РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск 04 июля 2011 года Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С. при секретаре Дунаевой А.Г. с участием: - заявителя Николаева С.А., - заявителя Николаевой Н.А., - представителя заявителей Николаева С.А., Николаевой Н.А. Крайнова С.С., - представителя органа, чьи действия оспариваются, администрации Хабаровского муниципального района Солодянкина Г.Н., - представителя органа, чьи действия оспариваются, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Намаконовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело: - по заявлению Николаева С.А. об оспаривании распоряжения администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района №-р от 16 марта 2011 года «О признании утратившим силу распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28 августа 2009 года №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.», - по заявлению Николаева С.А., Николаевой Н.А. об оспаривании решения администрации Хабаровского муниципального района от 05 марта 2011 года об отказе в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, УСТАНОВИЛ: Николаев С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района №-р от 16 марта 2011 года «О признании утратившим силу распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28 августа 2009 года №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.». Свои требования мотивировал следующим. Николаев С.А. на основании протокола жилищной комиссии от 17 марта 2008 года при администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района с составом семьи 3 человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Распоряжением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.03.2011 г. №-р распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28.08.2009 г. №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» признано утратившим силу. В качестве правового обоснования данного распоряжения указана ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а также положения ч. 5 ст. 10 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в том числе и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению), принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако, жилищные условия Николаева С.А. не ухудшались, на учет он был принят обоснованно, следовательно, администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района не вправе применять указанные нормы права. Считает распоряжение Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.03.2011 г. №-р незаконным. На основании статей 254, 255, 258 ГПК РФ просит суд признать распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.03.2011 г. №-р незаконным; возложить обязанность на администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Николаева С.А.. Также Николаев С.А. и Николаева Н.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Хабаровского муниципального района от 05 марта 2011 года об отказе в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Заявленные требования мотивировали следующим. Николаев С.А. и Николаева Н.А. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. После этого они, обратились в отдел культуры и молодежной политики Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., предоставив все требуемые документы. Их семья была признана участником подпрограммы и поставлена в очередь под номером 11. В начале 2011 года специалисты администрации Хабаровского муниципального района сообщили Николаеву С.А. и Николаевой Н.А., что подошла их очередь и нужно принести датируемые 2011 годом справки, предоставленные ими ранее для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В установленные сроки Николаев С.А. и Николаева Н.А. вновь собрали необходимый пакет документов и предоставили его специалистам отдела. 05.03.2011 года администрацией Хабаровского муниципального района было принято решение об отказе в признании Николаева С.А. и Николаевой Н.А. участниками подпрограммы со ссылкой на недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а именно, по мнению заинтересованного лица, справка о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края выдана заявителям необоснованно. В качестве правового обоснования для отказа указана ст. 53 ЖК РФ, согласно которой состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не могут граждане, совершившие действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако жилищные условия Николаева С.А., Николаевой Н.А. не ухудшались, на учет они были приняты обоснованно, следовательно, администрация Хабаровского муниципального района не вправе применять указанные нормы права. Считают решение Администрации Хабаровского муниципального района от 05.03.2011 г. № об отказе в признании семьи Николаевых в признании участницей подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным. На основании статей 254, 255, 258 ГПК РФ просят суд признать решение администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.03.2011 г. № об отказе в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным, возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Николаева С.А., Николаевой Н.А.. Гражданские дела по указанным выше заявлением Николаева С.А., Николаева С.А. и Николаевой Н.А. объединены определением суда в одно производство. В судебном заседании заявители Николаев С.А. и Николаева Н.А. свои заявления поддержали по указанным выше основаниям. Николаев С.А. пояснил, что его супруга с детьми снималась с регистрационного учета на момент приватизации жилья, с целью приватизировать занимаемое жилое помещение на одного Николаева С.А., чтобы не иметь в дальнейшем проблем с органами опеки при получении разрешения на продажу занимаемого жилого помещения. Представитель заявителей Николаева С.А. и Николаевой Н.А. Крайнов С.С. в судебном заседании также поддержал заявленные требования, дополнительно пояснил следующее. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Понятие "намеренные действия" ни в ЖК РФ, ни в подзаконных нормативных правовых актах не раскрывается. Поэтому данный вопрос следует решать в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально. Вместе с тем, исходя из содержания статьи 53 ЖК РФ, можно выделить следующие признаки намеренных действий: 1) они совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; 2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; 3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить отсутствовавшее без этих действий право быть признанным нуждающимся в жилом помещении); 4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении. С учетом вышеизложенного можно составить следующий примерный перечень намеренных действий граждан, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях: 1) действия, направленные на прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья); 2) действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.); 3) выдел доли собственниками жилых помещений; 4) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы; 5) намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводится в непригодное для проживания состояние; 6) незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади; 7) изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок; 8) обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади. Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение такими гражданами статуса нуждающихся в жилых помещениях. К числу таких случаев можно отнести, например, рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы. Хотя формально данная ситуация и подпадает под норму ст. 53 ЖК РФ, однако не может расцениваться как намеренные действия граждан с целью ухудшить жилищные условия. Толкование конституционно-правового смысла ст. 53 ЖК РФ содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 19 апреля 2007 г. N 258-0-0. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении отметил, что по своему смыслу ст. 53 ЖК РФ сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следует отметить, что в ст. 53 ЖК РФ, на которую ссылаются в обосновании своей позиции заинтересованные лица, речь идет о намеренных действиях со стороны граждан, в результате которых последние принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, по настоящему делу заинтересованные лица признают факт нуждаемости семьи Николаевых в улучшении жилищных условий на дату 28.08.2009 г. - дату принятия распоряжения №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» и его принятие в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства - ст.ст. 51, 52 ЖК РФ. Указание на фактическую утрату силы распоряжения от 28.08.2009 г. №-р необоснованно. После снятия с регистрационного учета в жилом помещении <адрес> Николаева Н.А. с несовершеннолетними детьми Давыдовой А.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Николаевой А.С. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), на другое постоянное место жительство не выезжали. Доказательств подтверждающих выезд в <адрес> заинтересованные лица в порядке ст. 249 ГПК РФ в судебное заседание не предоставили. Также как не предоставили в ходе рассмотрения данного гражданского дела доказательств законности оспариваемых решений. Также заинтересованными лицами, неверно произведен расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи Николаевых. Согласно части 2 ст. 51 ЖК РФ при определении уровня обеспеченности, учитываются жилые помещения принадлежащие гражданину и членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма. На праве собственности главе семьи - Николаева С.А., принадлежит <адрес>. Квартира № <адрес> ни Николаевой Н.А., ни ее несовершеннолетним детям Давыдовой А.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Николаевой А.С. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на праве собственности не принадлежит. Поэтому при расчете уровня обеспеченности должно приниматься только одно жилое помещение, находящееся у семьи Николаевых в собственности - <адрес>. Таким образом, площадь на одного члена семьи Николаевых с момента постановки на очередь и до настоящего времени составляет 11,9/4=2,975 кв. метров. Представитель органа, чьи действия оспариваются, администрации Хабаровского муниципального района, Солодянкин Г.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал по следующим основаниям. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья определен в Приложении № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. В соответствии п. 6 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом, согласно пункту 7 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявитель вместе с семьей был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения администрации Тополевского сельского поселения от 28.08.2009 №-р «О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» На момент принятия указанного распоряжения Николаев С.А. с семьей в составе трех человек был зарегистрирован и проживал в квартире по адресу: <адрес>, являющейся муниципальной собственностью Тополевского сельского поселения. Общая площадь данной квартиры составляет 11,9 кв. метров. Согласно постановлению главы Тополевского сельского поселения от 05.09.2007 № учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся на территории Тополевского сельского поселения составляет 13 кв. метров на одного человека. Таким образом, Николаев С.А. и члены его семьи могли быть признаны нуждающимися по ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ как наниматель по договору социального найма и члены его семьи обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. 01 декабря 2009 года Николаева Н.А. с несовершеннолетними детьми Давыдовой А.В. и Николаевой А.С. выехала из указанного жилого помещения и была зарегистрирована по месту жительства матери Николаевой Н.А. <данные изъяты> в квартире по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение имеет площадь 68,8 кв. метров. Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Соответственно, уровень обеспеченности на всех членов семьи истца с момента вселения Николаевой Н.А. в указанную квартиру должен был рассчитываться с учетом площади обоих квартир. Общая площадь данных квартир составляет 68,8+11,9=80,7 кв. метров. Количество проживающих в данных жилым помещениях 6 человек. Таким образом, площадь на одного члена семьи составляла 80,7/6=13,45 кв. метров. Учитывая изложенное, после выезда Николаевой Н.А. на новое место жительства истцы перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, распоряжение администрации Тополевского сельского поселения от 28.08.2009 года №-р «О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» с этого времени фактически утратило силу. Формально данное распоряжение признано утратившим силу 16.03.2011 года в связи с принятием распоряжения администрации Тополевского сельского поселения №-р. После выезда Николаевой Н.А. из квартиры по адресу: <адрес>, указанная квартира была приватизирована в собственность Николаева С.А. С 01.03.2010 года Николаева Н.А. вместе с детьми опять зарегистрировалась в указанной квартире по месту жительства, в связи с чем семья Николаевых вновь стала отвечать критериям нуждаемости, определенны ст. 51 Жилищного кодекса РФ. При этом, в настоящее время заявители могут быть признаны нуждающимися по иному основанию - как собственник жилого помещения и члены его семьи обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. В связи с чем, указанные лица вправе обратиться вновь в администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Николаевы с подобным заявлением в адрес администрации Тополевского сельского поселения не обращались. Таким образом, в настоящее время основания для признания заявителей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 отсутствуют. При этом следует отметить, что согласно п. 21 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Указанный порядок определен постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2011 года № 149-пр. Согласно ч. 3 указанного порядка в первую очередь, в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г. Очередность остальных молодых семей устанавливается в списке по дате признания органом местного самоуправления молодых семей нуждающимися в жилых помещениях. Учитывая изложенное, администрация Хабаровского муниципального района просит отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Просит также учесть, что незаконной приватизацией несовершеннолетние дети были лишены права на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Представитель органа, чьи действия обжалуются Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, Намаконова О.А. заявленные требования не признала по тем же доводам, что и администрация Хабаровского муниципального района. Выслушав пояснения заявителей Николаева С.А., Николаевой Н.А., представителя заявителей Николаева С.А. и Николаевой Н.А. Крайнова С.С., представителя органа, чьи действия обжалуются администрации Хабаровского муниципального района, Солодянкина Г.Н., представителя органа, чьи действия обжалуются администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, Намаконовой О.А., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ). Судом установлено, что Николаев С.А. на основании протокола жилищной комиссии от 17 марта 2008 года при администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района с составом семьи 3 человека (он сам, его жена и двое детей) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. После признания Николаева С.А. и Николаевой Н.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий, они обратились в отдел культуры и молодежной политики Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., предоставив все требуемые документы. Их семья была признана участником подпрограммы и поставлена в очередь под номером 11. В начале 2011 года специалисты Администрации Хабаровского муниципального района сообщили Николаеву С.А. и Николаевой Н.А., что подошла их очередь и нужно принести датируемые 2011 годом справки, предоставленные ими ранее для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В установленные сроки Николаев С.А. и Николаева Н.А. вновь собрали необходимый пакет документов и предоставили его специалистам отдела. 05.03.2011 года Администрацией Хабаровского муниципального района было принято решение об отказе в признании Николаева С.А. и Николаевой Н.А. участниками подпрограммы со ссылкой на недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а именно, по мнению заинтересованного лица, справка о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края выдана заявителям необоснованно. Распоряжением Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.03.2011 г. №-р распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28.08.2009 г. №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» признано утратившим силу. При этом основанием для принятия вышеуказанных правовых актов послужила статья 53 ЖК РВ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Понятие "намеренные действия" ни в ЖК РФ, ни в подзаконных нормативных правовых актах не раскрывается. Поэтому данный вопрос следует решать в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально. Вместе с тем, исходя из содержания статьи 53 ЖК РФ, можно выделить следующие признаки намеренных действий: 1) они совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; 2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; 3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить отсутствовавшее без этих действий право быть признанным нуждающимся в жилом помещении); 4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении. С учетом вышеизложенного можно составить следующий примерный перечень намеренных действий граждан, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях: 1) действия, направленные на прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья); 2) действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.); 3) выдел доли собственниками жилых помещений; 4) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы; 5) намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводится в непригодное для проживания состояние; 6) незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади; 7) изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок; 8) обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади. Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение такими гражданами статуса нуждающихся в жилых помещениях. К числу таких случаев можно отнести, например, рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы. Хотя формально данная ситуация и подпадает под норму ст. 53 ЖК РФ, однако не может расцениваться как намеренные действия граждан с целью ухудшить жилищные условия. Толкование конституционно-правового смысла ст. 53 ЖК РФ содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 19 апреля 2007 г. N 258-0-0. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении отметил, что по своему смыслу ст. 53 ЖК РФ сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следует отметить, что в ст. 53 ЖК РФ, на которую ссылаются в обосновании своей позиции заинтересованные лица, речь идет о намеренных действиях со стороны граждан, в результате которых последние принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, по настоящему делу заинтересованные лица признают факт нуждаемости семьи Николаевых в улучшении жилищных условий на дату 28.08.2009 г. - дату принятия распоряжения №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» и его принятие в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства - ст.ст. 51, 52 ЖК РФ. На момент принятия указанного распоряжения Николаев С.А, Николаева Н.А., Давыдова А.В., Николаева А.С. проживали в жилом помещении <адрес>. Площадь занимаемого жилого помещения 11,9 кв.м., что менее учетной нормы на одного человека в Хабаровском районе Хабаровского края. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья определен в Приложении № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. В соответствии п. 6 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом, согласно пункту 7 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, сама по себе нуждаемость в жилом помещении не зависит от вида права на жилое помещение: наем или собственность. Основанием для отказа в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы явился факт регистрации в другом жилом помещении Николаевой Н.А., Николаевой А.С., Давыдовой А.В. в период состояния на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом факт регистрации в другом жилом помещении был расценен именно как выезд на другое постоянное место жительства. В соответствии с ч. 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В ст. 2 указанного выше Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сам по себе факт регистрации Николаевой А.С., Николаевой Н.А., Давыдовой А.В. в жилом помещении <адрес> не свидетельствует об утрате ими права на жилое помещение <адрес>, приобретении ими права на жилое помещение <адрес>. Регистрация по месту жительства является административным актом. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района и администрация Хабаровского муниципального района, принимая оспариваемые решения, не указали какие именно права на жилое помещение <адрес> приобрели Николаева Н.А., Николаева А.С., Давыдова А.В., на какой срок, кто и какими правами обладал на жилое помещение <адрес> помимо <данные изъяты>., ограничившись выяснением лишь зарегистрированных по месту жительства лиц. Сама по себе приватизация жилого помещения <адрес> на одного Николаева С.А. в нарушение положений действующего законодательства никоим образом не влияет на нуждаемость семьи Николаевых в улучшении жилищных условий. Срок обращения в суд с заявлениями Николаевым С.А., Николаевой Н.А. не был пропущен. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ). РЕШИЛ: Заявление Николаева С.А. об оспаривании распоряжения администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района №-р от 16 марта 2011 года «О признании утратившим силу распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28 августа 2009 года №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.» удовлетворить. Заявление Николаева С.А., Николаевой Н.А. об оспаривании решения администрации Хабаровского муниципального района от 05 марта 2011 года об отказе в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы жилище на 2011-2015 годы удовлетворить. Признать незаконным и подлежащим отмене распоряжения администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района №-р от 16 марта 2011 года «О признании утратившим силу распоряжение администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28 августа 2009 года №-р «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Николаева С.А.». Признать незаконным и подлежащим отмене решение администрации Хабаровского муниципального района от 05 марта 2011 года об отказе в признании семьи Николаевых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2011-2015 годы. Возложить обязанность на администрацию Топлевского сельского поселения хабаровского муниципального района, администрацию Хабаровского муниципального района восстановить нарушенные права Николаева С.А., Николаевой Н.А.. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.С. Хальчицкий Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2011 года