Гр. дело № *****
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2010 года Гусевский городской суд Калининградской области в составе:
судьи Гаренко С.В.,
при секретаре Родичевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябикова В.И. к Управлению социальной защиты населения администрации МО «Гусевский муниципальный район» о понуждении к начислению субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из регионального стандарта для одиноко проживающего гражданина,
УСТАНОВИЛ:
Рябиков В.И. обратился в суд с иском к Управлению соцзащиты населения администрации МО «Гусевский муниципальный район», указывая, что является собственником квартиры <адрес>, инвалидом 2 группы. Кроме него, в квартире зарегистрированы его сестра Карпенко Ж.Н. и племянница Карпенко С.М. , которые фактически в квартире никогда не проживали, постоянно проживают в <адрес>, где имеют свои семьи. Данный факт установлен решением Гусевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Управление соцзащиты населения, начисляя ему субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, расчет субсидии производит исходя из численности членов семьи, равной трем человекам, хотя судебным решением постановлено не учитывать сестру и племянницу в составе его семьи. Считает, что Управление соцзащиты населения неверно применяет п.74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку Карпенко Ж.Н. и Карпенко С.М. в квартире не проживают. Просит обязать ответчика при начислении ему субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг применять региональный стандарт для одиноко проживающего гражданина, а не региональный стандарт для члена семьи из трех и более человек, как это делает ответчик в настоящее время.
Истец в судебное заседание не явился, своим заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные объяснения, обращая внимание суда на то обстоятельство, что местом жительства его сестры и племянницы является другое государство, на территории Российской Федерации они никогда не жили и не работали.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения требований истца. При этом пояснила, что истец в феврале 2010 года обратился за начислением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставив справки о проживании его сестры и племянницы в <адрес>. Он в соответствии со своим доходом имеет право на субсидию, доходы его сестры и племянницы не учитываются при определении совокупного дохода семьи, субсидия начисляется на одного Рябикова В.И. Однако при начислении истцу субсидии УСЗН применяет региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на члена семьи, состоящей из трех и более человек, а не для одиноко проживающего гражданина. При этом Управление соцзащиты населения руководствуется пунктом 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и учитывает факт регистрации в жилом помещении сестры истца и его племянницы, независимо от того, проживают ли они в квартире фактически или нет.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размере регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно справке УПФР размер пенсии истца по инвалидности не превышает 5000 рублей.
Размер платы за жилищно-коммунальные услуги в зимний период составляет 4763 руб., что подтверждается представленными квитанциями.
Таким образом, расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг практически соответствуют его месячному доходу.
В соответствии с п.18 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст.31 ЖК РФ.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что сестра истца Карпенко Ж.Н. и ее дочь Карпенко С.М. являются гражданами <данные изъяты>, проживают в <адрес> соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, обе замужем, имеют свои семьи.
При таких обстоятельствах они не могут являться членами семьи истца, что также подтверждено и вступившим в законную силу решением Гусевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением также на УСЗН возложена обязанность не учитывать при принятии заявления о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг Карпенко Ж.Н. и Карпенко С.М. в составе семьи Рябикова В.И.
Несмотря на наличие указанного судебного решения, суд считает, что у истца возникли новые основания для обращения в суд, поскольку он считает, что при начислении ему субсидии УСЗН неверно толкует положения пункта 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем неверно применяет региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Как пояснила представитель ответчика, Рябикову В.И. субсидии начисляются на него одного, при этом доходы его сестры и племянницы не учитываются, от Рябикова В.И. не требуется предоставления указанных сведений.
На основании п. 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных 26 мая 2006 года приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от основания их проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию.
В соответствии с п. 75 Методических рекомендаций размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Для граждан, проживающих по иным, кроме социального найма, основаниям, используется тот же региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, что и для нанимателей жилых помещений по социальному найму.
Таким образом, при начислении субсидии и применении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также определении численности семьи заявителя, следует установить, сколько граждан, помимо заявителя и членов его семьи, зарегистрировано в данном жилом помещении по месту жительства, т.е. определить, является ли указанное жилое помещение постоянным местом жительства того или иного гражданина.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома…, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предоставленные истцом документы свидетельствуют о том, что местом жительства Карпенко Ж.Н. и Карпенко С.М. является <адрес>, где указанные лица проживают постоянно. Следовательно, сам факт их регистрации в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности истцу, не создает права на жилую площадь и не свидетельствует об ихместе жительствав квартире истца.
В соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 29 июня 2006 года региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый для расчета субсидий гражданам, устанавливается в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина дифференцированно, в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда каждого муниципального образования Калининградской области.
Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается Правительством Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области № 73 от 26 февраля 2010 года «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и об установлении региональных стандартов, используемых для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2010 году» установлены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в Гусевском городском поселении на члена семьи из трех и более человек, на члена семьи из двух человек и для одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании установлено, что при расчете субсидии Рябикову В.И. применяется стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Однако суд считает, что данный стандарт применяется неверно. Учитывая указанные выше обстоятельства, то, что сестра истца Карпенко Ж.Н. и его племянница Карпенко С.М. имеют постоянное место жительства в другом государстве, а не в Российской Федерации, а истец один проживает в принадлежащем ему жилом помещении, суд считает необходимым обязать УСЗН при расчете Рябикову В.И. субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг применять стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для одиноко проживающего гражданина.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление социальной защиты населения администрации МО «Гусевский муниципальный район» при назначении Рябикову В.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире № <адрес> не учитывать зарегистрированных, но не проживающих в указанной квартире Карпенко Ж.Н. и Карпенко С.М. , и применять для Рябикова В.И. региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для одиноко проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 апреля 2010 года.
СУДЬЯ С.В.ГАРЕНКО