Дело № 2-2029/2011 о понуждении поставить на учет военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольтнения месте жительства, понуждении внести в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся



Дело № 2-2029/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 г.                                                                                        г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

единолично судьи Добржанской Ю.С.,

при секретаре Калимулиной Т.Т.,

представителя истца Самохина Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Супруна А.М. к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении поставить на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровске, понуждении внести в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав место предоставления жилого помещения - г. Хабаровск, состав семьи - 4 человека,

      УСТАНОВИЛ:

Супрун А.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования следующим. Он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. В его личном деле записаны: <данные изъяты> - Супрун Н.Ю., <данные изъяты> - Супрун В.А., <данные изъяты> - Супрун С.А. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям. С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Его выслуга в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>. В период прохождения военной службы он был обеспечен по линии Министерства обороны РФ жилым помещением по адресу: <адрес> на состав семьи 4 человека (<данные изъяты>). По факту распределения квартиры был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ. Перед увольнением с военной службы им был собран пакет документов для постановки в очередь на получение жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровск. На имя начальника Князе-Волконской КЭЧ района им был подан рапорт о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в получении жилого помещения с включением в компьютерный учет Князе-Волконской КЭЧ. Кроме того, он был включен в состав участников подпрограммы «Государтсевнные жилищные сертификаты» с целью приобретения жилого помещения после увольнения из Вооруженных Сил РФ в г. Хабаровске посредством жилищного сертификата. Факт включения его и членов его семьи в данную подпрограмму может подтвердить списком кандидатов на получение ГЖС по в/ч в ДД.ММ.ГГГГ. Указанный список согласован, в том числе, с ВРИО начальника Князе-Волконской КЭЧ района. Как ему разъяснили в ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» постановка на учет нуждающихся в избранном после увольнения месте жительства на компьютерный учет не осуществляется, поскольку Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, действовавшей на тот момент, такой порядок не определен. Кроме того, не смотря на то, что квартира <адрес> находится на территории закрытого военного городка, у него имеется постоянный, а не служебный ордер. Тем не менее, его обнадежили тем, что его данные о признании нуждающимся в избранном после увольнения месте жительства переданы в ДКЭУ (Т), которое в настоящее время ликвидировано. В последующем он был уволен с военной службы без обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровск, так как не состоял в компьютерной базе данных «Учет». В связи с изданием приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , он обратился по своему жилищному вопросу в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ о том, что он, согласно сведениям, внесенным в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, не признан нуждающимся в получении жилого помещения и при этом неправомерно стоит с ДД.ММ.ГГГГ в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС, по категории - военнослужащие (граждане), нуждающиеся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), с составом семьи 4 человека, по избранному месту жительства - Хабаровский край. В письменном ответе ответчик также указывает, что поскольку на момент увольнения с военной службы он был обеспечен постоянной жило площадью в <адрес> по нормам жилищного законодательства, основания для признания его нуждающимся отсутствуют. В ответе указано, что до настоящего времени порядок учета военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения службы постоянным жильем по нормам жилищного законодательства и в соответствии со ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ имеющих право на получение жилья по избранному месту жительства не определен и не финансируется. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ и ч. 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. Таким образом, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не ограничивает военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения военной службы жилыми помещениями на условиях социального найма (не служебными жилыми помещениями) в получении жилья по избранному после увольнения месту жительства. То есть законодательство РФ не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному месту жительства. Отсутствие до настоящего времени механизма по постановке на учет военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения службы постоянным жильем по нормам жилищного законодательства и в соответствии со ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ имеющих право на получение жилья по избранному месту жительства не должно нарушать жилищных прав граждан. Поскольку им в период прохождения службы был соблюден порядок признания нуждающимся в получении жилья в соответствии с приказом Министра обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ , протокол заседания жилищной комиссии войсковой части не оспорен и не отменен, а ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» необоснованно не поставила его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, настоящим ответом ФГУ «Востокрегионжилье», которое в настоящее время осуществляет постановку военнослужащих на получение жилья (ГЖС),создается угроза нарушения его жилищных прав. Он, проживая в закрытом военном городке, не может воспользоваться правом приватизации занимаемой квартиры, и, соответственно, изменить место жительства. Поскольку он в настоящее время не может быть обеспечен ГЖС как военнослужащий, и учитывая, что ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает как обеспечение жильем по избранному месту жительства в натуре, так и путем получения ГЖС, он считает, что его права могут быть восстановлены путем постановки его с составом семьи 4 человека на учет нуждающихся в получении жилья.

Истец Супрун А.М., представитель ответчика - ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, третьи лица на стороне истца Супрун Н.Ю., Супрун В.А., Супрун С.А. в судебное заседание не явились.

О времени и месте рассмотрения дела указанные лица уведомлены надлежащим образом.

Истец, третьи лица на стороне истца просили рассмотреть дело без их участия, Супрун А.М. направил в суд своего представителя по доверенности Самохина Н.И.

Представитель ответчика не уведомил суд об уважительных причинах неявки в судебное заседание, не просил дело слушанием отложить.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца Самохин Н.И. доводы искового заявления поддержал, дополнительно просил обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поставить Супруна А.М. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровске, с первоначальной даты постановки его на такой учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Супрун А.М. является нанимателем квартиры <адрес>.

Членами семьи Супруна А.М., проживающими совместно с ним, являются: Супрун Н.Ю. - <данные изъяты>, Супрун В.А. - <данные изъяты>, Супрун С.А. - <данные изъяты>.

Супрун А.М. являлся военнослужащим, в настоящее время уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям приказом командира восковой части от ДД.ММ.ГГГГ .

Его выслуга в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Приказом командира восковой части от ДД.ММ.ГГГГ Супрун А.М. исключен из списка личного состава войсковой части.

В ДД.ММ.ГГГГ Супрун А.М. обращался с заявлением (рапортом) на имя начальника Князе-Волконской КЭЧ района, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с учетом того, что его семья состоит из 4 человек.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией войсковой части истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения и подлежащим включению на компьютерный учет в Князе-Волконскую КЭЧ, а также был включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» с целью приобретения жилого помещения после увольнения из Вооруженных Сил РФ в избранном месте жительства - городе Хабаровске посредством получения жилищного сертификата.

Супрун А.М. был включен в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по восковой части в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ , Супрун А.М. не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, что следует из автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, при этом неправомерно состоит с ДД.ММ.ГГГГ в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС, по категории - военнослужащие (граждане), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 4 человека, по избранному месту жительства - Хабаровский край. ФГУ «Востокрегионжилье» считает, что истец обеспечен постоянным жилым помещением по адресу: <адрес> общей площадью 61 кв.м., по 15, 2 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, что превышает норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что он обеспечен постоянным жилым помещением, право на участие в подпрограмме по категории - военнослужащие (граждане), нуждающиеся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), у него отсутствует.

Между тем, данный вывод ответчика противоречит требованиям действующего законодательства.

В частности, п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Пунктом 3 статьи 6 указанного Федерального Закона установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом предоставленного ст. 27 Конституции РФ право на свободу выбора места жительства, истец и члены его семьи вправе быть обеспеченным жилым помещением в связи с увольнением с военной службы, с учетом его выслуги в Вооруженных Силах РФ, по избранному им месту постоянного жительства в городе Хабаровске.

Из материалов дела следует, что истцом был соблюден порядок признания нуждающимся в получении жилья в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилым помещением в Вооруженных силах Российской Федерации». Протокол заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ не оспорен, решение жилищной комиссии о признании Супруна А.М. нуждающимся в получении жилого помещения, включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы с целью приобретения жилого помещения после увольнения в избранном месте жительства - городе Хабаровске не отменено.

На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утвержден Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, <адрес> является закрытым военным городком.

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилым помещением в Вооруженных силах Российской Федерации» вселение граждан, не имеющих отношение к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя.

Таким образом, действующее российское законодательство определяет, что жилые помещения в закрытых военных городках предназначены для проживания военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. Предоставление данных жилых помещений иным лицам для постоянного проживания с нанимателем не предусмотрено.

Нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривают ограничение права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания и жительства на территории закрытых военных городков.

Пунктом 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», установлено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

При таких обстоятельствах, проживание в закрытом военном городке истца и членов его семьи значительно ущемляет их права по сравнению с другими гражданами Российской Федерации, не проживающими в закрытых населенных пунктах, при том, что истец в настоящее время военнослужащим не является, а право его быть обеспеченным после увольнения жилым помещением по избранному им месту жительства установлено Федеральным законодательством.

На основании изложенного выше суд находит обоснованными доводы искового заявления о том, что права истца могут быть восстановлены путем постановки его с составом семьи 4 человека на учет нуждающихся в получении жилья в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Поскольку ответчик ФГУ «Востокрегионжилье» в своем ответе истцу указал, что он состоит в списках граждан, изъявивших желание получить ГЖС по категории - военнослужащие (граждане), нуждающиеся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), с составом семьи 4 человека, с ДД.ММ.ГГГГ, с это даты он должен быть поставлен на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровске

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Супруна А.М. к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении поставить на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровске, понуждении внести в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав место предоставления жилого помещения - г. Хабаровск, состав семьи - 4 человека удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации:

- поставить Супруна А.М. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - г. Хабаровске с первоначальной даты постановки на такой учет - с ДД.ММ.ГГГГ;

- внести Супруна А.М. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав место предоставления жилого помещения - г. Хабаровск, состав семьи - 4 человека.

          Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    Добржанская Ю.С.

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2011 года.