дело № 2-2062/2011 об обязании ликвидировать несанкционированное места складирования отходов



Дело № 2-2062/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                           «07» декабря 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Добродеевой Л.И.,

с участием:

представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, - Гелашвили Н.В., представившей доверенность б/н от 07.12.2011 г.;

представителя ответчика: Администрации Хабаровского муниципального района, - Шестова В.Г., представившего доверенность № 3-17/007 от 11.01.2011 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с исковым заявлением об обязании принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>).

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>) обнаружены места несанкционированного размещения отходов, отходы в основном бытовые, также имеются: стекло, пластик, текстиль, строительный мусор, жестяные банки.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды не соблюдаются.

Так, на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>) обнаружены места несанкционированного размещения отходов, отходы в основном бытовые, также имеются: стекло, пластик, текстиль, строительный мусор, жестяные банки.

Согласно пояснениям главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадзора по ДФО Уличкиной Е.А. свалка отходов в данном месте не предусмотрена. Ограждений данная свалка не имеет, находится в непосредственной близости от населенных пунктов, в связи с чем имеется свободный доступ к данной свалке как для человека, так и для животных, в том числе грызунов и птиц, являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний с подобных свалок, и может стать местом их постоянного обитании. Кроме того, нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой, а также может явится причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятию своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой.

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию Хабаровского муниципального района устранить нарушения действующего законодательства - принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящейся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>).

В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поскольку согласно представленного представителем истца картографического материала и кадастрового плана территории, видно, что место несанкционированной свалки находится в границах территории отнесённой к Галкинскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия. В том числе по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

Администрация Хабаровского муниципального района считает, что по вопросу ликвидации несанкционированного места размещения отходов и приведению земельного участка в надлежащее состояние, Хабаровскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо обратиться к собственнику земельного участка в порядке отдельного гражданского судопроизводства.

Выслушав пояснения представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, а так же пояснения представителя администрации Елабужского сельского поселения, представителя третьего лица Администрации Хабаровского муниципального района, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Статья 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. И при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия, в том числе и по защите земель от захламления отходами производства, потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

В ходе судебного заседания установлено, и подтверждено представленным представителем истца по запросу суда кадастрового плана территории Галкинского СП, а так же картографической съёмки, что место складирования отходов находится по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>), то есть, отходы расположены на землях отнесённых к ведению Администрации Галкинского сельского поселения Хабаровского муниципального района (месторасположение несанкционированной свалки, находится в переделах границ земель Галкинского СП Хабаровского МР), и по действующему законодательству, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, не вправе совершать какие-либо действия с отходами, собственником которых она не является.

Поскольку истцом Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены надлежащие доказательства в обоснование предъявленных исковых требований, суд находит необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:      

В удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об обязании принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по левой стороне автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> (после поворота на <адрес>), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья      (подпись)         О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «07» декабря 2011 г.

Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов