дело № 2-2063/2011 об обязании ликвидировать несанкционированное места складирования отходов



Дело № 2-2063/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                           «07» декабря 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Добродеевой Л.И.,

с участием:

представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, - Гелашвили Н.В., представившей доверенность б/н от 07.12.2011 г.;

представителя ответчика: Администрации Хабаровского муниципального района, - Шестова В.Г., представившего доверенность № 3-17/007 от 11.01.2011 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с исковым заявлением об обязании принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по обеим сторонам лесной дороги, по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>).

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по обеим сторонам лесной дороги, по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>) обнаружено 2 места несанкционированного размещения отходов, в частности: бумага, картон, микросхемы, пластик, битый шифер, кафельная плитка, твердые бытовые отходы, строительный мусор.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды не соблюдаются.

Так, на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по обеим сторонам лесной дороги, по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>) обнаружены места несанкционированного размещения отходов, в частности: бумага, картон, микросхемы, пластик, битый шифер, кафельная плитка, твердые бытовые отходы, строительный мусор.

Согласно пояснениям главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадзора по ДФО Уличкиной Е.А. свалка отходов в данном месте не предусмотрена. Ограждений данная свалка не имеет, находится в непосредственной близости от населенных пунктов, в связи с чем имеется свободный доступ к данной свалке как для человека, так и для животных, в том числе грызунов и птиц, являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний с подобных свалок, и может стать местом их постоянного обитании. Кроме того, нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой, а также может явится причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятию своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой.

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию Хабаровского муниципального района устранить нарушения действующего законодательства - принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящейся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по обеим сторонам лесной дороги, по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>).

В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поскольку согласно представленного представителем истца картографического материала и кадастрового плана территории, видно, что место несанкционированной свалки находится в границах территории отнесённой к Тополевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия. В том числе по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

Администрация Хабаровского муниципального района считает, что по вопросу ликвидации несанкционированного места размещения отходов и приведению земельного участка в надлежащее состояние, Хабаровскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо обратиться к собственнику земельного участка в порядке отдельного гражданского судопроизводства.

Выслушав пояснения представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, а так же пояснения представителя администрации Елабужского сельского поселения, представителя третьего лица Администрации Хабаровского муниципального района, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Статья 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. И при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить определенные мероприятия, в том числе и по защите земель от захламления отходами производства, потребления и ликвидации последствий этого захламления земель.

В ходе судебного заседания установлено, и подтверждено представленным представителем истца по запросу суда кадастрового плана территории Тополевского СП, а так же картографической съёмки, что место складирования отходов находится по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>), то есть, отходы расположены на землях отнесённых к ведению Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района (месторасположение несанкционированной свалки, находится в переделах границ земель Тополевского СП Хабаровского МР), и по действующему законодательству, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, не вправе совершать какие-либо действия с отходами, собственником которых она не является.

Поскольку истцом Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены надлежащие доказательства в обоснование предъявленных исковых требований, суд находит необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:      

В удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об обязании принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящихся на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края по обеим сторонам лесной дороги, по левой стороне Матвеевского Шоссе (по дороге на <адрес>), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья      (подпись)         О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «07» декабря 2011 г.

Копия верна: __________________________________ Судья О.Ю. Акимцов