Дело № 2-1988/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2010 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.
при секретаре Ковалюк А.В.
с участием помощника Гусь-Хрустальной межрайпрокуратуры Ерофеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области об обязании выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ФИО1,
у с т а н о в и л :
Гусь-Хрустальный межрайпрокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области (далее по тексту УПФ ) об обязании выдачи государственного сертификата на материнский (семейный )капитал ФИО1 указав, что в ходе проверки заявления Пыленковой А.П. было установлено, что ддммгг г. между ФИО1 и ФИО3 был зарегистрирован брак. ддммгг года ФИО1 родила *** ФИО4, о чем составлена запись акта о рождении **. ФИО4 умерла ддммгг года, о чем составлена запись о смерти ** и выдано свидетельство о смерти ** **. ддммгг года ФИО1 родила второго *** ФИО2, о чем составлена актовая запись о рождении ** и выдано свидетельство о рождении **. В ддммгг года ФИО1 представив пакет документов обратилась в УПФ о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. По результатам рассмотрения заявления и документов ФИО1 ддммгг года решением территориального органа УПФ ФИО1 ввиду отсутствия свидетельства о рождении первого *** было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный)капитал. Полагает, что права ФИО1 нарушены, так как дополнительные гарантии государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ и в силу ст.3 данного Закона –право на дополнительные меры социальной поддержки, возникает у женщин, родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Ст. 5 Закона и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный)капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный)капитал. П. 5 Правил устанавливает перечень документов для предоставления в территориальный орган УПФ для получения сертификата, в котором указано о необходимости предоставления документа подтверждающего рождение детей. При подачи заявления ФИО1 в территориальный орган УПФ была предоставлена справка о рождении ФИО4, так как в соответствии с порядком регистрации актов гражданского состояния определенного Федеральным Законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. № 143-ФЗ ( ст. 20 п.2)- в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Считает, что при отказе ФИО1 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал данное обстоятельство не должно было повлиять на его получение, так как ни в Законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семьям имеющим детей», ни в Правилах, регламентирующих порядок обращения за сертификатом на материнский капитал ограничений по продолжительности жизни ребенка не установлены. Считает, что права матери, при рождении второго ребенка, не могут быть поставлены в зависимость от продолжительности жизни ее первого ребенка. Юридически значимым фактом для получения материнского капитала является факт рождения ребенка, а не наличие на него свидетельства о рождении. Ограничение возможности женщины на получение материнского (семейного) капитала в зависимости времени жизни ее первого ребенка и наличие свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено. В определении Конституционного суда № 1085-О-О от 13.10.2009года указывается, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающие беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего и последующих детей.
В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайпрокурора Ерофеева Н.А. исковые требования в защиту интересов ФИО1 поддержала в полном объеме и считает, что права ФИО1 в связи с отказом УПФ в г. Гусь-Хрустальном на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал нарушены и просит обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский (семейный)капитал.
ФИО1 суду пояснила, что в ддммгг года обращалась в управление пенсионного фонда в г. Гусь-Хрустальном о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, считает что имеет на это право, так как он выдается при рождении второго ***. У нее ФИО2 ддммгг года рождения является вторым ***. В выдаче сертификата на материнский капитал ей было отказано, так как у нее отсутствовало свидетельство о рождении ее первого *** ФИО4 ддммгг года рождения, которая умерла ддммгг года. Свидетельство о рождении *** ФИО4 ей не выдавали, была лишь выдана справка о рождении. Полагает, что имеет право на получение материнского капитала, который выдается при рождении второго ***.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области- главный специалист-эксперт (юрисконсульт) ФИО6 с иском Гусь-Хрустального межрайпрокурора не согласна и суду пояснила, что ФИО1 обращалась в Управление пенсионного фонда о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ. По результатам рассмотрения заявления и документов ФИО1 ддммггг. в соответствии со ст. 5 п.6 п.п.1 было вынесено решение об отказе в выдаче ФИО1 государственного сертификата на материнский(семейный)капитал, так как отсутствовало свидетельство о рождении первого *** ФИО4 ддммггг. В целях реализации Закона № 185-ФЗ от 29.12.2006г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Перечень документов предоставляемых на получение сертификата утверждены данными Правилами (пункт 5) и предусматривают необходимость предоставления документа- свидетельства о рождении ребенка. ФИО1 не имела свидетельства о рождении ее *** ФИО4, так как в случае смерти ребенка на первой неделе жизни ей было выдана справка о рождении ребенка подтверждающая факт рождения. Федеральный Закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки таким семьям. В соответствии с Законом № 256-ФЗ право на государственный материнский (семейный)капитал имеют женщины воспитывающие не менее двух рожденных детей. Поскольку на момент обращения за государственным сертификатом у ФИО1 имелся только один ***- ФИО2, то требование о выдаче государственного сертификата противоречит содержанию указанного Федерального Закона.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему :
В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, независимо от места их жительства: у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года…
ФИО5 установлено, что ФИО1 ддммгг году родила *** ФИО4, которая ддммгг умерла, что подтверждается справкой о рождении ** (запись акта о рождении ** ) и свидетельством о смерти сер. ** (актовая запись о смерти **). ддммгг года у ФИО1 родился второй *** ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении сер.** ** (актовая запись **).
При обращении ФИО1 с заявлением и документами в УПФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный )капитал в связи с рождением второго ребенка решением УПФ в г. Гусь-Хрустальном ФИО1 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал было отказано в соответствии со ст. 5 п.6 пп.1 Закона «О государственной поддержке семей, имеющих детей», что подтверждается уведомлением об отказе ** от ддммггг. Не согласившись с полученным отказом в ддммгг года ФИО1 обратилась к руководителю территориальной общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в г. Гусь-Хрустальный по вопросу нарушенных её прав на получение государственного сертификата на материнский капитал. Пенсионный фонд Российской Федерации своим письмом за ** от ддммггг. сообщил, что фактически Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006г. предусматривает государственную поддержку семьям, а не отдельным категориям граждан родившим (усыновившим)второго,третьего и последующего ребенка. При этом Правилами подачи заявления на получение сертификата предусмотрено предоставление свидетельства о рождении ребенка, что данные в последующем вносится в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Считает, что без предоставления свидетельства о рождении ребенка право граждан на дополнительные меры государственной поддержки отсутствуют.
Вместе с тем Гусь-Хрустальный межрайпрокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ по заявлению ФИО1 в защиту ее прав полагает, что права ФИО1 на получение государственного сертификата на материнский (семейный капитал) нарушены и не могут быть поставлены в зависимость от продолжительности жизни *** и юридически значимым является факт рождения, а не наличие документа -свидетельство о рождении.
Суд оценивая все обстоятельства считает, что формально ФИО1 подпадает под правоотношения, регулируемые Федеральным Законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вместе с тем правовая позиция, изложенная в преамбуле указанного Федерального Закона, а именно то, что названный Федеральный Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечение трех лет со дня рождения второго ребенка(ст.3 п.7) Следовательно порядок реализации указанного Федерального Закона предполагает наличие живых детей.
Отказывая ФИО1 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал УПФ исходило из того, что отсутствовало свидетельство о рождении *** ФИО4, сведения о которой в соответствии с Правилами и ФЗ № 256 должны быть внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры поддержки. Так, при подаче заявления на выдачу государственного сертификата лицо должно предоставить сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). На момент подачи заявления у ФИО1 отсутствовал документ –свидетельство о рождении *** ФИО4, так как в случае смерти *** на первой неделе жизни в соответствии с Федеральным Законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. № 143 ФЗ « государственпая регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой жизни недели жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и перинатальной смерти, выданных медицинской организаций. На основании составленных актов о рождении и смерти выдается только свидетельство смерти. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе». На момент обращения ФИО1 в УПФ у нее имелось свидетельство о рождении на одного ***, и фактически ФИО1 является *** одного *** ФИО2. Из анализа норм действующего законодательства следует, что право на получение дополнительной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) имеют лица воспитывающие двух и более детей.
Оценивая все обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что у ФИО1 в связи со смертью первого ***, на момент рождения второго ***, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»., в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Гусь-Хрустального межрайпрокурора
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайпрокурора в защиту интересов ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области об обязании выдачи ФИО1 государственного сертификата на материнский (семейный)капитал - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Х.Баторшина