№ 2-655/2012 об оспаривании представления прокурора Хабаровского района от 01.03.2012г. № 2-32-2012



Дело № 2- 655/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2012 г.                                                                          г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Кожевниковой Н.Ф.,

при секретаре Дейковой А.В.,

с участием: представителя заявителя Солодянкина Г.Н., представителя заинтересованного лица Бебриш Д. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Хабаровского муниципального района Алешко В.А. о признании незаконным представление прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. от 01. 03. 2012г. № 2-32-2012 и возложении обязанности на прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. отозвать указанное представление,

УСТАНОВИЛ:

Глава Хабаровского муниципального района Алешко В.А. обратился в Хабаровский районный суд с заявлением о признании незаконным представление прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. от 01. 03. 2012г. № 2-32-2012, которым администрации указано на необходимость рассмотрения и принятия решения по заявлению ФИО в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства о порядке предоставления земельных участков, порядке рассмотрения обращений граждан. Просит возложить обязанность на прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. отозвать указанное представление, поскольку его требования являются необоснованными, представление, вынесенное в адрес главы района - незаконным. Требования мотивированы следующим.

Заявление ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес администрации Хабаровского муниципального района, как и в адрес главы Хабаровского муниципального района Алешко В.А. никогда не поступало, оно адресовано Председателю Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района ФИО 1, поступило в Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района 05.12.2011г., . Глава Хабаровского муниципального района, в адрес которого поступило представление, Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района не возглавляет. В связи с чем, оспариваемое представление в адрес главы Хабаровского муниципального района вынесено необоснованно.

Несмотря на то, что заявитель просил предоставить земельный участок в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, фактически для осуществления садоводства и огородничества испрашивался земельный участок в СНТ «<данные изъяты>», расположенный в 800 метрах к северу от с. Ракитное на землях Ракитненского сельского поселения, площадью 1228 кв.м.

При рассмотрении указанного выше заявления Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района пришел к единственно правильному выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок должен предоставляться исключительно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», но никак не в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения заявления ФИО было установлено, что СНТ «Весна-1» образовано 17.10.2003, т.е. после 20.04.1998 - даты вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ. Между тем, ранее постановлением Ракитненской сельской администрацией земельный участок, на территории которого располагается СНТ «Весна-1», предоставлялся ПСО «Гражданстрой». Далее, в отношении СНТ «Весна-1» было принято постановление администрации Ракитненского сельского поселения от 04.08.2009 № 110 «О выделении и закреплении земельного участка в размере 3,5 га под садово- огородные участки садоводческому некоммерческому товариществу «Весна-1».

Заявителю письмами Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района от 30.09.2011 № 01-19/2224, от 20.12.2011 № 01-19/3050 предлагалось представить документы, подтверждающие выделение земельного участка СНТ «Весна-1» до момента вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, а также свидетельствующие о переходе прав и обязанностей (правопреемстве) к СНТ «Весна-1» от ПСО «Гражданстрой». В свою очередь, каких-либо иных документов, подтверждающих, что СНТ «Весна-1» создано до 20.04.1998 или что оно ранее было создано при иной организации, которой был предоставлен земельный участок до 20.04.1998г. ФИО представлено не было. Учитывая данные обстоятельства, письмом от 09.02.2012 № 03-11/251 Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района прекратил рассмотрение заявления ФИО, предложив ей получить обратно представленные ею документы.

Таким образом, действия Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района по рассмотрению заявления являются законными. В связи с чем, требования, изложенные в оспариваемом представлении о принятии решения по заявлению в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, считают незаконными.

Дисциплинарные взыскания на работников за совершенные ими дисциплинарные проступки налагаются работодателем в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, а на муниципальных служащих также в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». В свою очередь, представление прокурора, вынесенное в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», основанием для привлечения работников к дисциплинарной ответственности не является. Учитывая данное обстоятельство, требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства о порядке предоставления земельных участков, порядке рассмотрения обращений граждан, также является необоснованным.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Солодянкин Г.Н. поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Старший помощник прокурора Хабаровского района Бебриш Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагает, что оспариваемое представление является законным и обоснованным.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно положениям ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами….

Прокуратурой Хабаровского района по результатам проверки по заявлению ФИО о проведении проверки правомерности действий и решений должностных лиц органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в районе с.Ракитное были выявлены нарушения Земельного кодекса РФ.

Проверкой установлено, что 05.12.2011 (вх. № 6606 Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района) по основаниям ст. 34 Земельного кодекса РФ ФИО обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в 800 метрах к северу от с.Ракитное для целей не связанных со строительством. По результатам рассмотрения заявления ФИО, 20.12.2011 председателем Комитета по управлению имуществом и экономике района, заявителю направлен ответ, согласно которому в целях реализации права, предусмотренного ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «0 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» заявителю предложено «предоставить документы, подтверждающие взаимосвязь между организациями ПСО «Гражданстрой» и СНТ «Весна-1». В последующем, согласно письму от 09.02.2012, в связи с тем, что ФИО указанные документы представлены не были, принято решение об отказе в предоставлении истребуемого земельного участка.

При этом, прокурором в оспариваемом представлении обоснованно указывается, что в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006. № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена, в т.ч. предоставление ФИО испрашиваемого земельного участка должно осуществляться соответствующим органом местного самоуправления Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района на основании решения главы Хабаровского муниципального района.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

  • принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
  • уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
  • обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом " О государственном кадастре недвижимости ".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Во исполнение указанных требований федерального законодательства решением от 20.05.2008. № 398 Собрания депутатов Хабаровского муниципального района утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или ведении Хабаровского муниципального района, для целей, не связанных со строительством (далее Порядок).

Согласно ст. 3 Порядка (в ред. решений Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 02.12.2008 № 451, от 22.09.2009 №) граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или аренду, направляют письменное заявление на имя заместителя главы администрации, председателя Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района.

В заявлении должны быть указаны:

  • цель использования земельного участка;
  • размер, местоположение земельного участка;
  • испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению о предоставлении земельных участков прилагаются:

  • документы, удостоверяющие личность заявителя (копии);

- кадастровая карта, план земельного участка с указанием его границ, удостоверенные органом, ответственным за проведение кадастровых работ (если на момент подачи заявления земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет).

В соответствии со ст. 4 Порядка рассмотрение заявления по существу и подготовка проекта постановления администрации района о предоставлении земельных участков гражданам в собственность или в аренду осуществляется Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района.

Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района в 30-дневный срок со дня поступления заявления рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также обеспечивает подготовку информации о земельном участке, который предоставляется гражданину на определенном праве, и публикацию такой информации на официальном сайте администрации Хабаровского муниципального района либо направляет заявителю мотивированный отказ в его предоставлении.

Выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории производится в течение месяца со дня поступления заявления, при условии, что с момента публикации информации прошло не менее 14-ти календарных дней.

Заявитель, после получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом " О государственном кадастре недвижимости ».

Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка обеспечивает принятие администрацией Хабаровского муниципального района решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направление такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка заявителю.

Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района в адрес ФИО направлены сообщения из которых следует, что испрашиваемый земельный участок ей не может быть представлен ни в рамках ст. 34 Земельного кодекса РФ, ни в рамках ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», при этом Комитетом при рассмотрении заявления ФИО не были выполнены возложенные на них функции, о чём мотивировано изложено в представлении прокурора.

На основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором внесено представление об устранении нарушений закона должностным лицом, который полномочен устранить допущенные нарушения.

Представление прокурором внесено в установленном законом порядке, доводы представления мотивированны, основаны на положениях действующего законодательства, нарушение порядка рассмотрения заявления ФИО нашло подтверждение в ходе рассмотрения данного дела.

Доводы заявления о необоснованности внесении оспариваемого представления на имя главы администрации Хабаровского муниципального района Алешко В.А. по тем основаниям, что заявление ФИО в адрес администрации Хабаровского муниципального района никогда не поступало, а находилось на рассмотрении в Комитете по управлению имуществом и экономике Хабаровского района, возглавляемому ФИО 1 являются несостоятельными, согласно пункту 1.9 Положения о Комитете по управлению имуществом и экономике администрации
Хабаровского муниципального района (утв. решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 21 февраля 2012 г. N 39-215), Комитет входит в структуру администрации района и подчиняется непосредственно главе района.

Доводы заявления о необоснованности требований прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства о порядке предоставления земельных участков, порядке рассмотрения обращений граждан, по тем основаниям, что дисциплинарные взыскания на работников за совершенные ими дисциплинарные проступки налагаются работодателем в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, а на муниципальных служащих также в соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с чем представление прокурора, вынесенное в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ», основанием для привлечения работников к дисциплинарной ответственности не является, не могут быть приняты во внимание судом и не являются основанием для признания представления незаконным, поскольку в представлении прокурором не указывается о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц на основании представления прокурора, а предлагается главе администрации Хабаровского муниципального района Алешко В.А. решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. При этом, в представлении не содержится указаний на конкретные основания привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, из чего следует, что прокурор не вторгается в компетенцию работодателя по разрешению вопросов об основаниях и порядке привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что представление прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. от 01. 03. 2012г. № 2-32-2012 является законным и обоснованным, в связи с чем заявление главы Хабаровского муниципального района Алешко В.А. суд находит не подлежащим удовлетворению.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления главы Хабаровского муниципального района Алешко В.А. о признании незаконным представление прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. от 01. 03. 2012г. № 2-32-2012 и возложении обязанности на прокурора Хабаровского района Пономарева П.Г. отозвать указанное представление, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца, после принятия решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Судья       Н.Ф. Кожевникова

Мотивированное решение принято 02. 05. 2012г.