Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 годаг.Гусиноозерск
Судья Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия Усольцева Л.А.,
при секретаре Раднаевой А.Э.,
с участием истицы Вершининой Е.А.,
представителя ответчика Ниязовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Вершининой Е.А. в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Селенгинском районе Республики Бурятия - филиалу ОПФР (ГУ) по РБ о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Вершинина Е.А. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с иском о восстановлении дочери срока обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица - отца ребенка ФИО2., мотивируя тем, что установленный законодательством срок был пропущен вследствие отказа Управления УПФ РФ в Селенгинском районе РБ.
В судебном заседании истица Вершинина Е.А. иск поддержала и суду показала, что ее дочь ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., является наследницей первой очереди имущества ФИО2., умершего ДД.ММ.ГГГГ г., так как является его дочерью. При получении в конце ноября 2010 года уведомления от Управления УПФ РФ в Селенгинском районе РБ, ей стало известно о возможности обращения за средствами пенсионных накоплений у ФИО2. Ей было известно о наличии у супруга пенсионных накоплений в УПФ, но при устном обращении в УПФ через два месяца после его смерти сотрудник УПФ ей устно разъяснил, что эти средства являются собственностью государства. Поскольку, она узнала только из письма УПФ в конце ноября 2010 г. о возможности обращения за средствами пенсионных накоплений покойного супруга, полагает, что имеется уважительная причина для обращения в 2011 году. Наследниками первой очереди ФИО2. является она и дочь. Она состояла в браке с ФИО2. с 26.07.2000г. Она просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Селенгинском районе - Филиала Отделения Пенсионного Фонда РФ по Республике Бурятия по доверенности Ниязова Т.В. иск не признала, показав, что незнание истицей законодательства не может быть признано судом уважительной причиной для пропуска ей срока обращения в УПФ РФ за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, просит учесть, что смерть застрахованного лица наступила 05.01.2007 г., истица не предоставила доказательств наличия уважительных причин пропуска шестимесячного срока указанного обращения со дня смерти застрахованного лица, показала, что знала в 2007 году о наличии у супруга средств пенсионных накоплений. Она допускает, что в 2007 году в УПФ могли истице сообщить о принадлежности указанных средств государству, так как тогда практики обращения к ним по данному вопросу еще не было.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае смерти застрахованного лица, наступившей до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части названной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст. 16 данного Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 Правил выплаты Пенсионным Фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г № 741 (в редакции Постановления Правительства РФ № 635 от 18.08.2010 г.) выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства; при отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
Пунктом третьим статьи тридцать восьмой Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" установлено, что выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица; срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта (п. 3 ст. 38 Федерального закона N 111-ФЗ).
Согласно ответа УПФ в Селенгинском районе РБ от 12.04.2011г. (л.д. 22) на Запрос суда (л.д. 13) в УПФ не зарегистрировано заявления застрахованного лица ФИО2. о выплате правопреемникам средств пенсионных накоплений. Данное обстоятельство позволяет отнести н/л дочь ФИО2. ФИО1 к правопреемнику застрахованного лица по закону (согласно Свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 7, согласно Свидетельства об установлении отцовства № № от ДД.ММ.ГГГГ),согласно материалов обозренного наследственного дела к имуществу ФИО2. № за 2008 г., так как она является наследником первой очереди.
На основании разъяснений Верховного суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2008 года подлежат выяснению причины пропуска срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуально лицевого счета умерших застрахованных лиц, их уважительность.
Доводы истицы о незнании до конца ноября 2010 года о наличии средств пенсионных накоплений у ФИО2. принимаются во внимание судом. Суд находит, что указанное обстоятельство является уважительной причиной пропуска установленного срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой данных средств, по следующим основаниям. Обращение истицы за получением средств пенсионных накоплений умершего супруга согласно искового заявления от 01.04.2011 г. имело место до истечения 6 месяцев после получения письма из УПФ, что не было опровергнуто представителем ответчика. Средства пенсионных накоплений не носили для правопреемника застрахованного лица очевидного характера принадлежности к умершему, поскольку они являются собственностью РФ (ст.5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"), данные средства, учтенные в лицевом счете, поступают к гражданам от государства, а не от умершего. Право на получение средств пенсионных накоплений умершего у его наследников наступает при определенных условиях - при отсутствии заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений. Дочь застрахованного лица ФИО1 является несовершеннолетней. В силу возраста она не способна надлежаще самостоятельно защитить свои законные права и интересы. Ее законный представитель Вершининой Е.А. в силу вышеназванных причин не знала о наличии пенсионных накоплений у отца ребенка, она, как мать, имеющая ребенка до 14 лет осуществляла уход за данным ребенком, что свидетельствует о ее занятости, что является уважительной причиной пропуска срока обращения за пенсионными накоплениями умершего застрахованного лица ФИО2.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить иск Вершининой Е.А. в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Селенгинском районе Республики Бурятия - филиалу ОПФР (ГУ) по РБ о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Восстановить ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе Гусиноозерск Республики Бурятия, срок обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО2., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года в городе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Бурятия.
СудьяУсольцева Л.А.
Копия верна____________