2-1939/2011 о возложении обязанности предоставить земельный участок



Дело № 2- 1939/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 г.                                                                          г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Кожевниковой Н.Ф.,

при секретаре Дейковой А.В.,

с участием: представителя истца-ответчика Матвеевой Т.В. - Кульминой Е.Г., представителя ответчика-истца Грака Д.А. - Масютиной М.Н., представителя ответчика комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Шестова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матвеевой Т.В. к Граку Д.А., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, по встречному исковому заявлению Грака Д.А. к Матвеевой Т.В., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района о возложении обязанности утвердить схему расположения и предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Матвеева Т.В. обратилась в суд с иском к Граку Д.А., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района (далее по тексту Комитет) о возложении на Комитет обязанности предоставить в её собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту спорный земельный участок). В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>. 19. 04. 2011г. она обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении ей в собственность, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) земельного участка, на котором расположен вышеназванный жилой дом, с приложением предусмотренных действующим законодательством документов.

Письмом от 03. 08. 2011г. ответчик сообщил ей, что 18. 05. 2011г. в Комитет поступило заявление от Грака Д.А. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В результате предоставленных в адрес Комитета документов выяснилось, что местоположение вышеназванных земельных участков совпадает, и они частично налагаются друг на друга, в связи с чем ей было предложено совместно с Граком Д.А. рассмотреть возможность изменения границ испрашиваемых земельных участков. Не достигнув согласия по данному вопросу она вновь обратилась с заявлением в Комитет с просьбой продолжить работу по её заявлению. Между тем до настоящего времени её заявление не рассмотрено. При этом на приёме в Комитете ей было разъяснено, что работа по её заявлению не будет продолжена, пока не будет решен вопрос о наложении участков.

При личной встречи Грак Д.А. предложил ей отказаться от части её земельного участка в размере 1000 кв.м., которая налагается на испрашиваемый им земельный участок. С такой постановкой вопроса она согласиться не могла, поскольку земельный участок их семья использует уже более 40 лет.

Однако, наложения земельных участков можно будет избежать только в одном случае, если она откажется от 10 соток своего участка в пользу Грака Д.А., чего она делать не намерена, поскольку считает, что имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, так как ранее Грака Д.А. обратилась с заявлением о приобретении земельного участка; является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке; зарегистрирована по месту постоянного проживания в с. Корсаково-1.

Просит обязать Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района предоставить в её собственность за плату земельный участок, общей площадью 3871 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Грак Д.А. обратился со втречным исковым заявлением к Матвеевой Т.В., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района о возложении обязанности утвердить схему расположения и предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту спорный земельный участок). В обоснование заявленных требований указывает, что 18. 05. 2011г. он обратился в Комитет с просьбой об утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду спорного земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства.

04. 08. 2011г. на указанное заявление получил ответ в котором указывалось, что в Комитет поступило еще одно заявление от Матвеевой Т.В., участок которой частично налагается на испрашиваемый им земельный участок, заявление которой подано 19. 04. 2011г., а его только 18. 05. 2011г., поэтому её заявление подлежит первоочередному рассмотрению. А также она просит предоставить земельный участок под существующий дом и сама Матвеева Т.В. является зарегистрированной по месту постоянного проживания в сельском поселении, что по мнению Комитета дает ей преимущественное право на спорный земельный участок, и в свою очередь нарушает его права и охраняемые законом интересы.

        На основании вышеизложенного ему было предложено совместно с Матвеевой Т.В. рассмотреть возможность изменения границ испрашиваемых земельных участков.

19. 08. 2011г. он известил Комитет о том, что соглашение с Матвеевой Т.В. не достигнуто. На которое получил ответ, в котором сообщалось, что ходатайство о предоставлении земельного участка «…не является документом, устанавливающим преимущественное право предоставления…» испрашиваемого участка.

Между тем, процедура оформления земельного участка им была начата ранее Матвеевой Т.В., так как ходатайство администрации Корсаковского сельского поселения о предоставлении испрашиваемого земельного участка ему было выдано 11. 04. 2011г. Поэтому считает доводы Комитета о том, что заявление Матвеевой Т.В. подлежит рассмотрению в первую очередь необоснованными.

18.05. 2011г. после согласования схемы расположения земельного участка в отделе архитектуры Хабаровского района, он подал заявление об утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка. В силу положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ его заявление подлежало рассмотрению в месячный срок.

На своё заявление от 18. 05. 2011г. он получил письмо от 04. 08. 2011г. которое не решало его просьбу по существу.

Полагает, что у Матвеевой Т.В. не имеется преимущественного права на предоставление ей в собственность земельного участка.

Просит обязать Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района утвердить схему расположения и предоставления ему в аренду земельного участка, площадью 1634 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В судебное заседание истец-ответчик Матвеева Т.В. не явилась, просила дело рассмотреть без её участия.

Представитель истца-ответчика по доверенности Кузьмина Е.Г. исковые требования Матвеевой Т.В. поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования Грака Д.А. не признала, суду пояснила, что перечень документов, необходимых для приобретения права на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития РФ. 19. 04. 2011г. Матвеевой Т.В. подано заявление о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка с приложением документов предусмотренных указанным Приказом. Аргументы встречного заявления являются необоснованными, ходатайство о предоставлении земельного участка не содержится в вышеуказанном перечне. На сегодняшний день Комитетом заявление Матвеевой Т.В. по существу не рассмотрено.

Ответчик-истец Грак Д.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель ответчика-истца по доверенности Масютина М.Н. исковые требования Матвеевой Т.В. не признала, встречные исковые требования Грака Д.А. поддержала по доводам, изложенным во встречном заявлении. Суду пояснила, что схема расположения испрашиваемого Граком Д.А. земельного участка имеет треугольную форму, с одной стороны участка располагается овраг, если ими будет уменьшена площадь испрашиваемого земельного участка, то им вообще нельзя будет пользоваться. В силу положений п. 2, 4 ст. 34 ЗК РФ, заявитель обеспечивает за свой счет в отношении земельного участка выполнение только кадастровых работ, следовательно, схема расположения земельного участка, тоже по аналогии не входит в перечень документов прилагаемых к заявлению, раз, как утверждает Матвеева, ходатайство не входит в указанный перечень. На сегодняшний день Комитетом заявление Грака Д.А. по существу не рассмотрено.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района по доверенности Шестов В.Г. исковые требования Матвеевой Т.В. и встречные исковые требования Грака Д.А. не признал, просил в удовлетворении их исковых требований отказать. Суду пояснил, что обе стороны обратились в Комитет с заявлениями о предоставлении земельных участков. В ходе рассмотрения их заявлений выяснилось, что предоставление земельного участка одному исключает предоставление земельного участка другому. Комитетом было предложено заявителям согласовать иные границы земельных участков. Если бы Матвеева отказалась от части своего земельного участка, ни одному из них не было бы отказано в предоставлении земельных участков.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 16 Земельного кодекса РФ предусматривается, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

Согласно пункта 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (с учетом изменений внесенных ФЗ № 53 от 17. 04. 06г.), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, в данном случае администрацией Хабаровского муниципального района.

В соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п.1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п.2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5).

          Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6).

На основании пункта 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. (п. 5 названной статьи).

Согласно Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30. 10. 2007г. № 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагается в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Судом установлено, что истец-ответчик Матвеева Т.В. 19. 04. 2011г. и ответчик-истец Грак Д.А. 18. 05.2011г. обратились в Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района с заявлениями, соответствующими положениям пунктов 2, 3 ст. 34 ЗК РФ, о предоставлении им земельных участков.

До настоящего времени заявления Матвеевой Т.В. и Грака Д.А. Комитетом не рассмотрены, ни одному из них в предоставлении земельного участка не отказано.

Учитывая установленныйдействующим законодательствомпорядок и процедуру предоставления гражданам испрашиваемых земельных участков, правовых основания для удовлетворения в судебном порядке заявленных Матвеевой Т.В. и Грак Д.А. требований не имеется.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Матвеевой Т.В. к Граку Д.А., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района о возложении на Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района обязанности предоставить в её собственность за плату земельный участок, общей площадью 3871 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления Грака Д.А. к Матвеевой Т.В., Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района о возложении на Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района обязанности утвердить схему расположения и предоставления в аренду земельного участка, площадью 1634 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Судья       Н.Ф. Кожевникова

Мотивированное решение принято 28.11. 2011г.