РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2011 г. г. Гусиноозерск
Судья Гусиноозерского городского суда РБ Казакова Е.Н.,
с участием ст.помощника Гусиноозерского межрайонного прокурора Доржиевой С.В.,
при секретаре Шотниковой Е.М.,
рассмотрев в г. Гусиноозерске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск» о признании незаконными бездействия ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Гусиноозерский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск» о признании незаконными бездействия ответчика, выразившиеся в непринятии достаточных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории города, возложении обязательств по организации сбора и вывоза отходов и мусора.
В судебном заседании прокурор Доржиева С.В. исковые требования изменила, суду пояснила, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды установлено, что МО ГП «Город Гусиноозерск» не приняты меры по ликвидации несанкционированных свалок. Считает, что бездействие органов местного самоуправления городского поселения «Город Гусиноозерск» нарушает требования законодательства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления». Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставу МО ГП «Город Гусиноозерск» к вопросам местного значения относятся – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данные обязательства МО ГП «Город Гусиноозерск» не выполняет в полной мере.
Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии достаточных мер по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, обязать администрацию МО ГП «Город Гусиноозерск» организавать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Не согласилась с доводами представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок по <адрес> должна быть возложена на ОАО ТД «Гусиноозерскуголь», поскольку несанкционированная свалка находится на земельном участке, который не находится в собственности данного лица. Также считает, что администрация города была обязана решить вопрос о переселении жильцов по <адрес>, т.к. все дома признаны непригодными для проживания, поэтому обязанности собственников жилой площади по содержанию мест общего пользования нет. Кроме того, с 2010 года отсутствует какая – либо обслуживающая или управляющая организация по обслуживанию домов по <адрес>, администрация города не приняла меры для выбора способа управления домом. Также установлено, что ответчик является сособственником жилых помещений, поэтому также обязан принимать меры для содержания мест общего пользования.
Представитель МО ГП «Город Гусиноозерск», МБУ «Управление городского хозяйства и строительства» по доверенности Фоломеева А.Н. иск признала частично, указывая, что ответчик признает, что администрация города обязана принять меры по свалкам, расположенным по <адрес> –<адрес>, <адрес>, общим объемом 550 куб.м. Не согласна с иском в части возложения обязанности по следующим свалкам: <адрес>, т.к. считает, что обязанность по уборке территории вокруг земельного участка, принадлежащего на праве собственности предприятию, должна возлагаться на данное лицо. В данном случае считает, что необходимо применять Правила благоустройства, а также СанПиН, согласно которым обязанность по уборке территории, находящейся в 50 метрах от прилегающей территории, возлагается на владельца предприятия общественного питания. Также считает, что обязанность по содержанию мест общего пользования по <адрес>, должна быть возложена на собственников жилых помещений, что указывается в Правилах благоустройства, т.к. данные свалки находятся на придомовой территории.
Не согласна с требованиями о признании незаконными бездействия ответчика, поскольку ответчик не бездействует. Несанкционированные свалки на территории города постоянно убираются. Указанные в иске прокурора свалки образованы стихийно, ответчик не успел принять меры для их ликвидации. В настоящее время вынесено распоряжение главы города, согласно которому решено внести в Совет депутатов проект решения о внесении изменений в бюджет города в части дополнительного финансирования, решено также подготовить изменения в муниципальное задание, предусмотреть финансирование работ по сбору ТБО в объеме 550 куб.м., которые ответчик признает.
Представитель ОАО ТД «Гусиноозерск уголь» Кудрина О.В. иск не признала, суду пояснила, что общество, как собственник земельного участка, несет ответственность по уборке только того земельного участка, который принадлежит ему на праве собственности. Несанкционированная свалка, образованная по <адрес>, не является результатом деятельности кондитерского цеха.
ИП Конечных Т.Н. не признала требования прокурора, дала суду аналогичные показания.
Суд, выслушав прокурора, стороны, свидетелей, изучив представленные материалы, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.17 ст. 2 Устава МО ГП «Город Гусиноозерск» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающие воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона РБ « Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 13 данного закона территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, с санитарными и иными требованиями.
В судебном заседании установлено, что городское поселение «Город Гусиноозерск» в нарушение требований законодательства не выполняет свои обязательства по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. Указанное подтверждается актом проверки, проведенного с участием главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ», представителя МБУ «Управление городского хозяйства и строительства», о том, что на территории городского поселения имеются несанкционированные свалки. Также доводы прокурора объективно подтверждаются показаниями представителя ответчика Фоломеевой, Конечных, Кудриной.
Учитывая изложенное, суд считает, что МО ГП «Город Гусиноозерск» обязано в пределах своих полномочий принять меры по организации сбора и вывоза несанкционированных свалок, в связи с чем, требования прокурора о понуждении администрации муниципального образования ГП «Город Гусиноозерск» исполнить данные обязательства суд признает обоснованными в части.
Поскольку на день рассмотрения иска данные работы ответчик не выполнил, суд также считает обоснованными требования прокурора о признании незаконными бездействия ответчика, которое выразилось в непринятии достаточных мер по организации сбора и вывоза мусора.
В силу чего, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении в данной части.
Судом рассмотрены доводы представителя ответчика о том, что ответчик постоянно принимает меры по ликвидации несанкционированных свалок. Судом исследованы: график рейдов по выявлению нарушителей по образованию несанкционированных свалок; реестр несанкционированных свалок, в соответствии с которым производится уборка территорий; предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства; сведения о принятии мер в отношении лиц, которые создают свалки на территории города. Также исследованы сведения об утверждении муниципального задания для МАУ «Хозяйственно- транспортный комплекс», из которых также следует о том, что ответчик принимает меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.
Однако суд считает, что данные меры явно не достаточны, в связи с чем несанкционированные свалки образуются в различных частях города, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
При этом суд считает, что требования прокурора о возложении обязательств по очистке указанных прокурором несанкционированных свалок с рекультивацией земель, не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Так, прокурор, являясь стороной по делу, не представил суду оснований, по которым ответчик обязан произвести очистку территорий с рекультивацией земель, не обосновал свои требования с указанием на норму права.
Как указывалось судом ранее, обязанность ответчика в соответствии с положениями Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» состоит в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а не личная уборка данных бытовых отходов и мусора.
Согласно постановлению главы МО ГП «Город Гусиноозерск» от 28.04.2011 года создано МБУ «Управление городского хозяйства и строительства».
Из Устава МБУ «Управление городского хозяйства и строительства» следует о том, что данное учреждение осуществляет сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с мест общего пользования в городском поселении. Тем самым, полномочия по очистке мест общего пользования на основании распоряжения главы администрации отнесены к данному учреждению. Обязанность за ответчиком в лице МО ГП «Город Гусиноозерск» в силу Федерального закона - это только организация сбора и вывоза мусора, а не сама очистка территории.
Кроме того, не состоятельны требования о проведении рекультивации земель.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 установлено, что рекультивация земель проводится при нарушении поверхности почвы, при складировании, захоронении бытовых и других отходов, если по условиям этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы.
Согласно п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству за №67 от 22 декабря 1995 года, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п. 24 тех же Основных положений органами Роскомзема должно проводиться государственное статистическое наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы. Утверждение или уточнение соответствующих форм государственного статистического наблюдения осуществляется Госкомстатом России по предложениям Роскомзема и Минприроды России.
Также данными Основными положениями определено, что информация о необходимости проведения рекультивации земель составляется ежегодно после согласования с органами Минприроды России, информация о наблюдениях высылается органам Роскомзема и Госкомстата России.
Таким образом, необходимость проведения рекультивации в зависимости от назначения земель, определяется при проведении ряда работ по стороны Минприроды Росии и Роскомзема.
Прокурор не представил суду доказательств необходимости проведения рекультивации земель, нет заключения специализированного органа о необходимости снятия плодородного слоя почвы для восстановления данного слоя почвы. Доказательств того, что складирование бытовых и других отходов нарушило плодородный слой почвы, не имеется.
Суд признает не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территории, расположенной по <адрес>, в 30 метрах от здания кондитерского цеха, должна быть возложена на собственника земельного участка ОАО ТД «Гусиноозерск уголь».
Представитель ответчика ссылается в своих доводах на то, что для объектов класса опасности v, санитарно защитная зона определяется в 50 метров. К данному классу опасности отнесен цех по изготовлению кондитерских и хлебобулочных изделий ИП Конечных, расположенный в здании по <адрес>, как предприятие общественного питания, и принадлежащего на праве собственности ОАО ТД «Гусиноозерскуголь». То есть представитель ответчика указывает на то, что в пределах санитарно-защитной зоны собственник имущества обязан обеспечить уборку территории от мусора и бытовых отходов. Данные доводы суд признает не состоятельными.
Судом установлено и не отрицается сторонами о том, что несанкционированная свалка по <адрес>, находится на территории, не принадлежащей на праве собственности ОАО ТД «Гусиноозерскуголь», то есть в местах общего пользования.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом 25.09.2007 года за №74, санитарные правила распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Тем самым, данные санитарные правила распространяются на объекты, деятельность от которых создает опасность при их эксплуатации.
Как установлено судом, несанкционированная свалка, расположенная возле цеха по изготовлению кондитерских и хлебобулочных изделий, образована не в результате деятельности данного цеха, а результате жизнедеятельности населения, проживающего том же районе. То есть предприятие (цех) может являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, однако данное влияние должно исходить именно от деятельности данного предприятия, а не от наличия указанной несанкционированной свалки, образованной иными лицами..
Судом допрошен специалист Роспотребнадзора Калашникова, которая показала, что в настоящее время нет оснований для проведения проверки деятельности ИП Конечных ( кондитерского цеха), поскольку территория, на которой расположен цех, огорожена, имеются мусорные контейнеры, чистота и порядок соблюдаются. Образованная свалка не является отходами от деятельности данного цеха.
Кроме того, раздел 7.1.8 Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ относит к v классу опасности отдельно стоящие предприятия общественного питания. В данном случае кондитерский цех не относится к предприятиям общественного питания.
Таким образом, оснований для возложения обязанности по организации сбора и вывоза мусора на ОАО ТД «Гусиноозероск уголь» не имеется.
Также не состоятельны доводы ответчика по требованиям о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов и мусора с несанкционированных свалок, образованных по <адрес>.
Судом установлено, что по <адрес> расположены жилые многоквартирные дома.
Согласно реестру муниципального жилого фонда по состоянию на 01.01.2011 года, жилые дома за номерами 3, 5, 7, 9,11, 12, 13, 14, расположенные по <адрес>, признаны аварийными и подлежат сносу.
Из актов проверки исполнения законодательства от 01 августа 2011 года, от 04. 10.2011 года следует о том, что вокруг указанных выше домов образованы свалки мусора.
Как следует из сообщения МБУ «Управление городского хозяйства и строительства» от 19.10.2011 года, в связи с признанием домов аварийными, собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам, не избрали способ управления многоквартирными домами.
Представитель ответчика Фоломеева также пояснила, что указанные дома признаны аварийными и подлежат сносу. Часть домов запланировано снести в 2012 году, в домах фактически не проживают жильцы, квартиры «разбиты»: нет окон и дверей, провести собрание жильцов для выбора способа управления жилыми домами невозможно.
Указанное свидетельствует, что несанкционированные свалки по <адрес> образовались в результате того, что не избран способ управления многоквартирными домами, не избрана конкретная управляющая или обслуживающая организация либо товарищество собственников жилья, соответственно, прилегающая территория жилых многоквартирных домов не убирается, контейнерные баки не установлены. Данные обстоятельства стали возможны только в связи с чем, что жильцы выехали из жилых помещений из-за невозможности проживания в аварийном жилье.
Таким образом, ответчик в лице МО ГП «Город Гусиноозерск», заведомо зная, что многоквартирные дома не заселены жильцами в виду невозможности проживания в них людей, обязано быть принять меры для сохранения чистоты и порядка на территории муниципального образования иным способом.
Тем самым, суд считает, что оснований для возложения обязанностей на собственников жилых помещений, расположенных по <адрес>, не имеется.
Поскольку Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» указывает об обязанности местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора, суд считает, что организация сбора и вывоза мусора с территорий, расположенных в городском поселении, должна быть возложена на само городское поселение, в указанных в иске местах.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая доводы представителя ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок может продлиться до 2012 года в связи с отсутствием необходимого финансирования, наступлением зимнего периода времени, также принимая во внимание объем работ, считает возможным установить срок исполнения решения до 01 августа 2012 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального района в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия ответчика, выразившееся в непринятии достаточных мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Город Гусиноозерск» принять меры по организации сбора и вывоза следующих несанкционированных свалок, расположенных в городе Гусиноозерске:
1) Несанкционированная свалка объемом более 300 куб.м. по <адрес>, на расстоянии 30 м. от здания,
2) по <адрес>, и ул. <адрес> <адрес>, по обе строны проезжей части, объемом более 300 куб.м,
3). на расстоянии 15 м. на север от дома №75 по ул. <адрес>, объемом 150 куб.м.,
4). на расстоянии 49 м северо-западнее от дома № 17 по <адрес>, объемом 100 куб.м.,
5). между домами №3 и 5 по <адрес>, на расстоянии 15 м. от дома №3 объемом 40 куб.м.,
6). между домами № 7 и 9 по <адрес>, на расстоянии 7.5 м. от дома №7, объемом 100 куб.м.,
7). между домами №11 и 13 по <адрес>, на расстоянии 10 м от дома №11, объемом 200 куб.м.,
8). на расстоянии 15 м.. от дома №12 на расстоянии 5, 10 и 15 м от дома №14 по <адрес> общим объемом 100 куб.м.
Установить срок исполнения решения суда до 01 августа 2012 года.
Взыскать с МО ГП «Город Гусиноозерск» государственную пошлину в доход муниципального района 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в кассационном порядке в 10 дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Казакова Е.Н.