Дело № 2-1604/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 сентября 2012 г. г. Хабаровск Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Макий И.В., при секретаре Клевовой О.А., с участием: старшего помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Журба И.Г., представителя муниципального казенного детского образовательного учреждения - Детский сад с. <адрес> Е.В. Арескиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному детскому образовательному учреждению - Детский сад <адрес>, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать и оборудовать приспособление для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и граждан с ограниченными возможностями здоровья в помещение детского сада, установил: Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности на администрацию Хабаровского муниципального района и муниципальное казенное детское образовательное учреждение - Детский сад <адрес> обустроить вход в нежилое помещение, расположенное по В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное детское образовательное учреждение - Детский сад <адрес>. В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского района Хабаровского края Журба И.Г. исковые требования уточнила. Просит обязать муниципальное казенное детское образовательное учреждение - Детский сад <адрес> и администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить вход в нежилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, приспособлениями для доступа к нему инвалидов и граждан из категории маломобильных групп населения, и обеспечить их использование указанными лицами. При этом ответчики вправе самостоятельно выбрать способ, которым будет обеспечен доступ указанных граждан в дошкольное учреждение. Суду пояснила изложенное в исковом заявлении. В судебное заседание представитель администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края не явился. Согласно представленному отзыву представителя администрации Шестова В.Г. указанный ответчик исковые требования не признал по следующим доводам. Постановлением Правительства РФ № 1449 от 07.12.1996 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерацииразработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. На территориальные органы социальной защиты населения возложена координация за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры. Органам местного самоуправления никаких рекомендаций и обязанностей не предписано. Исследоватьсяна предмет соответствия требованиям доступности для маломобильных групп населения должны проектные решенияпо строительству или реконструкции объектов, а не существующие объекты социальной инфраструктуры.Об этом свидетельствуют п. 1-3, 5, 9 и другие пункты Порядка реализации требования доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также п. 1.1, 1.5 СниПа 35-01-2001. Здание детского образовательного учреждения по адресу <адрес> было построено до вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих оборудование приспособлений для доступа к ним инвалидов и граждан из категории маломобильных групп населения, поэтому к проекту, в соответствии с которым осуществлялось строительство здания, не могут предъявляться требования, которые были установлены Порядком и СниПом уже после ввода здания в эксплуатацию. Считает, что в полномочия прокуратуры не входит проверка зданий и сооружений на соответствие требованиям доступности для инвалидов. Обращаясь в суд с требованием о понуждении администрации Хабаровского муниципального района обустроить вход в нежилое помещение приспособлениями для доступа к ним инвалидов и граждан из категории маломобильных групп населения, а также использования их указанными лицами, путем осуществления реконструкции крыльца с возведением приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и граждан с ограниченными возможностями здоровья, в нарушение требований п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность администрации Хабаровского муниципального района, нарушая право администрации на самостоятельное решение вопросов, относящихся к компетенции администрации района. Кроме того, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» не содержит императивной, то есть строго обязательной к исполнению и не допускающей отступлений, нормы, понуждающей органы местного самоуправления устанавливать пандусы или иные архитектурные решения. При этом, согласно ст. 15 данного закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Помимо установки пандуса могут существовать и другие меры, которыми можно обеспечить доступность здания для инвалидов. Принятие решения о том, каким из способов будет достигаться доступность здания для маломобильных групп населения, не относится к полномочиям органов прокуратуры, а относится к компетенции организаций - участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Представитель муниципального казенного детского образовательного учреждения - Детский сад <адрес> Арескина Е.В. исковые требования не признала в полном объеме по следующим доводам. Согласно постановлению администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.11.2010 № 3611 «О создании казенных образовательных учреждений Хабаровского муниципального района, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений» тип учреждения изменен на казенный, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Между тем подпунктом 4 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружением, места отдыха, культурно-зрелещным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственникамиэтих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворению минимальных потребностей инвалидов. Статьей 39 закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Здание МКДОУ <адрес> находится в оперативном управлении, а собственником имущества является Хабаровский муниципальный район, на администрацию которого должно быть возложено оборудование крыльца школы пандусом. Считает, что в настоящее время нет необходимости для создания указанных прокурором условий, так как дети-инвалиды дошкольного возраста и их родители, передвигающиеся на колясках в данном районе, отсутствуют. Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 9 названного закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. В соответствии с ч. 1 ст.15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п.2.7 Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 № 2151, требования к материально-техническому обеспечению включают, в том числе, требования архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Здание муниципального казенного детского образовательного учреждения - Детский сад <адрес>, расположенное по адресу: с. <адрес> Хабаровского района Хабаровского края, <адрес>, является собственностью Хабаровского муниципального района Хабаровского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ это здание передано в оперативное управление муниципального казенного детского образовательного учреждения - Детский сад <адрес> Согласно акту проверки муниципального казенного детского образовательного учреждения - Детский сад <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ, вход в задние детского образовательного учреждения не оборудован для доступа маломобильных групп населения. Таким образом, с учетом вышеизложенных норм права, обязанность по обеспечению доступа неопределенного круга лиц из числа инвалидов-колясочников и граждан с ограниченными возможностями здоровья в здание детского образовательного учреждения, расположенного по адресу <адрес>, должна быть возложена и на муниципальное казенное детское образовательное учреждение - Детский сад <адрес>, и на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Право прокурора обращаться в суд в защиту гарантированных прав на охрану инвалидов предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает необходимым установить срок исполнения решения - до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПКРФ, Исковые требования прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному детскому образовательному учреждению - Детский сад <адрес>, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать и оборудовать приспособление для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и граждан с ограниченными возможностями здоровья в помещение детского сада удовлетворить. Обязать муниципальное казенное детское образовательное учреждение - Детский сад <адрес> и администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить вход в нежилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, приспособлениями для доступа к нему инвалидов и граждан из категории маломобильных групп населения, и обеспечить их использование указанными лицами. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца после его принятия в окончательной форме. Судья И.В. Макий В окончательной форме решение принято 5 сентября 2012г. Судья И.В. Макий
адресу <адрес>,
<адрес>, приспособлениями для доступа к ним инвалидов и граждан из категории
маломобильных групп населения, а также использования их указанными
лицами, путем осуществления реконструкции крыльца с возведением
приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и
граждан с ограниченными возможностями здоровья, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их прав прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края установлено, что вход в указанное здание не оборудован приспособлениями для возможности посещения его инвалидами и другими маломобильными группами населения, чем нарушаются права и законные интересы социально незащищенной категории граждан неопределенного круга инвалидов, которым предоставлено право беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры, а также иных граждан из категории маломобильных групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
"Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования. Частью 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся.
решил: