тополевского сельского поселения мотивировала следующим. 11.03.2011 года администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для внесения в единый реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края было направлено учетное дело оставшейся без попечения родителей несовершеннолетней Колкутиной М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 16.03.2011 года министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возвращает администрации учетное дело без исполнения, указывая, что в учетном деле отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение и информация об отсутствии (наличии) закрепленного жилья по прежнему месту жительства Колкутиной М.И. по адресу: <адрес>. Также министерством жилищно-коммунального хозяйства указывается, что администрацией постановлением от 09.02.2011 года №, в нарушение действующего жилищного законодательства, Колкутина М.И. с 25.05.2004 года принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для включения в краевой реестр, в целях предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда края. Администрация считает действия министерства жилищно-комунального хозяйства Хабаровского края незаконными по следующим основаниям. Статьей 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Хабаровского края от 25.04.2007 года № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право па получение вне очереди жилья. Учетное дело Колкутиной М.И. было сформировано администрацией в соответствии с действующим законодательством. В материалах учетного дела, а именно в справке, выданной администрацией Арсеньевского городского округа, от ДД.ММ.ГГГГ № имеются сведения о том, что при обследовании жилищно-бытовых условий семьи Колкутиных по адресу: <адрес> было установлено, что дом находится в непригодном для проживания состоянии, окна и двери заколочены, огород не посажен, со слов соседей, по данному адресу никто не проживает в течение восьми лет. Данная справка свидетельствует о том, что никакого закрепления жилья по вышеуказанному адресу за Колкутиной М.И. не производилось, ввиду непригодности жилья для проживания. Ссылка министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на незаконность вынесения администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района 09.02.2011 года постановления о постановке Колкутиной М.И. с 25.05.2004 года на учет, администрация также считает несостоятельной, ввиду того, что распорядительного документа с 2004 года о постановке на учет Колкутиной М.И. не принималось, в связи с чем, администрацией данный пробел самостоятельно был восполнен. Со слов работников министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в данном случае, администрацию необходимо обязать принять распорядительный акт о постановке Колкутиной М.И. на учет с 25.05.2004 года в судебном порядке. Судебное разбирательство только затянуло бы процесс формирования учетного дела. Немаловажным при этом является факт того, что администрация не стала бы возражать против вынесения такого акта, да и судебное решение однозначно было бы вынесено в пользу оставшейся без попечения родителей Колкутиной М.И., в связи с чем не было необходимости липший раз перегружать суды. Таким образом, можно сделать вывод, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края своими действиями целенаправленно препятствует и без того многого лишенной Колкутиной М.И. осуществлению законного права на получение жилья. Заявитель администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представителя в судебное заседание не направила. В соответствии со статьей 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой статьи 257 ГПК РФ лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Таким образом, неявка представителя администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления по существу. Представитель государственного органа, чьи действия оспариваются, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Нарожный Е.П. заявленные требования не признал по следующим основаниям. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до 01.01.2005 года являлись полномочиям органов местного самоуправления, после 01.01.2005 года (согласно внесенным Федеральным законом РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ изменениям в Федеральный закон РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») дополнительные гарантии прав лиц названной категории на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. На основании названных законодательных актов принят закон Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» и постановление Губернатора края от 25.04.2006 года № 96, в котором министерство жилищно-коммунального хозяйства края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по ведению учета лиц названной категории, нуждающихся в жилых помещениях, и по принятию решений о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в отношении жилых помещений, находящихся в казне края. В то же время, согласно изменениям, внесенным Законом Хабаровского края от 25.06.2008 года № 198 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края» в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. В министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в течение 6 месяцев после вступления в силу Закона Хабаровского края от 25.06.2008 года № 198 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края» подлежат передаче утвержденные списки и укомплектованные копии учетных дел лиц названной категории, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления до 01.03.2005. Учетное дело Колкутиной М.И., относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Тополевского сельского поселения было направлено в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства края за пределами установленного законом 6-месячного срока 11.03.2011 года - после того, как 14.01.2011 года прокурором Хабаровского района Хабаровского края было подано исковое заявление в интересах Колкутиной М.И. о возложении обязанности на администрацию Тополевского сельского поселения сформировать учетное дело Колкутиной М.И. и направить его в министерство. 11.03.2011 года копия учетного дела Колкутиной М.И. поступила в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. При проверке учетного дела было обнаружено,что правовые основания для принятия Колкутиной М.И., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения у администрации Тополевского сельского поселения отсутствовали. В нарушение действующего законодательства, администрацией Тополевского сельского поселения Колкутина М.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением от 09.02.2011, тогда как полномочиями по принятию на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа с 01.01.2005 года органы местного самоуправления не обладали. В ходе проверки комплектности учетного дела Колкутиной М.И. было обнаружено, что среди представленных в нем копий документов отсутствуют копии документов, подтверждающих право заявителя на внеочередное предоставление жилья - распорядительный акт администрации об отсутствии закрепленного за Колкутиной М.И. жилья, тогда как ч. 2 ст. 11 В соответствии с нормой ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилойплощадью обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Поскольку Колкутина М.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, только при условии отсутствия закрепленного за ней жилого помещения, она должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке. В связи с тем, что в материалах учетного дела отсутствовали сведения о том, что жилое помещение за Колкутиной М.И. не закреплено, основания принятия на учет Колкутиной М.И. в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья у администрации Тополевского сельского поселения отсутствовали. В справке обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ №, на которую в заявлении об оспаривании действий министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ссылается представитель администрации, ничего не говорится о закреплении либо не закреплении жилого помещения за Колкутиной М.И. Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Кроме того, просил учесть, что оценке подлежит правомерность действий министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по сведениям, имевшимся на момент принятия решения. Также указал, что в настоящее время жилье Колкутиной М.И. не будет предоставляться, так как она не достигла совершеннолетнего возраста. Права Колкутиной должны защищать ее приемные родители. Законные представители несовершеннолетней Колкутиной М.И. - Абрамов Ю.В., Абрамова Н.Г. в судебном заседании просили суд защитить жилищные права Колкутиной М.И. при наличии оснований. Выслушав пояснения представителя государственного органа, чьи действия оспариваются, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Нарожного Е.П., пояснения законных представителей несовершеннолетней Колкутиной М.И. - Абрамова Ю.В., Абрамовой Н.Г., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 67-О следует, что на юридические лица распространяется право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Таким образом, администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района вправе оспорить в суде действия (решения) министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Поскольку в указанном случае оспаривается действие (решение), затрагивающее интересы администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района как органа местного самоуправления, не связанное с экономической, предпринимательской деятельностью, указанное заявление подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ). Судом установлено, что 11.03.2011 года администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для внесения в единый реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края было направлено учетное дело оставшейся без попечения родителей несовершеннолетней Колкутиной М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 16.03.2011 года министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возвращает администрации учетное дело без исполнения, указывая, что в учетном деле отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение и информация об отсутствии (наличии) закрепленного жилья по прежнему месту жительства Колкутиной М.И. по адресу: <адрес>. Указанное действие (решение) о возврате учетного дела является неправомерным по следующим основаниям. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до 01.01.2005 года являлись полномочиям органов местного самоуправления, после 01.01.2005 года (согласно внесенным Федеральным законом РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ изменениям в Федеральный закон РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») дополнительные гарантии прав лиц названной категории на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. На основании названных законодательных актов принят закон Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» и постановление Губернатора края от 25.04.2006 года № 96, в котором министерство жилищно-коммунального хозяйства края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по ведению учета лиц названной категории, нуждающихся в жилых помещениях, и по принятию решений о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в отношении жилых помещений, находящихся в казне края. Согласно изменениям, внесенным Законом Хабаровского края от 25.06.2008 года № 198 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края» в Закон Хабаровского края от 13.10.2005 года № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. В министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в течение 6 месяцев после вступления в силу Закона Хабаровского края от 25.06.2008 года № 198 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Хабаровского края» подлежат передаче утвержденные списки и укомплектованные копии учетных дел лиц названной категории, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления до 01.03.2005. В силу статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент постановки Колкутиной М.И. на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов. В силу статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 872 от 31.07.1987 г. было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем. В судебном заседании установлено, что Колкутина М.И. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отец в актовой записи о рождении не записан. Мать Колкутиной М.И. Колкутина С.М. от ребенка отказалась. В последствии решением Хабаровского районного суда от 21 апреля 2005 года Колкутина С.М. признана безвестно отсутствующей. Решение вступило в законную силу. Распоряжением главы муниципального образования Хабаровского района от 06 ноября 2003 года № 933р Колкутина М.И. определена в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом. Указанным распоряжением жилье за Колкутиной М.И. не закреплялось. Колкутина М.И. правомерно решением Администрации Тополевского сельского муниципального образования по обращению администрации детского дома <адрес> 25 мая 2004 года была поставлена на учет как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилья. Право гражданина на социальную поддержку от государства не может быть поставлено в зависимость только от формального основания - принятия распорядительного органа местного самоуправления при установлении обстоятельств, при которых такой распорядительный акт должен был быть принят, но не был принят. Постановлением главы Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района № 15 от 09 февраля 2011 года только подтвержден факт наличия у Колкутиной М.И. законного основания состоять на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья с 25 мая 2005 года. На момент принятия на учет распорядительный акт не принимался. Колкутина М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Колкутина М.И. была принята на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в 2004 году, то есть до достижения ею возраста 23 лет, как лицо, обладающее статусом лишенного родительского попечения. В связи с реформой местного самоуправления учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стали вести не исполнительные комитеты, а органы местного самоуправления. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского района (п. 3.1.), утвержденными Постановлением Главы Хабаровского муниципального района № 196 от 14 августа 2003 года также подтверждено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Хабаровского муниципального района велся администрациями поселкового и сельских муниципальных образований. При таких обстоятельствах Колкутина М.И. правомерно была поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья Тополевской сельской администрацией Хабаровского муниципального района, как не имеющий жилого помещения, фактически пригодного для проживания. Так же в судебном заседании установлено, что Колкутина М.И. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. В собственности жилья Колкутина М.И. не имеет, что подтверждается справками Управления Росреестра по Хабаровскому краю, ХКГУП «Хабкрайинвентаризация». В силу ч. 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 1): лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Колкутина М.И. осталась без попечения родителей до достижения ею возраста 18 лет. В соответствие с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Материалы учетного дела Колкутиной М.И. сформированы в полном объеме. Из имевшихся в материалах учетного дела документов (имевшихся в наличии на момент передачи учетного дела в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края), не следовало, что за Колкутиной М.И. жилье в Приморском крае закреплялось. В соответствии с ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в <адрес> за Колкутиной М.И. жилье не закреплялось. Администрацией <адрес> сообщено в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, что за Колкутиной М.И. жилье не закреплялось. В материалах учетного дела, а именно в справке, выданной администрацией Арсеньевского городского округа, от ДД.ММ.ГГГГ № имеются сведения о том, что при обследовании жилищно-бытовых условий семьи Колкутиных по адресу: <адрес> было установлено, что дом находится в непригодном для проживания состоянии, окна и двери заколочены, огород не посажен, со слов соседей, по данному адресу никто не проживает в течение восьми лет. Данная справка свидетельствует о том, что никакого закрепления жилья по вышеуказанному адресу за Колкутиной М.И. не производилось, ввиду непригодности жилья для проживания. При таких обстоятельствах министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не имело законных оснований для возвращения учетного дела Колкутиной М.И. Несоблюдение срока передачи учетного дела в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и сроков его формирования не является также основанием для возврата учетного дела. Поскольку необоснованным возвратом учетного дела затрагиваются законные интересы администрации Тополевского сельского поселения как органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к компетенции поселения, администрация является управомоченным лицом на оспаривание действий министерства жилищно-коммунального хозяйства. Срок обращения в суд администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района не был пропущен. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ). РЕШИЛ: Заявление Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района о признании незаконными действий министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выразившихся в возврате без исполнения учетного дела Колкутиной М.И. удовлетворить. Признать незаконными действия министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выразившиеся в возврате без исполнения учетного дела Колкутиной М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оформленные письмом заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Возложить обязанность на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и свобод, включить Колкутину М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в единый реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С. Хальчицкий Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2011 года
Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 предусматривает, что с заявлением о принятии на учет гражданами предоставляются документы, подтверждающие их право на внеочередное получение жилья.