Дело № 2-2913/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2010 годаг. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьиВиноградовой Л.Н.
при секретареДевяткиной О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Кащенковой ФИО12 и Арефьевой ФИО13 к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления,
У С Т А Н О В И Л:
Кащенкова Т.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Арефьева Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску Кащенковой Тамары Михайловны к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления и гражданское дело № по иску Арефьевой Татьяны Александровны к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления были объединены в одно производство.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ОАО «ВОТЭК», трест «Гусь-Хрустальный горгаз», МУП «Управляющая организация» и Верхне-Волжское Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В обоснование иска истцы указали, что являются собственниками квартир: Кащенкова Т.М. - № и Арефьева Т.А. - № в <адрес> в <адрес>. В связи с низким качеством теплоносителя, поступающего в их квартиры в отопительные сезоны, ими в начале 2010 года было принято решение об установке индивидуального газового отопления.
В настоящее время отсутствует какой-либо нормативный документ, регулирующий перевод квартир в многоквартирных домах на автономное отопление. Но сложилась практика, в соответствии с которой управляющая домом компания не выдает разрешение и подтверждающий акт на отсоединение от теплоснабжающей системы дома без получения разрешения администрации МО г. Гусь-Хрустальный.
ДД.ММ.ГГГГ они направили в администрацию МО город Гусь-Хрустальный заявление на согласование установки индивидуального отопления (газового котла).ДД.ММ.ГГГГ ими был получен отказ в выдаче разрешения на установку котла по надуманным, не соответствующим закону основаниям. Как указано в письме, установка индивидуального отопления допустима «только при реконструкции многоквартирного дома» (ч.3 ст.36 Жилищного кодекса РФ).
Однако инженерные коммуникации, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся внутри квартиры, не относится к общему имуществу в многоквартирном доме (ч.1 ст.36 ЖК РФ) и на него не распространяются требования ч.3 ст.36 ЖК РФ.
Не имеется доказательств и тому, что перевод квартиры на автономное отопление приведет к изменению в худшую сторону теплового баланса всего дома и будет нарушена работа инженерной системы дома. За период 2005-2008 г.г. в их доме несколько квартир были переоборудованы на индивидуальное отопление, что не нарушило тепловой баланс дома и его инженерную систему.
В судебном заседании истец Кащенкова Т.М. поддержала исковые требования, полагает, что тепловой баланс дома от установки в ее квартире индивидуального отопления не изменится, так как тепло от централизованного отопления, не поступившее в ее квартиру, будет поступать в другие квартиры дома. Собранием собственников жилых помещений в доме ей и Арефьевой Т.А. было дано разрешение на установку индивидуального отопления и отсоединение отопительных приборов от стояков отопления, следовательно, ими получено согласие от собственников жилых помещений на перераспределение тепла в доме. Проект на установку газового оборудования в квартире ею был в администрацию предоставлен, также как и согласования с ВДПО, ОАО «ВОТЭК». Просит обязать администрацию выдать разрешение на установку индивидуального отопления.
Истец Арефьева Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. В деле имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что в ее квартире недостаточно центрального отопления. Теплоноситель до их подъезда не доходит, в квартире постоянно холодно. В их подъезде уже в двух квартирах установили индивидуальное отопление. Подали они заявление в администрацию ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в администрацию были представлены разрешение ОАО «ВОТЭК», план БТИ, правоустанавливающие документы, разрешение ВДПО, проект горгаза, протокол собрания собственников, технические условия горгаза. Получили отказ со ссылкой на то, что отключение центральной системы является реконструкцией дома. И отключение от центральной системы может быть при переходе 100/% всего дома на индивидуальное отопление. С данным отказом администрации она не согласна. В их квартире установлена газовая колонка, и замена ее на газовый котел при том же потреблении ничьих интересов нарушить не может. В настоящее время система отопления у них не изменена. Просит суд обязать администрацию города выдать разрешение на установку индивидуального отопления.
Представитель ответчика администрации МО г. Гусь-Хрустальный по доверенности Барыкина О.Е. в судебном заседании возражала против исковых требований Кащенковой Т.М. и Арефевой Т.А. Суду пояснила, что доводы истцов о том, что инженерные коммуникации, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся внутри квартиры, не относится к общему имуществу в многоквартирном доме и на него не распространяются требования ч.3 ст.36 Жилищного кодекса РФ, не обоснованы.
В соответствии с ч.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном дома и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» - в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.1.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается. Работы, связанные с переустройством в соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», как и работы по модернизации общедомовых систем, выполняются при проведении капитального ремонта дома и затрагивают интересы всех собственников квартир, так как система отопления, включая внутриквартирные отопительные приборы (батареи), относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
При переводе отдельных квартир в многоквартирном доме на индивидуальное отопление производится отключение обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома, что приводит к уменьшению размера общего имущества.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещения в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ № 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», качество теплоснабжения – совокупность установленных нормативными правовыми актами РФ и (или) договорами теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. На основании данного определения можно сделать вывод о том, что при установке гражданином индивидуального отопления нарушается качество теплоснабжения, т.к. происходит изменение установленных характеристик. Просит суд отказать истцам в иске.
Представитель администрации МО город Гусь-Хрустальный Джигаев В.Н. в судебном заседании 05 октября 2010 года суду пояснил, что ранее устанавливались индивидуальные котлы в жилых помещениях и администрацией давались разрешения. Но эти действия являлись непродуманными, непроанализированными. Установка котла – это в соответствии с Жилищным кодексом реконструкция, то есть изменение системы теплоснабжения, вмешательство в нее. Реконструкция системы влечет за собой изменение параметров системы, меняется давление, меняется скорость подачи тепла. Газовая труба, которая подходит к дому, она рассчитана только на газовые плиты и газовые колонки, если таковые в доме есть. Но эти приборы действуют кратковременно, а котел работает в течение всей зимы, потребляя газ. Естественно, в десятки раз возрастает потребление газа, труба на это не рассчитана. Если всем домом переходить на индивидуальное отопление, то необходимо делать реконструкцию, делать перепроектирование сетей, подводящих в дому коммунальные услуги. Есть закон «О теплоснабжении», который уже запретил установку индивидуальных котлов. Он мотивирован, он аргументирован, и он имеет свои основания.
Представитель третьего лица МУП «Управляющая организация» г. Гусь-Хрустальный в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель третьего лица Гноевая М.В. суду пояснила, что утверждение истцов о том, что инженерные коммуникации, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся внутри квартиры, не относится к общему имуществу в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) и что на него не распространяются требования ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, ошибочным и противоречащим ст. 36, 39, 156 ЖК РФ и п. 6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Согласно письму Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 27 апреля 2009 года за № ГЖИ-520-01/27, работы по установке индивидуальных газовых отопительных котлов относятся к реконструкции общего имущества многоквартирного дома, поскольку в данном случае происходит изменение схемы системы горячего водоснабжения и отопления многоквартирного дома.
Пункт 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ расшифровывает понятие реконструкции и указывает, что реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома. Следовательно, выдача управляющей организацией либо администрацией МО г. Гусь-Хрустальный согласований на указанные работы при отсутствии протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, является превышением их полномочий. Каких- либо нормативных правовых актов, обязывающих как администрацию МО г. Гусь-Хрустальный, так и управляющие организации, выдавать технические условия на отсоединение от стояков центрального отопления, при установке системы индивидуального отопления в настоящее время нет.
В письме заместителя губернатора Владимирской области исх. № 01/02-10-202 от 17 марта 2010 года «Об установке отопительных котлов» и публикации в газете «Гусевские вести» № 74 от 08 октября 2010 года (статья называется «Совет при Главе»), указано, что по заключению службы по экологическому, технологическому и атомному надзору использование вентканалов в качестве дымоходов не допускается. Запрещено также пробивать стены, перекрытия для устройства дымоходов. Кроме того, в областном комитете по энергетической политике состоялось совещание с участием ОАО «Владимироблгаз» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На данном совещании приято решение о возможности выдачи ОАО «Владимироблгаз» технических условий на установку отопительных котлов с коаксиальным (совмещенным) устройством воздухоподачи и удаления продуктов горения для индивидуального отопления. При этом должны быть соблюдены определенные условия, а именно установка обозначенных газопотребляющих устройств в 100 % квартир многоквартирного дома, а также в домах не более трех этажей.
В соответствии с Письмом ОАО «Владимироблгаз» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 марта 2008 года № 09/1248 и Письмом Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области № 353-ГЖИ-01/21 от 30 мая 2008 года, руководством ОАО «Владимироблгаз» принято решение о прекращении выдачи технических условий на установку газовых отопительных котлов без отвода продуктов сгорания газа в дымоход в квартирах многоквартирных жилых домов.
В своем письме Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнодзор) № 09/1363-8-40 от 20 мая 2008 года ссылается на то, что Сводом Правил (СП) по проектированию и строительству «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» (СП 41-108-2004) запрещено устройство дымоходов от каждого теплогенератора (котла) индивидуально через фасадную стенку. На основании изложенного, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сочла возможным согласиться с установкой поквартирных систем отопления только в тех жилых домах, где по разрешению архитектора может быть выполнен отдельный канал для вывода дымовых газов на 1,5 м выше конька крыши здания, а также для индивидуальной 1-2-ух этажной жилой застройки, включая коттеджи, с выводом продуктов сгорания на фасад здания с разрешения домовладельцев.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ и статьями 30,39 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в соответствии с законодательством, граждане должны оплачивать не только коммунальные услуги, потребленные в своей квартире, но также коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Указанные расходы должны быть распределены на всех потребителей в многоквартирном доме. Распределение расходов должно осуществляться в соответствии с ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, то есть исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество. К общему имуществу (ст. 36 ЖК РФ) относятся помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, чердаки, подвалы, инженерные коммуникации, земельный участок и т.п. Общее имущество многоквартирного дома распределяется и оплачивается соразмерно занимаемой площади. Таким образом, гражданин оплачивает часть издержек по содержанию общего имущества жилого дома, которая приходится на занимаемую площадь.
По вопросу отключения отдельной квартиры от центрального отопления и переводу на автономное отопление, Министерство регионального развития России указывает на то, что вмешательство в конструктивные элементы жилого многоквартирного дома может повлечь за собой изменения его теплового баланса и теплового режима работы котельных. Учитывая изложенное Министерство регионального развития России, считает, что отключение нагревательных элементов системы отопления с последующей установкой автономного отопления помещений не освобождает собственников помещений, оборудованных автономной системой отопления в многоквартирном доме, от оплаты соответствующих расходов, связанных с общим имуществом такого дома (Письмо Минрегион России № 41100-ИБ/ 14 от 07 декабря 2009 год).
Представитель третьего лица треста «Гусь-Хрустальный горгаз» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В деле имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителя, решение по иску оставили на усмотрение суда.
В судебном заседании 22 ноября 2010 года представители третьего лица по доверенности Щебельникова Н.А. и Сырцова О.Н. суду пояснили, что истцы представили в трест «Гусь-Хрустальный горгаз» все необходимые документы для разработки проекта установки индивидуального газового отопления в их квартирах, на основании которых истцам были выданы технические условия и проект монтажа индивидуального отопления. Гидравлический расчет по газу не выполнялся, так как в квартире установлена проточная газовая колонка, у которой более высокая пропускная способность, чем у газового котла. Дымоход в квартире выполнен из красного кирпича, проходит периодическое техническое обслуживание и может использоваться для эксплуатации газового котла, что было предусмотрено техническими условиями и соответствует всем нормам и правилам.Технические условия выдавались с учетом других квартир, расчета не делалось, учитывая, что газовые колонки в этих домах стояли, норма потребления ими газа в кубометрах в час больше, чем норматив потребления у устанавливаемых газовых котлов.
Представитель третьего лица ОАО «ВОТЭК» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Ростехнадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление в котором указано, что постановлением Правительства РФ № 549 от 21июля 2008 года «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» п.2 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет исключительно методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования. Содержание исковых требований по иску Кащенковой Т.М. и Арефьевой Т.А. не относится к компетенции Ростехнадзора.
Выслушав пояснения истца Кащенковой Т.М., представителя ответчика администрации МО г. Гусь-Хрустальный Барыкиной О.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 25, ч. ч. 1 – 5 ст. 26, ч. ч. 1 – 3 ст. 27 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Кащенкова Т.М. и Арефьева Т.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО город Гусь-Хрустальный о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в квартиры, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что квартиры по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Арефьевой Т.А. <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.12) и Кащенковой Т.М. <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию МО город Гусь-Хрустальный с заявлением, в котором просили разрешить установить в принадлежащих им квартирах индивидуальное газовое отопление. К заявлению истцы приложили свидетельства о праве собственности на квартиры, технические паспорта на квартиры, разрешения на установку индивидуального отопления от ОП ОАО ВОТЭК от ДД.ММ.ГГГГ, технические условия на газификацию, утвержденные трестом «Гусь-Хрустальный горгаз» от ДД.ММ.ГГГГ, проекты переустройства квартир с центрального отопления на автономное с установкой газового котла, технические условия ООО ВДПО от ДД.ММ.ГГГГ, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО город Гусь-Хрустальный отказала Кащенковой Т.М. и Арефьевой Т.А. в выдаче разрешения на установку индивидуального газового отопления в квартирах № и № по адресу: <адрес>, указав, что установка индивидуального газового отопления в отдельной квартире многоквартирного дома, подключенного к центральному теплоснабжению, является реконструкцией (часть 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит ее (системы) уменьшение, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч.3 ст.36 Жилищного кодекса РФ).Перевод на автономное отопление отдельных квартир в доме приводит к изменению теплового баланса всего дома, будет нарушена работа инженерной системы дома, что не допускается.Демонтаж обогревающих элементов не должен привести к нарушению прав граждан, пользующихся другими помещениями.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170Г установлено, что переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ « здания жилые многоквартирные» (СНИП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением госстроя РФ от 23 июня 2003 года №109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Согласно раздела 1 Свода правил « Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» (СП -41-108-2004) использование поквартирных систем теплоснабжения с теплогенераторами на газовом топливе допускается по согласованию с территориальными органами Госпожнадзора МЧС России только в отношении жилых зданий высотой более 28 м (11 этажей и выше).
Как следует из письма Управления Госпожнадзора ГУ МЧС России по Владимирской области от 17 июня 2010 года (л.д.87), согласно п.п.5.5,5.6 СП 7.13130.2009, в качестве источников теплоты систем поквартирного теплоснабжения для жилых многоквартирных зданий высотой не более 9 этажей и встроенных в них помещений общественного значения могут применяться теплогенераторыф на газообразном топливе с закрытой камерой сгорания. Теплогенераторы общей теплопроизводительностью 35кВт и менее можно устанавливать в квартирах- кухнях, коридорах, в нежилых помещениях. Дымоходы следует предусматривать вертикальными и не имеющими сужений. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены для жилых многоквартирных зданий не допускается. Забор воздуха для теплогенераторов с закрытой камерой сгорания должен осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания. МЧС России не принимает участия в процессе согласований установки индивидуальных газовых котлов в многоквартирном доме.
Как следует из актов исполнения технических условий для разработки проектной документации на газовое отопление Гусь-Хрустального районного отделения ВООООО «ВДПО» от ДД.ММ.ГГГГ по квартирам №.2 Народная, дом 2, разрешено использование штатных дымоходов обособленных, из красного кирпича, предназначенных ранее для дымоудаления от газовых колонок в указанных квартирах.
Проектирование системы газоснабжения в данных квартирах выполнено трестом «Гусь-Хрустальный горгаз» ОАО «Владимироблгаз» в соответствии со свидетельством СРО –П-082-14122009 от ДД.ММ.ГГГГ о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Проект согласован с ВООООО «ВДПО».
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников жилья многоквартирного <адрес> принято решение большинством голосов о разрешении использования дымоходов в квартирах 11 и 12 для дымоотводов газов от газовых котлов взамен газовой колонки и в отсоединении от системы центрального отопления.
ДД.ММ.ГГГГ ОП ОАО ВОТЭК выдало разрешение на установку индивидуального отопления на газовом топливе по данным адресам.
Как следует из сообщений МУП «Водоканал», МУП «Управляющая компания», согласование рабочего проекта на установку индивидуального отопления в жилых помещениях и перевод на автономное отопление с указанными организациями не производится.
В сообщении ГУП Владимирской области «Владимиргражданпроект» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО г. Гусь-Хрустальный по вопросу индивидуального отопления многоквартирных жилых домов указано, что в соответствии с рекомендациями СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» поквартирные системы теплоснабжения применяются для отопления и горячего водоснабжения квартир в жилых зданиях. В качестве источников теплоты систем поквартирного теплоснабжения применяются индивидуальные теплогенераторы – автоматизированные котлы полной заводской готовности, работающие без постоянного обслуживающего персонала.
Для многоквартирных жилых домов применяются теплогенераторы: с закрытой (герметичной) камерой сгорания; с автоматикой безопасности, обеспечивающие прекращение подачи топлива при прекращении подачи электроэнергии, при неисправности целей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, при нарушении дымоудаления; с температурой теплоносителя до 95 гр.; с давлением теплоносителя до 1.0 МПа.
Забор воздуха для горения в теплогенераторах с закрытыми камерами сгорания должен осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания. Запрещается прокладывать дымоходы через жилые помещения. Этажность здания с установкой котлов поквартирного отопления НТИ не регламентируется, но при этом, к одному коллективному дымоходу можно присоединять не более 8 теплогенераторов и не более одного теплогенератора на этаж.
На установку котлов поквартирного отопления и горячего водоснабжения газовая служба города выдает «технические условия», приемка котла в эксплуатацию осуществляется при наличии акта работоспособности дымохода, выданного органом Пожнадзора.
Частичное отключение жильцов от централизованного теплоснабжения улучшает циркуляцию теплоносителя системы отопления оставшихся потребителей, что возможно, исключит целесообразность перехода всего дома на индивидуальное поквартирное отопление. Кроме того, при переводе на поквартирное отопление дом в целом, следует учитывать возможность газоснабжения с учетом дополнительных нагрузок.
Согласно письму Комитета по энергетической политике администрации Владимирской области от 23 апреля 2010 года № Ш-9-1349/2010 с целью выработки единого подхода по выдаче технических условий на установку индивидуальных отопительных котлов и обеспечения их безопасной эксплуатации в комитете по энергетической политике состоялось совещание с участием ОАО «Владимироблгаз» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Владимирской области. Установка отопительного котла в многоквартирном доме с отдельным вентканалом и дымоходом, где установлен проточный водонагреватель (газовая колонка), возможна. Для этого необходимо: 1) согласие управляющей компании; 2) справка ВДПО об исправности дымохода; 3) получить технические условия от ОАО «Владимироблгаз» на установку дополнительного газопотребляющего оборудования.
Из заключений ГУП Владимирской области «Владимиргражданпроект» №/г от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу установки автоматизированных настенных котлов отопления и ГВС в квартирах № и № многоэтажного жилого дома по адресу: <адрес> следует, что на рассмотрение представлены проекты переустройства квартир № и №, расположенных на 3 этаже 3-этажного кирпичного жилого дома.
В результате переустройства будет выполнено отключение установленных в помещении нагревательных приборов от общедомовых стояков системы отопления. Существующие стояки проходят по квартирам транзитом. В качестве источника отопления и ГВС квартир принят котел «Thermona 20 ТСХ» с закрытой камерой сгорания с раздельными трубопроводами подачи воздуха на горение и отвода продуктов сгорания.
Для отвода продуктов сгорания используется существующий вытяжной канал сеч. 140х140, выполненный в стене из красного керамического кирпича. До реконструкции системы отопления и ГВС, канал предназначался для отвода дымовых газов при работе газовой колонки. Существующая система естественной вентиляции кухни при этом реконструкции не подлежит. Подача приточного воздуха на горение котла осуществляется индивидуальным изолированным воздуховодом снаружи здания. Сделан вывод, что переустройство указанных квартир заключается в отключении отопительных приборов от централизованного теплоснабжения и является локальной реконструкцией системы отопления многоэтажного жилого дома. В результате переустройства квартир уменьшается гидравлическое сопротивление реконструируемых стояков системы централизованного отопления на Z=1 (Z=2.4 кг/кв.м) при сопротивлении стояка 94.0 кг/кв.м. и составляет 2.5% (при допустимых 15 %). Действующая система отопления остается без изменения.
Установка 2-контурного котла «Thermona 20 ТСХ» с закрытой камерой сгорания для поквартирного отопления и ГВС, при подаче приточного воздуха на горение котла снаружи здания и использованием существующего вытяжного канала, выполненного в стене из красного керамического кирпича, для удаления дымовых газов, не противоречит требованиям действующей нормативно-технической документации. Монтаж котла, газопроводов, дымохода и приточного воздуховода должен осуществляться организацией, имеющей разрешение на данный вид работ. После сдачи оборудования в эксплуатацию, владелец квартиры обязан заключить договор на техническое обслуживание со специализированной организацией.
Истцами в суд представлен гидравлический расчет системы отопления до перепланировки и после перепланировки квартир № и № по <адрес>, составленный ГУП Владимирской области «Владимиргражданпроект» в соответствии с техническим паспортом на <адрес> с учетом установки в 2008 году в квартирах № и № индивидуального газового отопления. Вывод: уменьшение сопротивления системы отопления в многоквартирном доме, улучшение в связи с установкой котлов и отключением от общей тепловой системы теплоснабжения дома. Данное заключение подтверждено специалистом «Владимиргражданпроект» ФИО10 в судебном заседании.
Согласно справки треста «Гусь-Хрустальный горгаз» ОАО Владимироблгаз от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение гидравлического расчета газоснабжения по дому № по <адрес> не требуется в связи с тем, что в квартирах №,№ <адрес> установлены котлы мощностью 20 квт, что менее мощности потребления газа в час ранее установленных в квартирах газовых колонок. В квартирах № данного дома запроектирована установка газовых котлов также с максимальной потребляемой мощностью в 20 кВт.
Судом исследованы паспорта теплогенераторов, подлежащих установке в квартирах № - их потребляемая максимальная мощность составляет 22,2 кВт, расход природного газа в кубометрах в час-1,00-2,30.
Расход газа в час при использовании аппаратов водонагревательных проточных газовых бытовых Нева ЛЮКС 5514, согласно руководству по его эксплуатации 3264-00.00 РЭ- составляет 3 кубометра в час, тепловая мощность - 28 кВт.
Ответчиком не предоставлено доказательств того, что в случае установки индивидуального отопления в квартирах Кащенковой Т.М. и Арефьевой Т.А. будут нарушены права и интересы граждан, будет создана угроза их жизни и безопасности, поэтому оснований для отказа в удовлетворении иска у суда нет.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р ЕШ И Л :
Исковые требования Кащенковой ФИО12 и Арефьевой ФИО13 удовлетворить.
Обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области выдать Кащенковой ФИО12 разрешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области выдать Арефьевой ФИО13 разрешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной редакции.
СудьяЛ.Н. Виноградова