Дело № 2-43/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ г. Хабаровск «18» января 2012 г. Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Акимцова О.Ю., при секретаре: Юрченко О.Л., с участием: представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края - Моисеенко Е.О., представившей удостоверение № ТО 105465 от 01.08.2011 г., и доверенность б/н от 18.01.2012 г.; представителя ответчика: Администрации Хабаровского муниципального района - Бурыка М.Я., - Шестова В.Г., представившего доверенность № 3.17/2974 от 28.12.2011 г., представителя третьего лица: Администрации Мичуринского СП ХМР, - Весёлой Л.А., представившей доверенность № б/н от 17.01.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края к Администрации Хабаровского муниципального района об обязании устранить нарушения действующего законодательства - организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в 30 метрах от кирпичного завода расположенного на территории <адрес>, в установленном законом порядке, УСТАНОВИЛ: Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеуказанным заявлением. Свои исковые требования мотивировал следующим. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки на основании поручения прокуратуры Хабаровского края о проведении проверки фактов, изложенных в статье «Айда в сталкеры» опубликованной в газете «Приамурские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности Администрации Хабаровского района выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий. Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так п.2 данной статьи к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработку бытовых и промышленных отходов. Кроме этого, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрации городских округов возложена ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»). При этом в силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Так, на участке местности, расположенном в 30 метрах от кирпичного завода в <адрес>, в овраге, обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и строительного мусора. Территория указанной свалки ограждений не имеет, доступ к свалке свободный, что может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, непринятие мер Администрацией Хабаровского района к сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с указанным, непринятие мер Администрацией Хабаровского района к сбору и вывозу обнаруженной несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Сторонами рассматриваемого спора являются неопределенный круг лиц и Администрация Хабаровского района. Исходя из субъективного состава участников и существа возникшего правоотношения, данный спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции. На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию Хабаровского района устранить нарушения действующего законодательства - организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в 30 метрах от кирпичного завода расположенного на территории <адрес>, в установленном законом порядке. В судебном заседании представителем ответчика представлены результаты комиссионного выезда на место нахождения несанкционированной свалки, а именно заключения отдела охраны окружающей среды управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации ХМР Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого несанкционированная свалка в районе старого кирпичного завода, расположена на территории Мичуринского сельского поселения. В судебном заседании старший помощникХабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска в соответствии со ст. 39, ст. 173 ГПК РФ, при этом указал, что последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска истцу понятны. Ходатайство мотивировал тем, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку Администрацией Хабаровского муниципального района представлены надлежащие тому доказательства. Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе в любое время отказаться от иска полностью либо в части. В соответствии с ч. 3 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска, и отказ принят судом. Рассмотрев ходатайство представителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края, выслушав мнение представителей ответчика и третьего лица, не возражавших по прекращению производства по делу, изучив материалы дела, суд считает возможным вышеуказанное ходатайство удовлетворить, производство по делу прекратить, т.к. отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц. В соответствии со ст. 101 ГПК РФ, при отказе истца от иска судебные расходы ответчиком не возмещаются, с учетом освобождения истца от её оплаты при обращении в суд с иском в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ суд, ОПРЕДЕЛИЛ: Принять отказ истца от иска. Производство Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края к Администрации Хабаровского муниципального района об обязании устранить нарушения действующего законодательства - организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в 30 метрах от кирпичного завода расположенного на территории <адрес>, в установленном законом порядке, - прекратить. Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд путем подачи частной жалобы через Хабаровский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции. Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Судья (подпись) О.Ю. Акимцов Копия верна: ____________________________________ Судья О.Ю. Акимцов