2-1558/2012 о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело № 2-1558/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                                 «16» августа 2012 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Моховой Г.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца: старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Серой И.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика: СНТ «Водник» Ткаченко Л.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Водник» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

01.08.2012 г. Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к СНТ «Водник» о возложении обязанностей в срок до 01.07.2012 г. по проведению работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности, а именно: установке на территории СНТ средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также наружного освещения; организации подъезда с твердым покрытием к имеющимся на территории СНТ пожарным водоемам; установке у пожарных водоемов и по направлению движения к ним соответствующих указателей; приобрести мотопомпу.

Свои требования мотивировал следующим. В ходе проведения проверки исполнения лесного законодательства СНТ «Водник» были выявлены нарушения закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о, пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от-18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов.

Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности на территории дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу п. 94 Правил пожарной безопасности при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.

Согласно п. 18 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой, для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).

Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности у гидрантов и водоемов, (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с п. 31 Правил пожарной безопасности садоводческие товарищества с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

В ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что СНТ «Водник», включающее 412 участков, устроено пожарными водоемами, однако подъезд к ним не организован.

Таким образом, при наступлении пожароопасного сезона отсутствие подъезда к имеющимся пожарным водоемам создают угрозу переброса огня на лесной фонд.

Кроме того, СНТ «Водник» в нарушение требований закона не имеет переносную пожарную мотопомпу, звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара, а также наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к пирсам пожарных водоемов. Также у пожарных водоемов и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели.

Данный факт подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ОНД по Хабаровскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Возникновение пожара на территории СНТ может привести к человеческим жертвам, причинению вреда здоровью граждан, а также к перебросу огня на лесной фонд, что повлечет причинение ущерба государству.

Таким образом, СНТ «Водник» не исполняются вышеназванные требования лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, просит суд удовлетворить заявленные им требования и понудить ответчика к совершению указанных им в иске действий.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил установить срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности ответчиком до 01.10.2012 г.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с предъявленными требованиями ссылаясь на отсутствие финансовых средств для осуществление заявленных прокурором действий, а так же в связи с тем, что СНТ не является населённым пунктом или поселением, все земли на территории товарищества являются частной собственностью, и приватизированы в границах сложившихся на дату приватизации в 1993 г., обустройство площадок требует изъятия участков у частных лиц, что не входит в компетенцию товарищества.

Заслушав представителей сторон, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", применяются в части, не противоречащей Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
"О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно п. 15 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390), собственниками индивидуальных жилых домов обеспечивается наличие на участках емкости (бочки) с водой или огнетушителя.

В соответствии со ст. 68 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлены требования по противопожарному водоснабжению поселений и городских округов, согласно которой, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей) (ч. 18).

Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания, на территории СНТ имеются противопожарные водоёмы, однако организация площадки, размерами не менее 12Х12 м. для установки пожарных автомобилей, в силу отсутствия площадей такого размера, без изъятия земель находящихся в собственности у граждан для ведения подсобного хозяйства, невозможна, поскольку СНТ не наделены полномочиями по изъятию земельных участков из собственности у граждан, такими полномочиями опять же наделены государственные органы или органы местного самоуправления в силу требований Главы 7 ЗК РФ, а так же ст. 239 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса. Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Ссылка прокурора на п. 27, п. 90, п. 31, Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), предусматривающая обязанность СНТ по установлению наружного освещения, установки у пожарных водоёмов по направлению движения к ним соответствующих указателей (объёмных со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), наличие переносной мотопомпы, является так же не обоснованной, поскольку указанная обязанность не предусмотрена требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, а в части п. 27, п. 90 ППБ 01-03, предусматривающих установки наружного освещения, установки у пожарных водоёмов по направлению движения к ним соответствующих указателей (объёмных со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), - применяется в отношении территорий населённых пунктов и организаций.

Пункт 16 настоящих Правил, согласно которых на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступает в силу только с 1 сентября 2012 г.

Вышеуказанное свидетельствует о необоснованности предъявленных исковых требований Прокурора, основанных на ППБ 01-03, поскольку проведение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности, которые Прокурор просит возложить на СНТ «Золотая осень», в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, относится к полномочиям государственных органов и органов местного самоуправления, либо возлагается на собственников индивидуальных жилых домов, а требование по обеспечению звуковой сигнализацией заявлено преждевременно. Т.е. положения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", противоречат Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390.

Помимо вышеуказанного, Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", на который в своём заявлении ссылается прокурор в обоснование своих требований, Приказом МЧС России от 31 мая 2012 г. N 306, признан утратившим силу, что в силу п. 1 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ может являться в последующем основанием для пересмотра судебного постановления, вступившего в законную силу, по новым обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельством, - отмена постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Водник» о понуждении к совершению определенных действий, - возложении обязанности по установке на территории СНТ средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также наружного освещения; организации подъезда с твердым покрытием к имеющимся на территории СНТ пожарным водоемам; установки у пожарных водоемов и по направлению движения к ним соответствующих указателей; приобретении мотопомпы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Хабаровский районный суд.

Судья                                             <данные изъяты>                                О.Ю. Акимцов

<данные изъяты>

<данные изъяты>