Гр. дело № 2-771/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Веретенниковой Н.И., при секретаре Виденмаер М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Ш. о признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Б. обратилась в суд с иском к Ш. о признании за ней права собственности в порядке наследования на 1/2 долю квартиры <адрес>. При этом указала, что по договору передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ее родителям К.И. и К.А. была передана в совместную собственность указанная квартира общей площадью 55,8 кв.м., жилой площадью 43,3 кв.м. Впоследствии в результате уточнения линейных размеров общая площадь квартиры изменилась с 55,8 кв.м до 55,1 кв.м, жилая площадь - с 43,3 кв. м до 43,1 кв.м. После смерти К.А. ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство в виде 1/2 доли на указанную квартиру. На момент смерти К.А. в браке не состояла, завещание не оставила. Наследниками первой очереди являются она и её сестра Ш., которая от своей доли в наследстве отказалась. ДД.ММ.ГГГГ нотариус отказала истице в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ввиду пропуска установленного законом срока для принятия наследства. Однако истица фактически приняла наследство. Отец К.И. согласен на прекращение режима совместной собственности и установление режима долевой собственности в равных долях по 1/2 доле каждому.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, указав, что после смерти своей матери К.А. она фактически вступила в права наследования: поддерживала квартиру в надлежащем состоянии, вместе с отцом заготавливала дрова, уголь, топила печь в спорной квартире, через месяц после смерти матери отдала С. её долг в сумме 00 рублей, распорядилась вещами умершей.
Ответчица Ш. с исковыми требованиями согласна, пояснила, что на наследственное имущество не претендует, не отрицает, что после смерти К.А. истица фактически вступила в права наследования.
Третье лицо К.И. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о чём в деле имеется расписка.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В судебном заседании установлено, что родителям истицы К.И. и К.А. договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с администрацией Гусевского района, была передана в совместную собственность квартира <адрес>. Данная квартира, как указано в договоре приватизации, имеет общую площадь 55,8 кв.м., жилую площадь 43,3 кв.м. В регистрационном удостоверении, выданном Гусевским МБТИ, указаны такие же размеры жилого помещения. Однако в выписке из технического паспорта и технического описания ОКС следует, что перепланировка квартиры не производилась, однако в результате уточнения линейных размеров общая площадь квартиры изменилась с 55,8 кв.м до 55,1 кв.м, жилая площадь - с 43,3 кв. м до 43,1 кв.м.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, факт принадлежности на праве собственности 1/2 доли указанного жилого помещения матери истицы сомнений у суда не вызывает.
Как следует из свидетельства о смерти, мать истицы К.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Б. и Ш., являясь дочерьми К.А., на основании ст. 1142 Гражданского кодекса РФ являются наследниками по закону первой очереди.
Ответчица Ш. на наследственное имущество, оставшееся после смерти К.А., не претендует, что установлено в судебном заседании и подтверждается её заявлением, поданным нотариусу Гусевского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.ст. 1153, 1154 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Факт принятия истицей наследства подтверждается показаниями свидетеля Г., пояснившей суду, что наследственное имущество, оставшееся после смерти К.А., приняла её дочь Б., которая приходила каждый день в спорную квартиру, несла расходы по её содержанию, отдала ей (Г.) принадлежавшую умершей шубу.
Из показаний свидетеля С. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ К.А. заняла у неё в долг 00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Б. сообщила ей о смерти К.А. и вернула ей данную сумму денег.
Свидетель О. суду пояснила, что Б. постоянно после смерти матери К.А. приходила в спорную квартиру, следила за её содержанием, пилила с отцом дрова.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд считает необходимым признать за истицей в порядке наследования после смерти ее матери К.А. право собственности на 1/2 долю в праве на указанное жилое помещение с указанием его линейных размеров согласно технической документации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Б. право собственности на наследственное имущество в виде 1/2 доли квартиры общей площадью 55,1 кв.м., в том числе жилой площадью 43,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд с момента составления мотивированного решения.
Судья Н.И. Веретенникова
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2011 года.
Судья Н.И. Веретенникова