решение от 12.01.2011г. (о компенсации морального вреда)



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 года г. Гвардейск

Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Татаренковой Н.В.,

при секретаре Громыко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркушина Антона Юрьевича к Министерству финансов Российской Федерации, ОВД по Гвардейскому району о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Маркушин А.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам о возмещении компенсации морального вреда, указывая, что он, в разное время, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве подозреваемого и обвиняемого неоднократно содержался в ИВС ОВД по Гвардейскому району, где ему не были обеспечены надлежащие условия содержания, чем были нарушены его права. Так, в ИВС отсутствовали надлежащие спальные места, стол, скамейка, шкафы для хранения продуктов, бочки для питьевой воды, тазы для стирки белья, отсутствовало надлежащее освещение, камера не оборудована санитарным узлом, отсутствовала вытяжка и вентиляция, свежий воздух в камеру не поступал, постельное белье, туалетная бумага, зубная паста, щетка не выдавались, на прогулку не выводили, стены камеры покрыты грубой штукатуркой «шуба», на стенах присутствовала плесень, углы были мокрые, также в камере нет радиоточки. В камере имелись тараканы. В ИВС питание Маркушину А.Ю. предоставлялось раз в день – обед. В результате ненадлежащих условий содержания в ИВС Маркушину А.Ю. были причинены физические и нравственные страдания, которые он оценивает в 200000 рублей и просит взыскать в свою пользу.

В судебном заседании Маркушин А.Ю. не присутствовал, так как находится в местах лишения свободы (ФБУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, г. Калининград), где отбывает наказание по приговору суда, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ОВД по Гвардейскому району Калининградской области – Попова К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Маркушина А.Ю. не согласилась и пояснила, что камеры ИВС оборудованы следующим: спальным местом, санитарным узлом, краном для питьевой воды, вытяжной вентиляцией, тазом для гигиенической цели и стрики одежды, продуктами питания, постельным бельем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи. Нормы содержания количества спец. контингента в камерах соблюдаются. Подозреваемые и осужденные обеспечиваются трехразовым питанием, приготовление горячей пищи для указанной категории лиц производится по договору, заключенному ОВД по Гвардейскому району с ОАО «Управление торговли Балтийского Флота», также заключен договор на обработку помещений ИВС с ООО «Балтдезсервис». Ежедневные прогулки не проводятся из-за отсутствия места проведения прогулки, а именно, прогулочного дворика.

Представитель Министерства финансов РФ, интересы которого в судебных органах представляет Управление федерального казначейства РФ по Калининградской области, надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явилось по неизвестной причине, письменных возражений суду не представило.

Изучив материалы дела и дав им правовую оценку, суд считает исковые требования Маркушина А.Ю. подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 23 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года и главами № 5, 14, 15 приказа МВД РФ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД» № 950 от 22 ноября 2005 года подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно трехразовым бесплатным горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ.

Камеры ИВС оборудуются столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, урной для мусора.

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.

В ИВС по Гвардейскому району имеются спальные места из дощатого настила, санитарный узел, кран для питьевой воды, вытяжная вентиляция, таз для гигиенической цели и стрики одежды, постельное белье, гигиенические принадлежности, столовая посуда и столовые приборы на время приема пищи; организовано горячее питание лиц, содержащихся в ИВС, три раза в день; имеется комната с душевой кабиной, куда подается холодная и горячая вода; в камерах ИВС проводятся дезинфекционные мероприятия; на стенах плесени нет, так как в 2007 году в ИВС был произведен капитальный ремонт. Медико-санитарные условия содержащихся в ИВС, нормы санитарной площади в камере обеспечиваются.

Из материалов дела следует, что Маркушин А.Ю. содержался под стражей по уголовному делу с ДД.ММ.ГГГГ и доставлялся в ИВС ОВД по Гвардейскому району, где находился в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общей сложности - 6 суток.

При этом условия содержания Маркушина А.Ю. в ИВС ОВД Гвардейского района не в полной мере соответствовали требованиям Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года и приказа МВД РФ «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД» № 950 от 22 ноября 2005 года, а именно в ИВС Гвардейского района не были созданы надлежащие условия содержания подозреваемых и обвиняемых, в том числе истца, не обеспечивалось достаточное материально-бытовое обеспечение: в камерах ИВС не имеется индивидуальных спальных мест, стола, скамейки, шкафа для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; отсутствует средство радиовещания; не производятся ежедневные прогулки из-за отсутствия места проведения прогулки, а именно прогулочного дворика.

Указанные нарушения условий содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в ИВС по Гвардейскому району имели место и в период содержания Маркушина А.Ю., что не оспаривалось представителем ответчика.

Изложенные обстоятельства подтверждаются пояснениями Маркушина А.Ю., содержащимися в исковом заявлении, пояснениями представителя ОВД – Поповой К.Ю., а также письменными доказательствами: выпиской из книги лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Гвардейскому району; журналом оказания медицинской помощи, из которого видно, что Маркушину А.Ю. оказывалась медицинская помощь ДД.ММ.ГГГГ, и он был госпитализирован; договором от 01 февраля 2008 года, заключенным между ОВД по Гвардейскому району и Управлением торговли Балтийского Флота об отпуске горячих комплексных обедов; копией продовольственной тетради, из которой следует, что Маркушину А.Ю. предоставлялось трехразовое питание; договором № 380/80-11 от 01 апреля 2008 года и дополнительным соглашением к данному договору от 01 января 2009 года, заключенными между ОВД по Гвардейскому району и ООО «Балтдезсервис» о проведении профилактическо-истребительных мероприятиях по снижению численности грызунов и насекомых и других дезинфекционных мероприятиях.

Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что условия содержания Маркушина А.Ю. в ИВС ОВД по Гвардейскому району не соответствовали установленным нормам в части отсутствия индивидуальных спальных мест, отсутствия стола, скамеек, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, непредоставления возможности для ежедневной прогулки, необеспечения камеры радиодинамиком. Указанные нарушения условий содержания в ИВС причинили содержавшемуся там истцу физические и нравственные страдания, в связи с чем, требование Маркушина А.Ю. о взыскании в его пользу компенсации причиненного ему морального вреда суд считает обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

При этом доводы истца о том, что в камере ИВС отсутствовала питьевая вода, тазы для стирки белья, надлежащее освещение, санитарный узел, вытяжка и вентиляция, постельное белье, средства личной гигиены, наличие на стенах плесени, сырости, а также наличие в камере тараканов, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Истцом не представлено доказательств того, что данные нарушения имели место, а судом таких доказательств не добыто.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий Маркушина А.Ю., испытанных последним вследствие ненадлежащих условий его содержания в ИВС, требований разумности и справедливости, период нахождения Маркушина в ИВС по Гвардейскому району, с учетом которых считает необходимым взыскать с государства в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Маркушина Антона Юрьевича о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Маркушина Антона Юрьевича компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней, начиная с 14 января 2011 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 января 2011 года.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья Н.В.Татаренкова