Дело № 2-364/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2012 года г. Хабаровск Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С. при секретаре Дунаевой А.Г. с участием: - истца Поповой Е.В., - ответчика Прохоровой Т.А., - представителя ответчика Прохоровой Т.А. Ганичева И.А., - представителя третьего лица муниципального унитарного предприятия землеустроитель Хабаровского района Яковлева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой Е.В. к Прохоровой Т.А. о возложении обязанности установить и согласовать границы земельного участка, УСТАНОВИЛ: Попова Е.В. обратилась в суд с иском к Прохоровой Т.А. о возложении обязанности установить и согласовать границы земельного участка. Свои исковые требования мотивировала следующим. ДД.ММ.ГГГГ Поповой Е.В. был приобретен в собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проводились межевые работы по согласованию границ земельных участков, принадлежащего Поповой В.А. и смежных. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Однако Прохорова Т.А. от подписи в акте согласования местоположения границ земельного участка отказалась, ничем не мотивируя свой отказ. В извещении с просьбой прибыть в 9.00 часам ДД.ММ.ГГГГ для согласования местоположения границ моего земельного участка ответчик написала, что с межевым планом не согласна. Причину несогласия объяснять не стала. Ответчик, отказываясь от установления границ участка, нарушает права Поповой Е.В. владения, пользования и распоряжения своей собственностью. В силу положений ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗемК РФ) земельные споры разрешаются в судебном порядке. В судебном заседании истец Попова Е.В. на своих исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что границы ее земельного участка, определенные в межевом плане, подготовленном МУП «Землеустроитель» Хабаровского района, согласованы всеми владельцами смежных участков без возражений. Прохорова Т.А. просто не согласовывает границы и всё. Прохорова Т.А. установила забор, в результате Попова Е.В. не может подойти к обратной стороне своего садового домика. Ответчик Прохорова Т.А. и ее представитель Ганичев И.А. в судебном заседании исковые требования не признали. Суду пояснили, что действительно Прохорова Т.А. является владельцем смежного земельного участка с Поповой Е.В. в садоводческом некоммерческом товариществе «Водник». Они в принципе не имеют возражений по границам земельного участка Поповой Е.В., указанным в межевом плане, подготовленном МУП «Землеустроитель» Хабаровского района. Свой участок они межевали, но еще в местной системе координат. Границы земельного участка Прохоровой Т.А. не учтены в государственном кадастре недвижимости. Представить кадастровый паспорт земельного участка, результаты межевания границ их участка в системе координат МСК 27 они не могут. Забор они действительно установили и установили его строго по границе между участками. Представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия землеустроитель Хабаровского района Яковлев С.Н. в судебном заседании пояснил, что в МУП «Землеустроитель» Хабаровского района обратилась Попова Е.В. за проведением межевых работ, составлению межевого плана земельного участка. По итогам выполнения работ был составлен межевой план, схема расположения участка. Всеми смежными землепользователями границы участка согласованы, за исключением Прохоровой Т.А. Границы земельного участка в схеме расположения участка соответствуют фактическим. Выслушав пояснения истца Поповой Е.В., ответчика Прохоровой Т.А. и её представителя Ганичева И.А., представителя третьего лица МУП «Землеустроитель» Хабаровского района Яковлева С.Н., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Поповой Е.В. у ФИО5 был приобретен в собственность земельный участок для ведения садоводства общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Аналогичное указание имеется в статье 6 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно нему права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие вышеуказанного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие вышеуказанного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие вышеуказанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. В силу статьи 25.2. Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 25.2. вышеуказанного закона. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2. Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому в соответствии со статьей 25.2. Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2. Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с вышеуказанной статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное). Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2. Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок не допускается. Так в соответствии с пунктом 11 статьи 45 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре объектов недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации. При таких обстоятельствах, отсутствие в государственном кадастре недвижимости учета границ земельного участка ФИО5, предоставленного ей на основании свидетельства о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, не препятствовало распорядиться участком. Действующее законодательство допускает оборотоспособность земельных участков, предоставленных для садоводства, если они были учтены в государственном кадастре объектов недвижимости до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации даже при условии отсутствия согласования границ и установления их в соответствии с земельным законодательством. В последствии новый собственник вправе поставить на кадастровый учет уточненные границы земельного участка. Порядок проведения государственного кадастрового учета с 01 марта 2008 года регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Для постановки земельных участков на кадастровый учет, либо внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости необходимо предоставить в орган кадастрового учета документы, предусмотренные ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости». Статьями 68 и 69 ЗемК РФ установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗемК РФ, федеральными законами. В соответствии со статьей 29 ЗемК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗемК РФ. Статья 11.1 ЗемК РФ предусматривает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 статьи 11.2 ЗемК РФ). В отношении земельного участка Поповой Е.В. в межевом плане, подготовленном МУП «Землеустроитель» Хабаровского района, определены надлежащим образом координаты поворотных точек границ земельного участка в системе координат МСК 27. Межевой план подготовлен в 2011 году. Попова Е.В. согласна с межевым планом. Одним из смежных земельных участков с участком Поповой Е.В. является земельный участок Прохоровой Т.А., что сторонами не оспаривается. Общая граница имеет следующие координаты: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Статья 60 ЗемК РФ устанавливает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу положений статьи 64 ЗемК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Статья 39 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает правило, согласно которому местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного Федеральным законом случая. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Определение смежных земельных участков относится к компетенции кадастровых инженеров. Как видно из материалов дела, а именно акта согласования границ, границы земельного участка Поповой Е.В. согласованы всеми смежными землепользователями, кроме Прохоровой Т.А. Учитывая, что Прохорова Т.А. в судебном заседании не высказала аргументированных возражений относительно определения общей границы со смежным земельным участком Поповой Е.В. границы земельного участка Поповой Е.В. подлежат установлению и согласованию. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Поповой Е.В. к Прохоровой Т.А. о возложении обязанности установить и согласовать границы земельного участка удовлетворить. Установить общую границу между смежными земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным <адрес>, принадлежащим на праве собственности Поповой Е.В., и земельным участком <адрес>, принадлежащим на праве собственности Прохоровой Т.А., в точках Н4-Н9 в следующих координатах в системе координат МСК-27: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Считать общую границу между смежными земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным в <адрес>. <адрес>, принадлежащим на праве собственности Поповой Е.В., и земельным участком в <адрес> принадлежащим на праве собственности Прохоровой Т.А., согласованной. Взыскать с Прохоровой Т.А. в пользу Поповой Е.В. судебные расходы по делу: - расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, - расходы на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Судья А.С. Хальчицкий <данные изъяты>