Дело № 2-27/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Хабаровск «20» марта 2012 г. Хабаровский районный суд в составе единолично судьи: Акимцова О.Ю., при секретаре Шинкарёвой Е.А. с участием: истца: Селютиной Т.И., - личность установлена; представителя истца: адвоката Лехан Ю.Л., представившей удостоверение № 909 от 28.05.2010 г.; представителя ответчика: Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, - Козловой О.А., представившей доверенность № 114/15-3 от 14.03.2012 г. представитель ответчика: Администрации Хабаровского муниципального района, - Хабаровского края, - Солодянкин Г.И., - в судебное заседание не явился, согласно заявления; представителя третьего лица ООО «ММО «Управляющая компания»: Пильниковой А.С., - представившей доверенность № 42 от 11.01.2011 г., представителя третьего лица ПП «Краснореченское»: Мельник И.Л., представившей доверенность № б/н от 26.12.2011 г. представителя третьего лица государственной жилищной инспекции, - Сутурина О.Б., представившего доверенность № 01-26/6413 от 15.08.2011 г. представителя третьего лица Министерства ЖКХ Хабаровского края, - Кондакова С.В., представившего доверенность № 1-07/25 от 20.03.2012 г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селютиной Т.И. к Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, УСТАНОВИЛ: Селютина Т.И., обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Свои исковые требования мотивировали следующим. В соответствии с договором на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, мне на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Совместно со мной в указанной квартире зарегистрированы и проживают члены моей семьи. В 2008-2009 г.г. в указанном жилом помещении было выполнено переустройство, заключающееся в следующем: 1.В квартире демонтированы радиаторы водяного отопления. Демонтаж радиаторов отопления произведен в соответствии с СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». 2.Установлены электрообогреватели конвекционного типа. Таким образом, с указанного времени система отопления в моей квартире отсутствует, и моя семья отапливается, используя электрообогревательные батареи. Согласно заключению специалиста ООО «ДВЭО» № от ДД.ММ.ГГГГ -в результате визуального осмотра квартиры установлено следующее: радиаторы отопления в квартире отсутствуют, трубы отопления изолированы и заглушены. Отсутствие радиаторов отопления в квартире № не препятствует циркуляции в циркуляции в системе отопления и обогреву других квартир. Отопление помещений квартиры производится установленными электрическими обогревателями. В соответствии с заключением ООО «Энергоцентр» № от ДД.ММ.ГГГГ, после переустройства квартиры по адресу: <адрес> техническое состояние электропроводки, аппаратов защиты и потребителей электроэнергии соответствуют требованиям правил устройства электроустановок (ПЭУ) правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и другой нормативно-технической документации. Угрозу жизни и здоровью не несет. Из заключения ООО «Эком-коттедж» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перепланировка, переустройство в квартире №, расположенной в жилом доме. № по <адрес> в <адрес>, для эксплуатации квартиры и несущей способности конструкций подъезда этого дома грозы не представляют, не создают угрозу жизни и проживанию. Заключение ООО Информационно-консультативного центра «Дальпожэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ также указывает, что принятые решения по перепланировке <адрес> в <адрес> соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности и не снижают уровень обеспечения безопасности людей в квартире и жилом доме в целом. Как следует из экспертного заключения на соответствие жилых помещений санитарным нормам № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира № в жилом доме № по <адрес> Хабаровского района Хабаровского края соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно справке выданной ОАО «Хабаровсккрайгаз» № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес> газовое оборудование соответствует требованию СНиП 42-01-2002, ПБ 12-603-03. Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии со ст. 14 ч,1 п. 7 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. Решением исполняющего обязанности главы сельского поселения Брилева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ мне было отказано в согласовании переустройства квартиры. Статья 29 ЖК РФ регламентирует, что самовольными являются переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования с органом местного самоуправления, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В связи с чем, просит суд сохранить жилое помещение - <адрес> в <адрес> Хабаровского района Хабаровского края в переустроенном состоянии в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения дела истцом, а так же его представителем заявлено ходатайство об оказании содействия в истребовании доказательств по делу, в частности о назначении экспертизы для решения вопросов о влиянии отключения отопительных приборов в его квартире на систему отопления жилого дома в целом. Производство указанной экспертизы просили поручить ФГБ ОУ ВПО «Тихоокеанский Государственный университет» кафедра ТТГиВ (Теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции). Представили суду вопросы подлежащие по их мнению разрешению. Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17.01.2012 г. назначена строительно-техническая судебная экспертиза. Согласно экспертного заключения ФГБ ОУ ВПО «Тихоокеанский Государственный университет» кафедра ТТГиВ за № б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 113-136), установлено, что проведенный гидравлический расчет показал, что демонтаж отопительных приборов в квартире <адрес> влияет на тепловой гидравлический баланс системы отопления жилого дома, а именно в увеличении теплоотдачи (мощности) радиаторов в других квартирах, что нельзя трактовать как негативное явление. Эксперты полагают, что нарушение в работе системы отопления - это невыполнение ее основных функций. Основной функцией системы отопления является обеспечение допустимых по ГОСТ [2] температур внутреннего воздуха в помещениях. Допустимый диапазон температур по ГОСТ [2] в жилых помещениях 20-24°С. Переход с централизованного отопления на индивидуальное в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приведет к незначительному (в пределах допустимого диапазона) повышению температур в смежных помещениях. Учитывая выше сказанное, переход с централизованного отопления на индивидуальное в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> не повлек нарушения в работе систем централизованного отопления. Расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, - годовое теплопотребление от стояков в <адрес> составило 2,67 Гкал/год. Изменение теплогидравлического режима жилого дома после перевода жилого помещения, принадлежащего Селютиной Т.И. на индивидуальное отопление составляет 4%, что меньше погрешности расчетов и может рассматриваться как незначительное. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее гр. Селютиной Т.И., потребляет тепловую энергию от инженерных сетей и оборудования централизованного отопления указанного многоквартирного дома, в том числе за счет смежных, примыкающих к нему помещений. Однако эксперты отмечают, что согласно п. 6.3.4 [3] потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях не более 3°С (согласно проведенным замерам разность температур воздуха в помещениях <адрес> смежных помещений составляет 1-2°С). Дополнительное теплопотребление от смежных помещений согласно расчету, приведенному в Приложении 6, составляет 213 Вт или 4% от расчетных тепловых потерь квартиры №. На вопрос имеется ли техническая возможность без реконструкции внутридомовых электрических сетей в многоквартирном доме, расположенном в Хабаровском районе, <адрес> перевод всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений на автономные источники обогрева электрические конвекторы, аналогичные установленным в квартире № указанного дома, при отключении данного многоквартирного дома от централизованного отопления тепловой энергии в полном объеме, экспертами указано на необходимость определения максимальной мощности систем отопления во всех квартирах многоквартирного дома и в доме в целом (включая подъезды, подвалы и т.д.). Работы проводятся специалистами теплогазоснабжения и вентиляции и выходят за рамки данной экспертизы. Определить максимально допустимую мощность установленных электрических приборов в каждой квартире и в доме в целом. Работы проводятся специалистами-электриками и выполнены только для квартиры №. Сравнение полученных значений и определение технической возможности перехода на автономные источники обогрева (электрические нагревательные приборы) проводится специалистами-электриками. Поэтому данный вопрос находится вне компетентности экспертов, которые являются специалистами теплогазоснабжения и вентиляции В судебном заседании истец, а так же его представитель исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представили суду протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 10-ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на повестку дня выставлялись вопросы: уменьшение размера общего имущества дома, изменение теплового режима дома, сохранение установленных электрообогревателей конвекционного типа в жилом помещении № <адрес>. По результатам голосования, участие в котором принимало 25 собственников помещений, обладающие 76,6 голосами, что составляет 76, 6% (кворум имеется), по всем вопросам принято единогласное решение «за». Кроме того представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 10-ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на повестку дня выставлялись вопросы: 1. о произвольном самовольном переустройстве квартир № Обязании привести самовольное переустроенное жилое помещение в прежнее состояние до ДД.ММ.ГГГГ По результатам голосования по первому вопросу из 24 присутствующих собственников (общее количество собственников в многоквартирном доме 36), - за, - 12 человек, против, - 9 человек, воздержалось, - 2 человека, по второму вопросу, - за, - 9 человек, против, - 12 человек, воздержалось, - 1 человек. Представитель ответчика Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца, поскольку истцом осуществлены действия в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества. Считает, что согласование вопросов переустройства перепланировки не входит в компетенцию Администрации поселения, а относится к полномочиям Администрации ХМР. Представитель ответчика Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела. В письменном отзыве указал, что считает администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку органом, осуществляющим согласование перепланировки и переустройства на территории <адрес>, в соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса РФ является администрация Корсаковского сельского поселения. Просит дело рассмотреть в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Представитель третьего лица ООО «ММО УК» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, и пояснила, что истица в соответствии с договором управления от ДД.ММ.ГГГГ №, по вопросу согласования переустройства, а именно демонтажа радиаторов водяного отопления и установки электрообогревателей конвекционного типа, и переходе на автономное отопление жилого помещения в адрес Общества не обращалась. Кроме того, в обоснование своих доводов, а именно того, что удовлетворение исковых требований может создать небезопасные условия для граждан проживающих в многоквартирном доме, - представил суду заключение ООО «Энергоцентр от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в результате обследования электропроводки в здании по адресу <адрес>, электропроводка выполнена алюминиевым проводом (кабелем). На траверсу жилого дома приходит алюминиевый провод типа А (АС) сечением 25 мм2. От траверсы до ВРУ жилого дома проложен кабель АВВГ4х50 мм2. От ВРУ по стоякам проложен провод АПВ сечением 35 мм2. Переоборудование квартиры № (установка электрических конвекторов) увеличивает нагрузку на электросети жилого дома на 11 ампер. В связи с этим можно сделать заключение, что переоборудование одной квартиры возможно и не создаст проблем с электропроводкой здания. Но переоборудование всех квартир в доме электропроводка не выдержит. По расчету питающего кабеля, для того, чтобы переоборудовать все квартиры электрическими конвекторами (3 конвектора по 1 кВт. каждый на 1 квартиру), необходимо установить медный кабель сечением 95 мм2 или алюминиевый сечением 120 мм2 от подстанции до ВРУ дома. На момент обследования состояние электрической проводки внутри дома - неудовлетворительное. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: переоборудование квартир при таком состоянии проводки невозможно Представителя третьего лица ООО ПП «Краснореченское» в судебном заседании исковые требования истца не признал, по тем обстоятельствам, что переустройство выполнено истицей в 2008-2009 г., т.е. в период действия публичного договора теплоснабжения между истицей и ООО «ПП «Краснореченское», вместе с тем требований о расторжении публичного договора теплоснабжения с момента самовольного переустройства от истца не поступало, договор действует по настоящее время, с внесенными по соглашению сторон изменениями по начислению за теплоснабжение по принципу остаточного теплопотребления от стояков системы отопления и обогревающих труб по полу и по периметру квартиры истца. Начисление за теплоснабжение по договору-поручению производит ООО «Сбытовая компания». Предоставление услуг по теплоснабжению регулируется нормами Постановления 307 от 23.05.2006 г., по которому производились начисления за теплоснабжение. Согласно п. 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".. .отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за теплоснабжение оплата производилась в размере 10 % от суммы начислений. Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, а это относится к составу общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Общего собрания собственников по вопросу переустройства жилого помещения не проводилось. Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ в случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит уменьшение системы отопления, а следовательно и уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома. Согласно справке, выданной ООО «Управляющая компания», в управлении и на обслуживании которой находится дом истицы, в <адрес> выполнена однотрубная система разводки отопления («Ленинградка»). При такой системе разводка теплоносителя на этажах производится по кольцевому контуру через горизонтальные трубопроводы, проходящие через все квартиры дома. При этом отопительные приборы присоединены последовательно. В квартире истицы отопительные приборы отсоединены от общедомовой системы отопления, трубы разводки проходят через всю квартиру. Произвести реконструкцию системы отопления с полным отсоединением квартиры от отопления не возможно, т.к. необходима полная реконструкция всей внутридомовой системы по всему дому. Однако в силу норм Жилищного кодекса истица выполнила переустройство самовольно. Проекта переустройства нет, как нет и его согласования со службами государственного надзора и самое главное с Дальневосточной генерирующей компанией (на предмет обогревания электрическими конвекторами). При этом, истцом не представлены данные, позволяющие установить, что ею произведена изоляция стен, пола (по которому проходят трубопроводы с теплоносителем круглосуточно подогревая полы) и потолка всей квартиры от соседних помещений (сбоку сверху и снизу), чтобы тепло, которое поставляется централизованно в дом, не уходило в ее квартиру. Ведь если в квартире истца будет холодно, то расход тепла у соседей будет существенно выше и, по сути, они будут отапливать ее квартиру остаточным теплом и платить за нее. А в соответствии с данными расчетно-кассового центра ООО «МО «Сбытовая компания», осуществляющего начисление за отопление - так и происходит. Согласно справке, выданной ООО «МО «Сбытовая компания» в доме истицы были сделаны перерасчеты за ненадлежащее качество услуги отопления, связанное с нарушением температурного режима. При наличии в квартире истца «ленинградской» однотрубной системы отопления об одностороннем расторжении договора можно говорить только при реконструкции внутридомовой системы отопления, чтобы трубы и стояки отопления не проходили в квартире истца. По данному спору необходимо различать индивидуальное намерение собственника помещения в многоквартирном доме отказаться от услуги отопления по присоединенной сети и общее намерение собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуги отопления по присоединенной сети (при том, что в этом доме в такой ситуации несколько квартир). Демонтаж обогревающих элементов не должен привести к нарушению прав граждан, пользующихся другими жилыми помещениями. Например, использование автономного теплоисточника позволяет произвольно регулировать, в том числе снижать, температуру внутреннего воздуха, что может ухудшить тепловой режим соседних помещений. Как правило, снижение температуры производится с целью снизить расходы на содержание неиспользуемого помещения (при отъезде или непроживании). Представитель третьего лица государственной жилищной инспекции в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объёме по тем основаниям что, Селютина Т.И. просит сохранить расположенное в многоквартирном доме жилое помещение в переустроенном состоянии, в котором ею без правовых на то оснований централизованная система отопления заменена на автономную (демонтированы отопительные приборы, взамен установлены электрические обогреватели конвекционного типа). Понятие переустройство содержится в части 1 статьи 25 ЖК РФ, согласно которой переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Фактически, радиаторы отопления не отражаются в технических паспортах на жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в связи с чем демонтаж указанных элементов не может быть отнесен к разновидности переустройства жилого помещения. В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается, в том числе: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Согласно пункту 6 указанных Правил в состав общего имущества включена внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях Тем самым законодателем к составу общего имущества отнесено имущество, которое было демонтировано истцом. В соответствии с требованиями части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Порядок проведения такого собрания установлен в статье 45 ЖК РФ. Заявляя данные исковые требования истцом не представлено доказательств о соблюдении вышеуказанных требований жилищного законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов всех собственников помещений многоквартирного дома. Представленные протоколы общих собраний не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, по вопросу уменьшения общего имущества требуется согласие всех собственников. По мнению Инспекции в рассматриваемом деле подлежит применению также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении", из части 15 статьи 14 которого следует запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Согласно правового смысла указанной нормы при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме причиняется существенный вред всей отопительной системе, в частности, происходит снижение температуры в примыкающих помещениях. Кроме того, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Также следует обратить внимание, что выполненная истцом автономная система отопления представляет собой определенную опасность при эксплуатации как для самого истца, так и для совместно проживающих в многоквартирном доме других граждан. Фактически вновь установленные обогревающие элементы представляют не что иное как бытовые обогреватели, которые предназначены к использованию не для самостоятельного обогрева жилого помещения, а для периодического подогрева при существующей системе отопления. Кроме того, подключение указанных обогревателей произведено через обычную бытовую розетку, то есть используемую для электроснабжения бытовых приборов гораздо меньшей мощности, чем подключенные конвекторы. Из представленных истцом документов не следует, что внутриквартирная электрическая проводка технически возможна длительный период времени выдерживать постоянную нагрузку подключенных обогревателей, а также иных необходимых в быту истца приборов и оборудования (бойлер, утюг, чайник, холодильник, телевизор, пылесос, микроволновая печь, освещение и т.д.). Представленные истцом в материалы дела заключения фактически не отражают всю полноту факторов, подлежащих исследованию при дачи оценки вопросу безопасности эксплуатации применяемого электрического оборудования. Кроме того представленные заключения выполнены в летне-осенний период, то есть без испытаний оборудования и электрических сетей в период максимальных нагрузок, что свидетельствует о недопустимости представленных заключений как доказательств по настоящему делу. В целях соблюдения баланса прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома истцом не представлено доказательств о технической возможности перевода всех находящихся в многоквартирном доме помещений на автономный источник отопления, предлагаемый к использованию гр. Селютиной Т.И. (необходимо рассматривать ситуации о том, что и иные владельцы помещений <адрес> в случае удовлетворения требований истицы также заявят намерение перейти на автономный источник отопления).Учитывая изложенное, Инспекция предлагает в удовлетворении требований Селютиной Т.И. отказать в полном объеме. Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Хабаровского края в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился по тем основаниям, что в силу пункта 15 статьи 14 федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" система отопления включена в состав общего имущества жилого дома. Демонтаж радиаторов системы отопления в жилом помещении многоквартирного дома противоречит пункту 4 статьи 30 главы 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). При проектировании системы отопления, расчёт тепловых нагрузок жилого здания определяется совокупностью тепловых потерь всех жилых комнат и подсобных помещений. При переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме причиняется существенный вред всей отопительной системе, в частности, происходит снижение температуры в смежных помещениях. Кроме того, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания Собственниками помещений многоквартирного дома, желающими осуществить переход с централизованного отопления на индивидуальное, предполагается оплачивать только собственное потребление, а тепловые потери от стояков системы отопления, проходящие в жилых помещениях, а также расход тепловой энергии на общедомовые нужды в нарушение статей 30 и 39 ЖК РФ, не оплачивать. Данные затраты при отсутствии общедомового теплосчётчика являются убытками энергоснабжающего предприятия, а при оснащении многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учёта потребления тепловой энергии, объём данного теплопотребления будет возложен на жильцов, обеспеченных тепловой энергией от системы центрального отопления. Следует отметить, что в настоящее время порядок расчёта на потребление тепловой энергии отдельно для мест общего пользования многоквартирных жилых домов на федеральном уровне не определён. Гражданин, использующий энергию для бытового потребления, не вправе без соответствующего разрешения органа местного самоуправления отказаться от централизованного отопления квартиры (ст. 26 ЖК РФ. Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что Селютина Т.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В 2008-2009 г.г. в указанном жилом помещении истицей произведено самовольное отключение от общей системы теплоснабжения, путем демонтажа радиаторов отопления, и установкой автономного теплоснабжения, т.е. было выполнено переустройство, заключающееся в следующем, - в квартире демонтированы радиаторы водяного отопления, и установлены электрообогреватели конвекционного типа. Доказательством, подтверждающим наличие в квартире № дама № <адрес> автономной системы отопления (бойлера), подтверждается техническим паспортом на указанное жилое помещение за инв. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством. В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, переустройства и перепланировки жилых помещений. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Статьей 26 Жилищного кодекса РФ определено основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так данной нормой установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование. Орган, осуществляющий согласование, выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения, который является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Согласно заключению специалиста ООО «ДВЭО» № от ДД.ММ.ГГГГ -в результате визуального осмотра квартиры установлено следующее: радиаторы отопления в квартире отсутствуют, трубы отопления изолированы и заглушены. Отсутствие радиаторов отопления в квартире № не препятствует циркуляции в циркуляции в системе отопления и обогреву других квартир. Отопление помещений квартиры производится установленными электрическими обогревателями. В соответствии с заключением ООО «Энергоцентр» № от ДД.ММ.ГГГГ, после переустройства квартиры по адресу: <адрес> техническое состояние электропроводки, аппаратов защиты и потребителей электроэнергии соответствуют требованиям правил устройства электроустановок (ПЭУ) правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и другой нормативно-технической документации. Угрозу жизни и здоровью не несет. Из заключения ООО «Эком-коттедж» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перепланировка, переустройство в квартире №, расположенной в жилом доме. № по <адрес> в <адрес>, для эксплуатации квартиры и несущей способности конструкций подъезда этого дома грозы не представляют, не создают угрозу жизни и проживанию. Заключение ООО Информационно-консультативного центра «Дальпожэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ также указывает, что принятые решения по перепланировке <адрес> в <адрес> соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности и не снижают уровень обеспечения безопасности людей в квартире и жилом доме в целом. Как следует из экспертного заключения на соответствие жилых помещений санитарным нормам № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> жилом доме <адрес> Хабаровского района Хабаровского края соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно справке выданной ОАО «Хабаровсккрайгаз» № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес> газовое оборудование соответствует требованию СНиП 42-01-2002, ПБ 12-603-03. В соответствии со ст. 14 ч,1 п. 7 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. Решением исполняющего обязанности главы сельского поселения Брилева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в согласовании переустройства квартиры. В соответствии с ч. 1 ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Истцом договор энергоснабжения расторгнут в одностороннем порядке, путём демонтажа энергопринимающего устройства, присоединенного к общедомовым сетям энергоснабжающей организации. Доказательств уведомления ПП «Краснореченское», являющейся энергоснабжающей организацией, о демонтаже энергопринимающего устройства, присоединенного к общедомовым сетям энергоснабжающей организации, истцом не представлено. Согласно ч. 2 ст. 452 ГК РФ, требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Вместе с тем, истцом не ставился перед судом вопрос о расторжении договора энергоснабжения. Статьёй 453 ГК РФ, предусматривающей последствия изменения и расторжения договора, установлено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора. При этом, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Согласно п.п. 1.7.1., 1.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ). Выступить с инициативой проведения переустройства помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (например, наниматели и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, но уполномоченные собственником на совершение таких действий). Заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"*(1). Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 ЖК РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли. В его содержание включены следующие разделы: - расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом; - расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления; - экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление. содержащие в себе расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом; расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления; заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление, свидетельствующие об отсутствии угрозы жизни и здоровью людей, нарушения законных прав и интересов других лиц, в результате произведённого истцом переустройстве жилого помещения, суд находит необходимым в удовлетворении исковых требований отказать. В соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Как видно из материалов дела истцом суду не представлены доказательства наличия согласия всех собственников жилых помещений на уменьшение общего имущества произведённого путём демонтажа радиаторов отопления в квартире истицы, произведенного с соблюдением требований ст. 45 ЖК РФ.. Представленные истцом, а так же его представителем протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, содержат в себе противоречивую информацию, а именно суду представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на повестку дня выставлялись вопросы: уменьшение размера общего имущества дома, изменение теплового режима дома, сохранение установленных электрообогревателей конвекционного типа в жилом помещении № <адрес>. По результатам голосования, участие в котором принимало 25 собственников помещений, обладающие 76,6 голосами, что составляет 76, 6% (кворум имеется), по всем вопросам принято единогласное решение «за». Кроме того представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на повестку дня выставлялись вопросы: 1. о произвольном самовольном переустройстве квартир №, 17, 21; 2. Обязании привести самовольное переустроенное жилое помещение в прежнее состояние до ДД.ММ.ГГГГ По результатам голосования по первому вопросу из 24 присутствующих собственников (общее количество собственников в многоквартирном <адрес>), - за, - 12 человек, против, - 9 человек, воздержалось, - 2 человека, по второму за, - 9 человек, против, - 12 человек, воздержался, - 1 человек. Доводы ответчиков, что они являются не надлежащими суд находит не состоятельными, поскольку статьей 26 Жилищного кодекса РФ определено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Помимо этого, необходимо отметить, что постановлением главы Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке формирования разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, расположенных на территории Хабаровского муниципального района, согласно которому для рассмотрения вопроса о согласовании проведения переустройства и или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории Хабаровского муниципального района, собственник данных помещений или его доверенное лицо по доверенности, предъявляет в администрацию Хабаровского муниципального района документы, предусмотренные ст. 26 Жилищного кодекса РФ. Администрация хабаровского муниципального района рассматривает заявление и представленные с ним документы и принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки. (п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Положения). При таких обстоятельствах ответчики Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, и Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края являются надлежащими по делу ответчиками. Руководствуясь статьями 167, 194 - 199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Селютиной Т.И. к Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии, - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья (подпись) О.Ю. Акимцов Мотивированное решение изготовлено «20» марта 2012 года. Копия верна: ________________________________ Судья О.Ю. Акимцов