2011.03. РЕШЕНИЕ по исковому заявлению о понуждении к определению категории автомобильной дороги и проведению работ по приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа



Гр. дело № *****

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года Гусевский городской суд Калининградской области в составе:

судьи Гаренко С.В.,

при секретаре Родичевой С.В.

с участием старшего помощника прокурора Казаковой Е.В.,

представителя администрации МО «Гусевский МР» Зварича В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевского городского прокурора к Администрации МО «Гусевский муниципальный район» о понуждении к определению категории автомобильной дороги и проведению работ по приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта,

УСТАНОВИЛ:

Гусевский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО «Гусевский муниципальный район», указывая, что администрацией не организован подвоз учащихся, проживающих в поселках Синявино, Яровое и Ивашкино Гусевского района, к месту учебы и обратно вследствие несоответствия дорог к указанным поселкам требованиям, обеспечивющим безопасность дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отсутствии условий для предоставления транспортных услуг населению, и, как следствие, отсутствие подвоза детей к месту учебы и обратно, и обязать администрацию создать такие условия и организовать транспортное обслуживание населения между указанными поселениями.

Впоследствии исковые требования были уточнены: прокурор просил обязать Администрацию МО «Гусевский муниципальный район» заключить муниципальный контракт на реконструкцию дороги к пос. Яровое, а Правительство Калининградской области - заключить государственный контракт на реконструкцию дорог к поселкам Синявино и Ивашкино, профинансировать указанные работы, создав тем самым условия для предоставления транспортных услуг по подвозу детей к месту учебы и обратно. К участию в деле были привлечены Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области, ОГУ «Управление дорожного хозяйства Калининградской области», ОАО «Гусевский Райавтодор», поскольку дороги к поселкам Ивашкино («Гусев-Костино-Маяковское») и Синявино («Синявино-Калининград-Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман) относятся к дорогам регионального и межмуниципального значения.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорог к поселкам Синявино и Ивашкино, т.е. спор в указанной части урегулирован в досудебном порядке, прокурор отказался от иска к Правительству Калининградской области, Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области, Министерству развития инфраструктуры Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области, ОГУ «Управление дорожного хозяйства Калининградской области», ОАО «Гусевский Райавтодор». Определением от ДД.ММ.ГГГГ производства по делу в указанной части прекращено.

В период нахождения дела в производстве суда прокурор изменил свои исковые требования к Администрации МО «Гусевский муниципальный район»: просил обязать администрацию определить категорию автомобильной дороги местного значения, соединяющей автодорогу «Гусев-Ольховатка-госграница» и пос. Яровое Гусевского района, после определения категории указанной дороги провести необходимые работы по приведению указанной дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.05.02-85, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года №233. При этом указал, что в настоящее время администрация осуществляет подвоз учащихся, проживающих в пос. Яровое, к месту учебы МОУ Калининская СОШ и обратно наемным легковым автотранспортом, однако ввиду несоответствия дороги к пос. Яровое требованиям законодательства подвоз учащихся школьным автобусом не может быть осуществлен из-за угрозы их жизни и здоровью.

В судебном заседании участвующим в деле прокурором заявление поддержано. При этом прокурор ссылается на то, что дорога к пос. Яровое не может быть отнесена ни к одной из категории дорог, поскольку не соответствует по своим характеристикам требованиям безопасности дорожного движения по покрытию, ширине проезжей части, обочин, земляного полотна, т.е. указанная дорога не может быть приспособлена для открытия регулярных автобусных маршрутов, а, следовательно, поставлено под угрозу получение детьми, проживающими в пос. Яровое Гусевского района, основного общего образования.

Представитель администрации МО «Гусевский муниципальный район» с заявлением не согласен. При этом пояснил, что администрация не бездействует, в настоящее время подвоз учащихся в Калининскую сельскую школу из пос. Яровое Гусевского района осуществляется регулярно, в декабре 2010 года и январе 2011 года – микроавтобусом, выделенным администрацией МО «Гусевский муниципальный район», начиная с февраля 2011 года – микроавтобусом школы № 1. Ранее главе семьи Куниных, проживающих в <адрес>, выделялись талоны на бензин, он самостоятельно по согласованию с администрацией подвозил своих детей в школу на своем автомобиле. Считает, что на администрацию не может быть возложена обязанность как по определению категории дороги к пос. Яровое Гусевского района, так и по приведению ее в соответствие с требованиями Госстандарта, поскольку отсутствует заключение о том, что эксплуатация указанной дороги создает опасность для жизни и здоровья граждан, данная дорога вполне пригодна для движения по ней легкового вида транспорта, закон не содержит указание на срок, в течение которого должна быть определена категория дороги. Просит учесть, что работы по расширению дороги и ее ремонту являются дорогостоящими, муниципальное образование не располагает достаточными денежными средствами для выполнения указанных работ, по обе стороны от указанной дороги находятся земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся во владении частного лица. Перед выполнением работ по расширению дороги и приведению ее в соответствие с определенной категорией необходимы специальные исследования, оценка степени влияния строительства дороги на окружающую среду и т.п.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Основанием предъявления указанного иска прокурор указал бездействие администрации МО «Гусевский муниципальный район», отсутствие возможности безопасного подвоза учащихся, проживающих в пос. Яровое Гусевского района, к месту учебы и обратно школьным автобусом, а, следовательно, нарушение требований Закона РФ «Об образовании» в части обеспечения общедоступного общего образования.

Полномочия органов местного самоуправления районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ «Об образовании».

В частности, на основании указанной нормы Закона и аналогичной нормы, содержащейся в п.11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Такое положение также закреплено в пункте 11 статьи 8 Устава МО «Гусевский муниципальный район».

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

По смыслу закона органу местного самоуправления предоставлено и право самостоятельно определять, каким образом будет обеспечиваться возможность получения населением общедоступного образования, как следует организовать указанный процесс во избежание нарушения прав граждан. При этом орган местного самоуправления вправе учитывать местные условия, сведения о количестве учащихся в том или ином населенном пункте, нуждаемости населения в доставке детей к месту учебы и обратно, а также финансовые возможности муниципального образования в обеспечении образовательного процесса.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время в пос. Яровое Гусевского района проживает две семьи, дети которых посещают школу, четверо детей школьного возраста из семьи Куниных, а также ребенок из семьи Свиридовых. В настоящее время подвоз детей к месту учебы и обратно в Калининскую СОШ осуществляется микроавтобусом (легковым автотранспортом) школы № 1, приобретенным для указанных целей администрацией МО «Гусевский муниципальный район». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждено в судебном заседании допрошенным в качестве свидетеля Куниным В.В. Свидетель также пояснил, что в сентябре-ноябре 2010 года он самостоятельно на своем автомобиле доставлял детей к месту учебы и обратно, администрация обеспечивала его талонами на бензин, в декабре 2010 года – январе 2011 года администрация выделяла для этого автомобиль (микроавтобус), с февраля 2011 года подвоз детей в школу осуществляется автомобилем школы № 1. В декабре 2010 года из-за сильных снегопадов и снежных заносов дети несколько дней не ходили в школу. Считает, что в настоящее время проблема с доставкой детей в школу администрацией решена, дорога в целом находится в нормальном состоянии, видимость в направлении движения нормальная, так как были приняты меры к обрезке веток деревьев и очистке дорожного полотна.

Действительно, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ № 767 от 28 сентября 2009 года «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» классификация и отнесение автомобильной дороги местного значения к соответствующей категории осуществляется органом местного самоуправления по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской федерации.

Однако указанное положение не возлагает на орган местного самоуправления безусловную обязанность классифицировать и устанавливать категорию каждой автомобильной дороги, имеющейся на территории соответствующего муниципального образования.

Приказ Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150, на который ссылается прокурор, предписывает учитывать прежде всего потребительские свойства автомобильной дороги, характеристику автомобильных потоков, интенсивность движения, степень влияния автомобильной дороги на окружающую среду и т.п.

Частью 4 статьи 6 ФЗ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Часть 1 статьи 12 указанного Федерального закона устанавливает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что состояние дороги на пос. Яровое Гусевского района представляет собой опасность для дорожного движения по ней легковым автомобильным транспортом, прокурором не представлено.

Так, допрошенный по ходатайству прокурора в качестве свидетеля <данные изъяты> Иванов А.А. пояснил, что дорога, соединяющая пос. Яровое и автомобильную дорогу «Гусев-Ольховатка-госграница», имеет протяженность порядка 1км 800 м. По ширине проезжей части, обочин, земляного полотна, дорожному покрытию, количеству полос движения указанная дорога не позволяет открыть по ней регулярное автобусное сообщение, поскольку для регулярного автобусного сообщения необходимы повышенные требования в области безопасности дорожного движения. Однако состояние указанной дороги не представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе учащихся, доставляемых к месту учебы и обратно, при условии соблюдения водителями правил дорожного движения и позволяет осуществлять по ней транспортное сообщение легковым автомобильным транспортом.

Судом установлено, что администрация МО «Гусевский муниципальный район» принимает соответствующие меры для обеспечения детям, проживающим в пос. Яровое Гусевского района, возможности посещать школу и получать основное общее образование, организовывает транспортное сообщение от пос. Яровое к месту учебы и обратно. Для этого по согласованию с родителями обеспечивает их талонами на приобретение бензина для самостоятельной доставки детей в школу либо предоставляет микроавтобус, относящийся к легковому автотранспорту, движение на котором по данной дороге вполне безопасно. Определение способов, при помощи которых будет организовано основное общее образование на территории муниципального образования, в том числе способов доставки детей в школу из отдаленных поселков, является преррогативой органа местного самоуправления.

В соответствии с подпунктами 2 и 11 ФЗ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в которые никто не вправе вмешиваться, в том числе и суд.

Так, в соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На основании ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление не входит в систему органов власти.

Согласно ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Указанные положения означают, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, равно, как и вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления.

Для определения соответствующей категории дороги на пос. Яровое Гусевского района и ее ремонта в целях соответствия указанной категории и открытия по ней регулярного автобусного сообщения, как об этом ходатайствует прокурор, в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами необходимо учитывать технико-экономические показатели, степень воздействия дороги на окружающую природную среду как во время строительства дороги, так и во время ее эксплуатации, сочетание дороги с ландшафтом местности, ценность занимаемых земель, в том числе сельскохозяйственных угодий, принадлежность земельного участка. Дорога на пос. Яровое проходит через земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся во владении частных лиц, что также должно учитываться при принятии решения об открытии по ней регулярных автобусных маршрутов.

Таким образом, учитывая, что администрация МО «Гусевский муниципальный район» принимает необходимые меры к доставке детей, проживающих в пос. Яровое Гусевского района, к месту учебы и обратно легковым видом автотранспорта, движение на котором по указанной дороге не представляет опасности для жизни и здоровья граждан, в том числе учащихся, самостоятельна в выборе способа доставки детей в школу, оснований для возложения на ответчика обязанности определить категорию указанной дороги и привести ее в соответствие с требованиями Госстандарта суд не усматривает. При этом суд учитывает, что администрация самостоятельно вправе решать, по какой дороге в пределах муниципального образования следует открывать регулярное автобусное сообщение, а, следовательно, самостоятельна в принятии решения, приводить дорогу в состояние, позволяющее открывать указанное сообщение, либо нет, учитывать при этом потребности населения, количество граждан, которые намерены пользоваться автобусными маршрутами, финансовые возможности муниципального образования и другие факторы. Орган местного самоуправления также самостоятелен в выборе приоритетных направлений своей деятельности в области безопасности дорожного движения, других видов дорожной деятельности.

То обстоятельство, что в декабре 2010 года из-за сильных снежных заносов движение по указанной дороге было затруднено, в связи с чем дети несколько дней не посещали школу, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку данный факт являлся единичным, исключительным, связан был с чрезвычайными погодными условиями.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Гусевскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Гусевский муниципальный район» о понуждении к определению категории автомобильной дороги, соединяющей автодорогу «Гусев-Ольховатка-госграница» и пос. Яровое Гусевского района, и проведению работ по приведению указанной автомобильной дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2011 года.

СУДЬЯ С.В.ГАРЕНКО