РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2011 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд РБ в составе председательствующей судьи Ихисеевой М.В., с участием прокурора Доржиевой С.В., при секретаре Шаракшанэ А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия к Прокопьеву Б.П. о взыскании в федеральный и республиканский бюджет сумму ущерба, причиненного государству преступными действиями,
У С Т А Н О В И Л:
Гусиноозерский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Прокопьеву Б.П. о взыскании с него в федеральный и республиканский бюджет возмещения ущерба в сумме <данные изъяты> рубля.
В судебном заседании представитель Гусиноозерского межрайонного прокурора по доверенности Доржиева С.В. исковые требования уменьшила, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> в лице заместителя директора <данные изъяты> К.Е.В. и Прокопьевым Б.П., П. В.И. как гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, заключен кредитный договор № на <данные изъяты>, во исполнение которого ДД.ММ.ГГГГ на текущий счет Прокопьева перечислено <данные изъяты> рублей для приобретения сельскохозяйственных животных для развития. ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев, зная, что использовал кредит не на приобретение сельскохозяйственных животных, представил в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ заявление на предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также документы, подтверждающие целевое использование кредита. На основании представленных ответчиков документов, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ из средств федерального и республиканского бюджетов в период с сентября 2007г. по декабрь 2010г. на счет Прокопьева ежемесячно перечислялась субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору в размере 10,5 % годовых. В связи с чем, в отношении Прокопьева ОВД Селенгинского району возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Приговором мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Прокопьев признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, назначено наказание в виде <данные изъяты>. Преступными действиями Прокопьева государству причинен вред. Просила взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации, Республики Бурятия в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ сумму ущерба, причиненного государству преступными действиями в размере <данные изъяты> рубля.
Ответчик Прокопьев Б.П. иск признал в полном объеме, поскольку считает исковые требования прокурора обоснованными и законными. Суду представил письменное заявление о признании исковых требований, в котором также указал, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела в совокупности, полагает возможным исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст.69 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) устанавливает, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также на предоставление межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства, регулирующие предоставление субсидий вышеуказанным категориям лиц, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий. Такие акты также должны содержать указание на цели, порядок и условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения установленных при их предоставлении условий.
Абзацем 6 пунктом 9 части 1 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2007 году предоставляются на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях в 2006-2007г.г. на срок до пяти лет на покупку сельскохозяйственных животных при условии, что общая сумма кредитов, полученных гражданином, не превышает 700 тыс. рублей.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 832 утверждено Положение о предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса. Согласно Положению, средства федерального бюджета, предусмотренные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в федеральном бюджете на 2007 год по подразделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий (пункт 2). Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии осуществления ими долевого финансирования указанных расходов в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 № 827 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет.
Данные Правила устанавливали порядок и условия предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах.
Пунктом 3 Правил устанавливалось, что средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставляются заемщикам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление этих средств заемщикам производилось в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, но не более 95 процентов фактических затрат на уплату процентов. Указанные средства предоставлялись заемщику при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками (пункт 4). Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.01.2007 № 9 были утверждены перечень направлений использования вышеуказанных кредитов, а также перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов.
Приказом установлено, что кредиты на срок до 5-ти лет могли быть направлены на приобретение отечественных или импортных машин и оборудования (бортовых автомобилей общего назначения; шасси, фургонов и самосвалов полной массой не более 3,5 тонн; тракторных прицепов и полуприцепов; тракторов мощностью до 100 л.с.; сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами мощностью до 100 л.с.; инструмента, инвентаря и средств малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения; машин и оборудования для пчеловодства; машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; холодильного оборудования, холодильных шкафов и камер; электромясорубок; аппаратов для сбивания масла и сепараторов для молока); на приобретение сельскохозяйственных животных; на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений; на подключение к газовым сетям; на приобретение газового оборудования.
Аналогичные Правила и Порядок распределения и предоставления в 2008-2010г.г. субсидий из федерального и республиканского бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, были утверждены соответственно Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2007г. №999, от 04.02.2009г. №90 и Постановлениями Правительства РБ от 23.04.2008г. №189, от 09.04.2009г. №123.
Таким образом, общий размер субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемой из средств федерального и республиканского бюджетов, составляет 100 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения кредитного договора.
На момент заключения между ОАО «Россельхозбанк» и Прокопьевым Б.П., П.В.И. кредитного договора действовала ставка рефинансирования Банка России, установленная Телеграммой ЦБ РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 10, 5 процентов годовых.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В отношении ответчика имеется вступивший в законную силу вышеуказанный приговор суда, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ.
Из материалов дела следует, что в качестве реального ущерба истцом заявлена сумма в <данные изъяты> руб.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса. Согласно ст. 1103 ГК РФ эти правила подлежат применению и к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
С учетом приведенных положений ГК РФ неосновательно полученные ответчиком средства должны быть возвращены государству.
Ущерб, причиненный Российской Федерации нецелевым расходованием средств субсидий из федерального бюджета, должен возмещаться в соответствии нормами бюджетного законодательства, регулирующими межбюджетные отношения и предусматривающими бесспорный порядок возмещения.
В соответствии со ст.ст.39,173 ГПК РФ судом принимается признание иска ответчиком Прокопьевым Б.П., поскольку данное признание иска не противоречит требованиям законодательства, не нарушает права и интересы иных лиц. Последствия признания иска сторонам разъяснены и понятны.
С учетом принятия судом признания иска ответчика в силу ст. 173 ГПК РФ выносится решение об удовлетворении требования истца в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой был освобожден прокурор, в размере 1 045, 51 руб.
Прокурор вправе предъявить исковые требования в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Прокопьева Б.П. в пользу Российской Федерации, Республики Бурятия в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сумму ущерба в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Прокопьева Б.П. в доход муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Бурятия со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.В. Ихисеева