об оспаривании решений должностного лица



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011г                                                                           г.Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд в составе председательствующей судьи Ихисеевой М.В., единолично, при секретаре Шаракшанэ А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Норекяна Д.В. об оспаривании решений должностного лица,

У с т а н о в и л :

Норекян Д.В. отбывает наказание в ФБУ КП-6 УФСИН России по Республике Бурятия по приговору мирового судьи судебного участка №1 г Северобайкальск РБ от 26.11.2009г по <данные изъяты> УК РФ в виде <данные изъяты>. В ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ прибыл из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ от 14.04.2011г, осужденный Норекян Д.В. водворен в штрафной изолятор на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

На основании постановления врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ от 14.04.2011г. осужденный Норекян Д.В. за вышеуказанное нарушение признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания.

Постановлением врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ от 27. 04.2011г осужденный Норекян Д.В. вновь водворен в штрафной изолятор на 10 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Постановлением врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ от 05.05.2011г осужденный Норекян Д.В. вновь водворен в штрафной изолятор на 10 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Норекян Д.В. обратился в суд об оспаривании вышеуказанных решений врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН Росссии по РБ,мотивируя их незаконностью и необоснованностью, нарушающими его права.

В судебном заседании Норекян Д.В. доводы жалобы поддержал и суду пояснил, что рапорт от 14.04.2011г не соответствует действительности. В этот день, в указанное в нем и в постановлениях от 14.04.2011г время, он не находился в спальном отделении отряда и не совершал действий, указанных в постановлении. Утром 14.04.2011г он выполнял работы по рубке и привозу битума с начальником колонии и осужденным М., затем работал с М. ( в настоящее время освобожден) на теплице по установке столбов ограждения, затем до обеда он совместно с М. и Б. занимался капустой (вычерпывали воду). С 13.00- 14.00 обеденный перерыв. После 14.00 он вновь пошел работать на теплицу по установке столбов, где работал один. Во время работы на теплице, к нему подошел Х. и передал, что его вызывает дежурный Ц.. Когда он пришел по вызову, то Ц. предложил ему убрать туалет, поскольку он является дежурным по графику. С данным графиком он ознакомлен не был, в известность об обязанности уборки туалета поставлен не был. Туалет до 07.04.2011г убирался специальным уборщиком из осужденных лиц, после его побега 07.04.2011г, никем из осужденных не убирался, порядок его уборки определен не был. В соответствии с распределением работ по уборке им убиралась лестничная площадка, раздевалка, помещение карантина. Он отказался убирать туалет, поскольку это считается унизительным в среде осужденных, унижает его достоинство, принимая во внимание, что его уборку ему предложили первому. На это предложение он ответил, что вместе с осужденными решат вопрос уборки туалета. На то время, когда отсутствовал специальный уборщик, туалет никем не убирался. На его отказ от уборки туалета был составлен Ц. рапорт с изложением иного события и вынесено вышеуказанное постановление. Просит признать данное постановление незаконным, поскольку обстоятельства изложенные в нем не соответствуют действительности. Оно вынесено из-за предвзятости к нему администрации колонии. После побега осужденного 07.04.2011г из КП-6, приехали проверяющие из Управления УФСИН России по РБ. При проверке личных дел осужденных, было установлено, что только в отношении него имеется приговор суда за побег. С целью изменения ему режима отбывания наказания, администрация колонии решила сфабриковать в отношении него постановления за нарушение порядка отбывания наказания.

В отношении постановления от 27. 04.2011г. может пояснить, что знал, что в обязанности дежурного по ШИЗО входит доклад по установленной форме сотруднику. При посещении его камеры С. и С. начал доклад, но его перебили, не дав возможности сделать его по форме. А затем, в тот же день, вынесли постановление о наказании. 04.05.2011г, находясь в камере ШИЗО, прилег на кровать, поскольку чувствовал себя плохо, у него поднялось артериальное давление, по данному поводу он принимал лекарство. 05.05.2011г в отношении него вынесли постановление о водворении в ШИЗО на 10 суток.

От написания объяснительных, он отказался, поскольку испытывает затруднения в письменном изложении на русском языке, хотя и понимает русский язык и говорит на нем.

Просит признать все вышеуказанные постановления незаконными, восстановить его нарушенные права. В настоящее время в Гусиноозерском городском суде решается вопрос об изменении режима отбывания наказания с колонии поселения на общий режим, что может повлечь в дальнейшем также нарушение его прав.

Адвокат Бессонова Т.В., действующая согласно ордеру, доводы жалобы поддержала и дала суду аналогичные пояснения, при этом дополнительно пояснила, что наказания должны быть вынесены с учетом соразмерности содеянному, вышеуказанными постановлениями определены наказания в виде 10 суток без законных на то оснований, они должны быть судом признаны незаконными. Заинтересованным лицом, его представителем не представлены бесспорные доказательства вины ее доверителя в совершении указанных нарушений. Ее доверителю было определено дальнейшее отбывание наказания в ФБУ КП-6, он был переведен из ИК-1, при этом положительно характеризовался. За короткий промежуток времени стал характеризоваться отрицательно, в чем она усматривает предвзятость в отношении Норекяна. Официальных наказаний не имел. Цель администрации учреждения изменить режим отбывания наказания для определения его обратно в ИК-1. Просила об удовлетворении жалобы.

Представитель ФКУ КП-6 УФСИН России по РБ по доверенности Яковлев Е.А. с доводами жалобы не согласился и суду пояснил, что все вынесенные постановления являются обоснованными и законными, оснований для признания их незаконными не имеется. Основаниями для их вынесения в силу ст 115 УИК РФ послужили допущенные нарушения осужденным Норекяном порядка отбывания наказания. Норекян по прибытию для дальнейшего отбывания наказания в ФБУ КП-6 вел себя положительно, впоследствии поведение его изменилось в отрицательную сторону, стал допускать нарушения порядка отбывания наказания, вел себя вызывающе, грубил. До 14.04.2011г ограничивались профилактическими беседами, но 14.04.2011г им было совершено мелкое хулиганство в отношении сотрудника, что явилось основанием для признания Норекяна в силу ст 116 УИК РФ злостным нарушителем порядка отбывания наказания. Наказания определены соразмерно содеянным нарушениям в виде водворения в ШИЗО на 10 суток. Никакой предвзятости по отношению к данному осужденному у администрации ФБУ КП-6, в настоящее время ФКУ КП-6, не имеется. Норекян владеет русским языком. Получил права на вождение, при этом сдавал экзамены на русском языке. Все наказания вынесены по фактам нарушений. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, выслушав заявителя, адвоката Бессонову, представителя заинтересованного лица Яковлева Е.А, выслушав свидетелей М. Р.В., Х. Е.В., Б. А.В., Ц. С.В., Ц. А.Ш., С. Б.К., С. В.К., Г. С.В., П. Т.И., Ю., Л., П. А.С., изучив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Согласно ст 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

Врио.начальником ФБУ КП-6 УФСИН России по Республике Бурятия вынесено постановление от 14.04.2011г о водворении осужденного Норекян Д.В. в штрафной изолятор сроком на 15 суток без вывоза на работу за нарушение установленного порядка отбывания наказания, совершенного при следующих обстоятельствах. 14.04.2011г в 14час 35 мин. при обходе помещений колонии, был обнаружен в спальном расположении. На требование сотрудника покинуть спальное расположение отряда осужденный Норекян ответил грубостью со словами нецензурной брани, то есть допустил мелкое хулиганство, что является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания согласно ч1 ст 116 УИК РФ, приказа Минюста от 03.11.2005г №205 ПВР ИУ п.14 гл 3 «осужденные обязаны быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами и выполнять их законные требования «, п15.гл3 «осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова».

Постановлением от 14.04.2011г осужденный Норекян Д.В. за допущенное вышеуказанное нарушения признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Суду представлен рапорт сотрудника Ц. от <адрес> о допущенном нарушении и принятии мер.

В рапорте, постановлении от 14.04.2011г указано время совершения нарушения осужденным Норекян 14.04.2011г в 14 часов 35 минут. Между тем, заявитель суду пояснил, что в указанное время он не мог находиться в спальном расположении отряда по той причине, что в это время работал на строительстве теплицы. С утра он с начальником колонии работал по рубке и привозу битума, работал на теплице и помогал вычерпывать воду из капусты до обеда, после обеда ( 14.00 часов) продолжил работать на теплице. Обеденное время с 13.00 до 14.00 часов. Данный довод нашел подтверждение в пояснениях опрошенных судом свидетелей М., Х.. Свидетель Б. А. суду прямо указал на то, что после обеда, то есть после 14.00 часов видел лично, что Норекян работал на теплице. Показания указанного свидетеля представителем заинтересованного лица не опровергнуты, тогда как бремя доказывания возложено законом на заинтересованное лицо. При наличии свидетельских показаний Б., бесспорных доказательств тому, что Норекян находился, в указанное в рапорте и постановлении время, в спальном отделении отряда и допустил мелкое хулиганство в отношении Ц., суду не представлено, кроме пояснений самого Ц., его рапорта. При этом свидетель Ц. дал суду следующие пояснения. Так, свидетель указал на то, что на разводе в 14.00 часов он предложил осужденным решить вопрос об уборке туалета. Впоследствии, когда все разошлись, и остались только Х. и Норекян, он предложил им решить этот вопрос. На что они ответили, что будут с осужденными решать этот вопрос. После этого, проводя проверку осужденных на объектах работ, не обнаружив Норекяна в гараже, он пошел в спальное отделение отряда, который на его замечание, выразился нецензурной бранью.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанные пояснения свидетелей Б., Х., последний подтвердил, что в его присутствии происходил разговор об уборке туалета, пояснения свидетеля Ц., суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельства совершения Норекяном нарушения при обстоятельствах изложенных в постановлении от 14.04.2011г В силу чего, указанное постановление не может быть признано законным и обоснованным.

Согласно ч1 ст 116 УИК РФ злостным нарушением осужденным установленного порядка отбывания наказания может быть признано совершение им мелкого хулиганства.

Поскольку взыскание от 14.04.2011г с водворением в ШИЗО признано незаконным, в соответствии со ст 116 УИК РФ Норекян не может быть признан злостным нарушителем.

В связи с этим, требование заявителя о незаконном наложении взыскания от 14.04.2011г, а также признании его злостным нарушителем постановлением от 14.04.2011г, суд признает обоснованным.

Поскольку вынесением незаконных постановлений, нарушены права заявителя, они подлежат восстановлению в указанной части в полном объеме.

2. Согласно требованиям п 162 гл.23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005г, наряду с другими обязанностями дежурного по камере, предусмотрено, что другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ. Обязанность доклада администрацией ИУ установлена.

В судебном заседании установлено, что 27.04.2011г в 08. 00 часов при сдаче дежурства и обходе камеры №1 ШИЗО Норекян не сделал доклад в установленной форме заместителю начальника колонии по безопасности и оперативной работе майору внутренней службы П. А.С., тем самым нарушил вышеуказанные требования. Данное обстоятельство нашло подтверждение в пояснениях свидетелей П, С. В.К., рапорте №30 от 27.04.2011г, акте об отказе дачи объяснительной, что подтверждается свидетелями С., Г., обязанность дежурного по камере ШИЗО делать доклад не отрицается самим заявителем. Свидетели С., Г. суду пояснили, что Норекян отказался от дачи объяснительной, о чем был составлен акт. При этом, указанные свидетели суду пояснили, что Норекян свой отказ не мотивировал тем, что испытывает трудности в написании текста на русском языке. В силу чего, данный довод заявителя, судом отклоняется, как несостоятельный.

Постановлением Врио. начальника ФБУ КП-6 УФСИН России Норекян Д.В. водворен в ШИЗО на 10 суток без выезда на работу.

В соответствии со ст 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе, водворение в штрафной изолятор сроком на 15 суток. Судом признается обстоятельство соразмерности наказания совершенному нарушению в виде 10 суток с учетом обстоятельства совершенного нарушения, личности, а также предыдущего поведения. Согласно представленным характеристикам осужденный Норекян в целом характеризуется отрицательно. О том, что Норекян при переводе в колонию поселения вел себя положительно, впоследствии поведение его изменилось в отрицательную сторону, нашло подтверждение в показаниях представителя заинтересованного лица Яковлева, свидетелей С., П.. Довод заявителя о том, что при совершении доклада его перебили и не дали возможности сделать доклад по форме, не нашло своего подтверждения в суде.

В силу изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления от 27.04.2011г незаконным.

3. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005г №205 ( далее ПВР), предусмотрены обязанности, которые должны выполнять осужденные. В соответствии с пунктами 14,15,16 Правил, осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; здороваться при встрече с работниками учреждения, вставая, обращаться на «Вы», называя по званию либо занимаемой должности. Они обязаны быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом учреждения и иными лицами, выполнять их законные требования.

Как установлено в судебном заседании, 04.05.2011г в 20.15 часов при проверке камеры №1 ШИЗО Норекян находился на лавке в положении лежа, спал, то есть нарушил распорядок дня установленный в ИУ. На замечание сотрудника, высказал недовольство в его адрес.

Данное обстоятельство нашло подтверждение в пояснениях представителя заинтересованного лица Яковлева, свидетеля С., рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, акте об отказе в даче объяснительной.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Норекян были допущены нарушения требований пунктов Правил, а также распорядок дня осужденных.

В соответствии со ст 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В данном случае администрацией, при наложении взыскания в отношении Норекян, администрация ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ действовала в соответствии с требованиями ст 117 УИК РФ, взыскание к осужденному было применено с учетом обстоятельств совершенных нарушений, его личности, а также предыдущего поведения, принимая во внимание допущенное ранее нарушение от 27.04.2011г, и характеристику в целом отрицательную.

Довод заявителя о том, что он в тот день прилег, поскольку испытывал недомогание от поднявшегося артериального давления, диагноз у него имелся, имелись обращения по данному поводу к врачу и на этом основании не мог быть подвергнут наказанию в виде водворения в ШИЗО, судом не принимается по следующим основаниям.

Порядок помещения осужденных в штрафной изолятор регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005г №640/190 «О порядке регулирования организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», согласно положениям которого перед водворением подозреваемых, обвиняемых, осужденных в одиночную камеру или в карцер, в ШИЗО,ДИЗО,ПКТ,ЕПКТ, изолированные помещения строгих условий отбывания наказания после вынесения решения о наказании производится медицинский осмотр с письменным заключением врача(фельдшера) о возможности содержания их в перечисленных помещениях. Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности содержания наказанного лица в данных помещениях может быть заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях( в том числе медицинской части). Лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь проводятся на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть.

Как установлено в судебном заседании, Норекян перед водворением в ШИЗО был осмотрен медицинским персоналом учреждения, по результатам которого было выдано медицинское заключение от 05.05.2011г, с формулировкой –в ШИЗО содержаться может, при этом поставлен диагноз - практически здоров. Кроме того, судом исследованы медицинская карта Норекян, согласно которой 05.05.2011,06.05.2011, 08.05.2011г был осмотрен медицинским персоналом в связи с его обращениями. Оснований для вывода для вывода о невозможности содержания в ШИЗО им не установлено. Факты обращения Норекян за медицинской помощью и его осмотр также зарегистрированы в журнале приема осужденных КП-6 медицинским персоналом ИК-1, в которых противопоказания отсутствуют.

Свидетель Ю. Э.П.суду пояснила, что ею производился осмотр осужденного Норекян, содержащегося в ШИЗО по его обращениям, состояние его было удовлетворительным, оснований для вывода о невозможности его содержания в условиях ШИЗО отсутствовали.

При таких обстоятельствах, основания для признания постановления от 05.05.2011г незаконным, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 257,258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Норекяна Д.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановления врио.начальника ФБУ КП-6 УФСИН России по РБ от 14 04.2011г о наложении взыскания в отношении Норекяна Д.В. в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток и признании его злостным нарушителем.

Обязать должностное лицо в полном объеме устранить допущенное нарушение прав Норекяна Д.В.

В остальной части заявления отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный Суд РБ.

Судья :                                                                                    М.В.Ихисеева.