дело № 2-2108/2011 о понуждении к совершению определенных действий- организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в с.Калинка



Дело № 2-2108/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                           «08» декабря 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Добродеевой Л.И.,

с участием:

представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, - Поддубновой И.В., представившей доверенность б/н от 07.12.2011 г.;

представителя ответчика: Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, - Черниковой Л.А., представившего доверенность № 145/3-2 от 10.03.2011 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с исковым заявлением об обязании принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в <адрес> в лесополосе напротив <адрес> по <адрес>.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами, расположенными на территории <адрес>, природоохранного законодательства, проведенной в период с сентября по октябрь 2011 года, в деятельности Администрации Сергеевского сельского поселения выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного поселения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так ч. 1 данной статьи к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрации поселений возложена ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом в силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией Сергеевского сельского поселения указанные требования закона не соблюдаются.

Так, на территории Сергеевского сельского поселения в селе <адрес> по <адрес>, напротив <адрес> небольшом лесочке обнаружено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. На месте складирования преобладают отходы: текстиль, пластиковые корзины, бумага, мешки, битое стекло.

Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч.1 ст. 22 этого же закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 данного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Поскольку к данной свалке имеется свободный доступ как для человека, так и для животных, в том числе, грызунов и птиц (избирающих подобные свалки местом своего постоянного обитания), являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний, а также то, что нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой; может явиться причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятии своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой, - непринятие Администрацией Сергеевского сельского поселения мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также ликвидации вышеуказанной свалки бытовых отходов, подтверждающееся материалами прокурорской проверки, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Следовательно, непринятие мер Администрацией Сергеевского сельского поселения к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства.

В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил суд обязать Администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в <адрес> в лесополосе напротив <адрес> по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как установлено на территории <адрес> нет <адрес>.

Представитель ответчика в судебном заседании с уточнёнными исковыми требованиями согласился, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что последствия признания иска ему известны и понятны.

Выслушав пояснения представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, а так же пояснения представителя ответчика Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, региональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так, указанные нормы федерального законодательства к вопросам местного значения муниципального района относят организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработку бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого, ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы закреплено за собственником сырья, материалов и полуфабрикатов и иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок..., где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию....

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1)предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, другихнегативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2)обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
се градации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Таким образом, отходы производства и потребления, являясь неестественно
образованным элементом в окружающей среде, подлежат ликвидации силами
собственника (владельца, пользователя) земельного участка, на котором данные
отходы обнаружены, в том случае, если собственник данных отходов не
установлен.

Длительное непринятие мер к устранению несанкционированной свалки отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемилогической обстановки для населения. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды не соблюдаются.

Так, на территории Сергеевского сельского поселения в селе Калинка по <адрес>, в лесополосе напротив <адрес> по <адрес> обнаружено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. На месте складирования преобладают отходы: текстиль, пластиковые корзины, бумага, мешки, битое стекло. Указанное обстоятельство признано представителем в ходе судебного заседания.

Согласно ч. 2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 этого же закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 данного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Поскольку к данной свалке имеется свободный доступ как для человека, так и для животных, в том числе, грызунов и птиц (избирающих подобные свалки местом своего постоянного обитания), являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний, а также то, что нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой; может явиться причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятии своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой, - непринятие Администрацией Сергеевского сельского поселения мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также ликвидации вышеуказанной свалки бытовых отходов, подтверждающееся материалами прокурорской проверки, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В связи с указанным, непринятие мер Администрацией Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства,в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Суд находит необходимым разъяснить ответчику положения ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, согласно которой, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:      

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий, - удовлетворить.

Обязать Администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в <адрес> в лесополосе напротив <адрес> по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья      (подпись)         О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «08» декабря 2011 г.

Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов