Дело № 2-2188/2011 о понуждении огранизовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов



Дело № 2-2188/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                           «21» декабря 2011 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Добржанской Ю.С.,

при секретаре Калимулиной Т.Т.,

с участием:

представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, - Поддубновой И.В.,

представителя ответчика - администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Черниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с исковым заявлением о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы следующим.Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Хабаровского края, природоохранного законодательства, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в деятельности администрации Сергеевского сельского поселения выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного поселения. В соответствии со ст.ст.21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 1, 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 42 Конституции РФ, просил обязать администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района устранить нарушения действующего законодательства - организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Сергеевского сельского поселения в <адрес> за школой на расстоянии 60 метров вправо, возле разрушенного дома по <адрес>.

В судебном заседании представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубнова И.В. заявленные исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика - администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Черникова Л.А. в судебном заседании пояснила, что по существу прокурором заявлены законные и обоснованные требования, которые она признает. Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, так как в зимний период надлежащим образом исполнить решение не возможно.

Выслушав объяснения представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика - администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Хабаровского края, природоохранного законодательства, проведенной в период с сентября по октябрь 2011 года, в деятельности администрации Сергеевского сельского поселения выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного поселения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, региональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так, указанные нормы федерального законодательства к вопросам местного значения муниципального района относят организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработку бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрации поселений возложена ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого, ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы закреплено за собственником сырья, материалов и полуфабрикатов и иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок..., где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию....

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, другихнегативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
се градации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Таким образом, отходы производства и потребления, являясь неестественно
образованным элементом в окружающей среде, подлежат ликвидации силами
собственника (владельца, пользователя) земельного участка, на котором данные
отходы обнаружены, в том случае, если собственник данных отходов не
установлен.

Длительное непринятие мер к устранению несанкционированной свалки отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемилогической обстановки для населения. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды не соблюдаются.

Администрацией Сергеевского сельского поселения указанные требования закона не соблюдаются надлежащим образом.

Так, на территории Сергеевского сельского поселения в <адрес> за школой на расстоянии 60 метров вправо, возле разрушенного дома по <адрес> обнаружено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов.

Указанное обстоятельство признано представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 этого же закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 данного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Поскольку к данной свалке имеется свободный доступ как для человека, так и для животных, в том числе, грызунов и птиц (избирающих подобные свалки местом своего постоянного обитания), являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний, а также то, что нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой, а также может явиться причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятии своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой, - непринятие администрацией Сергеевского сельского поселения мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также ликвидации вышеуказанной свалки бытовых отходов, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В соответствии со ст. 203 ч. 1 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Отсрочка исполнения решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, однако она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов, поэтому основания для отсрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

В связи с изложенными выше объективными обстоятельствами, принимая во внимание доводы представителя ответчика, мнение представителя прокурора, полагавшей целесообразным установить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Сергеевского сельского поселения в <адрес> за школой на расстоянии 60 метров вправо, возле разрушенного дома по <адрес> удовлетворить.

Возложить на администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории Сергеевского сельского поселения в <адрес> за школой на расстоянии 60 метров вправо, возле разрушенного дома по <адрес>.

Предоставить администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсрочку исполнения данного решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Судья         Добржанская Ю.С.

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2011 года.