2-381/2012 о признании права собственности на земельный участок прекращенным, взыскании стоимости земельного участка



Дело № 2-381/2012

         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Хабаровск                                      04 апреля 2012 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.,

с участием:

- представителя истца Гаврикова В.Д. Лоскутова В.А.,

- представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Федорова А.В.,

- представителя ответчика Правительства Хабаровского края Апёнышева М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаврикова В.Д. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании права собственности на земельный участок прекращенным, взыскании рыночной стоимости земельного участка после его изъятия для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской границы.

УСТАНОВИЛ:

Свои исковые требования мотивировал следующим.

В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 - супруге Гаврикова В.Д., на основании постановления администрации Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.

После смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Гавриков В.Д. принял наследство, включающее указанный земельный участок, о чем выдано свидетельство о праве на наследство по закону серия от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В результате наследования произошло универсальное правопреемство всего имущества, имущественных прав и обязанностей супруги Гаврикова В.Д.

Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.

В соответствии с ч. 1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Несмотря на государственную регистрацию права собственности и признание со стороны государства Гаврикова В.Д. собственником указанного земельного участка, фактически он лишен возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится за линией российско-китайской государственной границы.

Нахождение земельного участка за линией российско-китайской государственной границы связано с демаркацией российско-китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 г. N 52-ФЗ.

Таким образом, сложилась ситуация, что государство, с одной стороны, признает Гаврикова В.Д. собственником указанного земельного участка со всей совокупностью прав, а, с другой стороны, обеспечить ему возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком не в состоянии в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

По смыслу п.1 ч.1 ст.49 Земельного кодекса РФ в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, осуществляется изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Тем не менее, какие-либо сведения о прекращении или ограничении права собственности Гаврикова В.Д. в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не вносились.

Из этого следует, что процедура изъятия земельного участка государством не выполнена, поскольку она предусматривает, прежде всего, принятие решения и прекращение права собственности в ЕГРП.

В соответствии с ч.3 ст.55 Земельного кодекса РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст.279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Более того, Правительством Российской Федерации в целях урегулирования данного вопроса принято Распоряжение от 27 декабря 2010 г. № 2443-р.

Как следует из абзаца 2 пункта 1 указанного распоряжения Правительству Хабаровского края рекомендовано в 3-месячный срок заключить соглашения с собственниками земельных участков, утратившими на них права в связи с демаркацией государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, о выплате компенсации указанным правообладателям.

В соответствии с пунктом 3 указанного Распоряжения Минфину России предписано после получения от Минэкономразвития России документов, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, перечислить дотацию, определенную в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения, бюджету Хабаровского края.

Тем не менее, ни до, ни после принятия указанного распоряжения Правительства РФ каких-либо компенсационных выплат Гаврикову В.Д. не произведено, соглашений не заключено.

Поскольку непринятие государством решения об изъятии его земельного участка становится препятствием для получения предусмотренной законом компенсации, считает, что его права могут быть защищены лишь непосредственно в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.4 ст.63 Земельного Кодекса РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

При этом в соответствии со ст.66 Земельного Кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Так, согласно отчету об оценке, подготовленному в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

По смыслу ст.ст. 9, 11, 12 ГК РФ граждане по своему усмотрению определяют способы и пределы защиты своих гражданских прав.

Так, с настоящим иском Гавриков В.Д. обращается по поводу возмещения рыночной стоимости земельного участка. По поводу возмещения иных убытков он будет продолжать решение вопроса во внесудебном порядке.

С учетом изложенного просит:

1. Признать право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, участок , кадастровый номер <данные изъяты>, прекращенным вследствие изъятия земельного участка для государственных нужд.

2. Взыскать с ответчиков <данные изъяты> рублей (семьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей в счет возмещения рыночной стоимости земельного участка.

В судебное заседание истец Гаврикова В.Д. не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. О причинах неявки не сообщил. Просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя ФИО12

В судебном заседании представитель истца Гаврикова В.Д. Лоскутов В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Федоров А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.

Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Министерство финансов Российской Федерации может представлять интересы казны Российской Федерации только в случаях предъявления исков к государству о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ - за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) федеральных государственных органов и должностных лиц. Иные основания для представления интересов Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрены.

Земельный участок, находившийся в собственности истца, отошел к Китайской Народной Республике и находится на ее территории, на основании Федерального закона от 31.05.2005 № 52-ФЗ «О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части».

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный участок (п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ). Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Предметом предъявленных исковых требований является возмещение рыночной стоимости земельного участка, а не требование о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий.

Порядок возмещения рыночной стоимости земельного участка, изъятого в связи с демаркацией российско-китайской границы определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2443-р «Об оказании финансовой помощи бюджету Хабаровского края».

В соответствии с указанным нормативным актом Правительству Хабаровского края рекомендовано в трехмесячный срок подписать соглашения с собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами утраченных земельных участков о выплате соответствующей компенсации.

Также названным распоряжением предусмотрено перечисление финансовой помощи бюджету Хабаровского края для выплаты указанной компенсации.

Истцом должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что истец после принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2443-р «Об оказании финансовой помощи бюджету Хабаровского края», обращался в Правительство Хабаровского края с требованием о заключении соглашения о выплате компенсации за утраченный земельный участок.

Ответчик Правительство Российской Федерации извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах ненаправления представителя не сообщил.

В силу положений ч. 3 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства РФ.

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края Апёнышев М.Е. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.

В исковом заявлении истец просит взыскать с Правительства Хабаровского края рыночную стоимость земельного участка.

Согласно статьи 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 3 данной статьи установлено, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них.

Так же пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что заключение Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является основанием возникновения расходных обязательств Российской Федерации.

Статьёй 31 Бюджетного кодекса РФ указывается на недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Следовательно, возмещение убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2443-р «Об оказании финансовой помощи бюджету Хабаровского края» (далее - Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2443-р) рекомендовано Правительству Хабаровского края заключить соглашения с собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков, утратившими на них права в связи с демаркацией государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, о выплате компенсации указанным правообладателям (далее - соглашения).

Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2443-р носит рекомендательный характер, не является нормативным правовым актом и в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов» не может служить основанием для передачи полномочий Российской Федерации органам власти Хабаровского края.

Гавриков В.Д. с целью заключения соглашения о выплате компенсации в связи с демаркацией государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в Правительство Хабаровского края не обращался. Дотация, определяемая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2443-р «Об оказании финансовой помощи», в бюджет Хабаровского края не перечислялась.

Таким образом, Правительство Хабаровского края по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того, как следует из заявления истца, земельный участок находится на территории Российской Федерации. Доказательств изъятия земельного участка или невозможности его использования не представлено.

На основании изложенного и статей 35, 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения исковых требований за счет Правительства Российской Федерации не имеется.

Ответчик Министерство финансов Хабаровского края извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представителя в судебное заседание не направил, о причинах ненаправления представителя не сообщил. Ранее представил отзыв на исковые требования, в соответствии с которыми иск не признал по следующим основаниям.

Статья 279 Гражданского кодекса РФ устанавливает порядок изъятия земельного участка для государственных (муниципальных) нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Такое решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, о чем собственник земельного участка должен быть извещен с указанием даты произведенной регистрации. С момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка собственник земельного участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 280 ГК РФ).

Согласно статье 281 ГК РФ выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, должна определяться по соглашению с собственником участка. Указанное соглашение должно включать обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в зависимости от того, кем производится изъятие) уплатить выкупную цену земельного участка.

В установленном законом порядке решение об изъятии земельного участка в отношении Гаврикова В.Д. не принималось. Изъятие земельного участка для государственных нужд влечет прекращение права собственности.

Российская Федерация является стороной Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированного Федеральным законом от 31 мая 2005г. №52-ФЗ, следовательно, именно органы государственной власти Российской Федерации могут принять решение об изъятии земельного участка, принадлежащего истцу, и, соответственно, выплата стоимости земельных участков должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, при рассмотрении аналогичных дел по искам о взыскании рыночной стоимости земельных участков и убытков, суммы исковых требований взыскиваются с Министерства финансов Российской Федерации.

Таким образом, Министерство финансов Хабаровского края не является надлежащим ответчиком по делу.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010г. №2443-р предусмотрено оказание финансовой помощи бюджету Хабаровского края за счет предоставления в 2011 году из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, определенном на основании соглашений между Правительством Хабаровского края и собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков, утратившими на них права в связи с демаркацией государственной границы между Российской Федерацией и КНР, о выплате компенсации указанным правообладателям. Правительству Хабаровского края рекомендовано в 3-месячный срок заключить соглашения и представить в Минэкономразвития России реестр и копии заключенных соглашений, а также документы, подтверждающие права лиц на земельные участки. Министерству финансов России после получения от Минэкономразвития России указанных документов, предписано перечислить дотацию бюджету Хабаровского края.

Поскольку соглашение с истцом не подписано, дотация в бюджет Хабаровского края не поступала, в связи с чем взыскание рыночной стоимости земельного участка в пользу истца с казны края невозможно.

Также министерство финансов Хабаровского края полагает, что истцом не представлены доказательства того, что указанный земельный участок находится на приграничной территории, а его использование фактически невозможно.

Выслушав пояснения представителя истца Гаврикова В.Д. Лоскутова В.А. пояснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Федорова А.В. пояснения представителя Правительства Хабаровского края Апёнышева М.Е.., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Министерства финансов Российской Федерации и Правительтва Российской Федерации по следующим основаниям.

В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 - супруге Гаврикова В.Д., на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер <данные изъяты>

После смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Гавриков В.Д. принял наследство, включающее указанный земельный участок, о чем выдано свидетельство о праве на наследство по закону серия от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В результате наследования произошло универсальное правопреемство всего имущества, имущественных прав и обязанностей супруги Гаврикова В.Д.

Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.

В соответствии с ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Не смотря на государственную регистрацию права собственности и признание со стороны государства Гаврикова В.Д. собственником указанного земельного участка, фактически он лишен возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится за линией российско-китайской государственной границы.

Нахождение земельного участка за линией российско-китайской государственной границы связано с демаркацией российско-китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 г. N 52-ФЗ.

Факт нахождения земельного участка Гаврикова В.Д. в полном объеме за линией российско-китайской границы ответчиками не опровергнут. Границы земельного участка Гаврикова В.Д. определены на местности в соответствии с действующим законодательством.

14.10.2004 года Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - как «Договаривающимися Сторонами» в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

Согласно данному соглашению, часть территории островов Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной Республике.

Согласно Федеральному закону № 52-ФЗ от 31.05.2005г. Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе было ратифицировано. Таким образом, земельный участок, находившиеся в собственности истца, отошел Китайской Народной Республике и находится на ее территории.

После демаркации государственной границы истец лишен права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границами муниципальных образований, границах населенных пунктов и так далее.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок, принадлежавший истцу на праве собственности, в настоящее время находятся за линией российско-китайской государственной границы.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены федеральным земельным законодательством, которое в этой части по своему содержанию является отсылочным и в силу этого применяется в системном единстве как с другими положениями Земельного кодекса РФ, затрагивающими вопросы принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так и соответствующими положениями ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненный нарушением прав собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст. 63 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения в полном объеме убытков.

Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год по предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Таким образом, изъятию земельного участка должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, государственная регистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника земельного участка. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, каких-либо документов, подтверждающих выполнение указанной выше процедуры изъятия земельных участков, в том числе соглашения с собственниками о выкупной цене, со стороны ответчиков представлено не было.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края № 394-р от 06.07.2006 года «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы» и согласно письму от 03.10.2008 года № 1 -11 /7365 Министерства имущественных отношений Хабаровского края, земельные участки, расположенные на территории острова Большой Уссурийский изымаются для государственных нужд Российской Федерации. Доступ собственникам и арендаторам на территорию земельных участков закрыт.

В соответствии со ст. 35 ч. 3 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 20.03.1952 года (с изменениями на 1.11. 1998 года) - каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Учитывая, что изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, без достижения соглашения о выкупной цене, и до настоящего времени компенсацию за изъятие земельного участка, находившегося в собственности Гаврикова В.Д. не выплачена, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

         Согласно ГК РФ (главе 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации, вопросы войны и мира.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется также путем возмещения убытков.

Согласно отчету «Об определении рыночной стоимости объекта оценки - «земельный участок, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование под сенокос, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. местоположение: <адрес> участок рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Представленный истцом отчет соответствует положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2443-р от 27 декабря 2010 года принято решение оказать финансовую помощь бюджету Хабаровского края за счет предоставления в 2011 году из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, определенном на основании соглашений между правительством Хабаровского края и собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков, утратившими на них права в связи с демаркацией государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, о выплате компенсации указанным правообладателям.

Рекомендовать правительству Хабаровского края в 3-месячный срок заключить соглашения.

Правительству Хабаровского края представить в Минэкономразвития России реестр и копии заключенных соглашений, а также документы, подтверждающие права лиц, указанных в пункте 1 вышеуказанного распоряжения, на земельные участки.

Минфину России после получения от Минэкономразвития России документов, указанных в пункте 2 вышеуказанного распоряжения перечислить дотацию, определенную в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения, бюджету Хабаровского края.

Хабаровскому краю денежные средства для выплаты Гаврикову В.Д. не перечислялись, соглашение не заключалось.

Указанное обстоятельство не лишает права Гаврикова В.Д.. на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка.

Таким образом, исковые требования обоснованы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гаврикова В.Д. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о признании права собственности на земельный участок прекращенным, взыскании рыночной стоимости земельного участка после его изъятия для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской границы удовлетворить.

Признать прекращенным право собственности Гаврикова В.Д. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. под сенокос.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гаврикова В.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> стоимость земельного участка изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы в размере <данные изъяты> рублей.

В иске к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края - отказать.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                                                   А.С.Хальчицкий

<данные изъяты>