Дело № 2-3454/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Тарасова И.А.
при секретаре Тюриной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузгиной ФИО9 к Администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании отказа в согласовании установки индивидуального отопления в квартире недействительным и обязании к выдаче согласования на установку индивидуального отопления в квартире,
УСТАНОВИЛ:
Лузгина Р.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования (далее МО) г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, в котором просит признать отказ ответчика в выдаче согласования на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, недействительным; обязать ответчика области согласовать с Лузгиной ФИО9 заявление на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по указанному адресу, а также взыскать с Администрации МО г. Гусь-Хрустальный в ее пользу судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в сумме 400 рублей 00 копеек и оплаты за составление заключения ГУП Владимирской области Головной проектный институт «Владимиргражданпроект» в размере 5 900 рублей 00 копеек.
Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности – Бикчантаева Г.М., в судебном заседании в обоснование исковых требований Лузгиной Р.М. пояснила, что в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 33 АК № истец является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной в пятиэтажном кирпичном доме по адресу: <адрес>. 10.06.2010 года, с целью согласования в установленном статьей 26 Жилищного кодекса РФ порядка переустройства квартиры, Лузгина Р.М. обратилась в Администрацию МО города г. Гусь-Хрустальный с предоставлением следующих документов: заявления о переустройстве и перепланировке по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 г. № 266; правоустанавливающими документами на переустраиваемое жилое помещение, а именно: свидетельством о государственной регистрации права серия 33 АК №; договором купли-продажи квартиры от 13.02.2009 года; проектом переустройства <адрес>А по <адрес> с центрального отопления на автономное с установкой газового котла подготовленный ОАО «Владимироблгаз» трест «Гусь-Хрустальный - горгаз» и согласованный с ГРО ВООООО ВДПО; техническим паспортом БТИ указанного жилого помещения паспорт,составленнымпосостояниюна03.10.2007 года; разрешение ОП ОАО ВОТЭК «Теплоэнерго» г. Гусь-Хрустальный от 17.06.2010 г. № 0610 и протоколом собрания жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 16.06.2010 года. 19.07.2010 года Лузгиной Р.М. было получено письмо от 16.07.2010 г. № 4538/1-14, в котором Администрация МОг. Гусь-Хрустальный отказала ей в согласовании проведения работ по установке индивидуального газового отопления в квартире. В обоснование своего отказа ответчик указал, что установка индивидуального газового отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральному теплоснабжению, является реконструкцией (часть 14, ст. 1 Градостроительного Кодекса). В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит уменьшение системы, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с письмом, полученным от Минрегиона России от 14.05.2010 года № 19825-ИБ/14, для установки газового котла в отдельно взятой квартире многоквартирного дома необходимо получить технические условия в ресурсоснабжающей организации, которая должна в свою очередь разработать проект реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление. Разрешение может быть выдано при переходе 100 % квартир всего дома на индивидуальное газовое отопление. Лузгина Р.М. считает решение об отказе в согласовании заявления о переустройстве и переоборудовании жилого помещения необоснованным и существенно нарушающим ее права как собственника жилого помещения по следующим основаниям. Обогревающие элементы не относятся к общему имуществу дома, так как обслуживают только одно помещение в отличие от стояков, по которым поступает теплоноситель. В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ «реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения». Эта норма относится к изменению параметров всего дома, а не отдельных помещений. Поэтому указанная норма права не применима к правоотношениям по установлению индивидуального отопления. Данное правоотношение регулируется главой 4 ЖК РФ переустройствоиперепланировкажилогопомещения. Установка индивидуального отопления отвечает требованиям ст. 25 ЖК РФ, а именно: переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Ответ Минрегиона России от 14.05.2010 года № 19825-ИБ/14 не является правовым актом обязательным к применению. Технические условия ресурсоснабжающей организации, которая в свою очередь должна разработать проект реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление, не входит в обязательный перечень документов для получения разрешения на переустройство жилого помещения, предусмотренный ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Реконструкция внутридомовых газопроводов не требуется, так как котел устанавливается на место газового водонагревателя. Дом оборудован дымоходами, куда идут отработанные газы из водонагревателя. Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен п.п. д) п. 2 Правил «Содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения. Тепловой баланс дома при установке индивидуального отопления в квартире не изменяется. Тепло не рассеянное в квартире, оборудованной индивидуальным отоплением, равномерно перераспределяется по другим квартирам, что улучшает их теплоснабжение. Согласно ст. 290 ГК РФ, а также ч.1 ст. 36 ЖК РФ - собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Указанное основывается на том, что обогревающие элементы - радиаторы отопления находящиеся непосредственно в квартирах, не относят к общему имуществу многоквартирного дома и, следовательно, их полное изъятие не принесет ущерба имуществу многоквартирного дома. Тем самым, собственники квартир имеют право устанавливать в принадлежащих им жилых помещениях индивидуальнее котлы, при условии получения необходимых согласований. Протокол собрания жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 16.06. 2010 года подтверждает, что по результатам голосования общее собрание собственников помещений количеством 82 % от общего числа голосов всех собственников решили: разрешить установку индивидуального газового котла в жилой квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Кроме того, ГУП Владимирской области Головной проектный институт «Владимиргражданпроект» дал положительное заключение на установку индивидуального отопления в квартире истца. На основании изложенного представитель истца просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика: Администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области по доверенности - Морев И.Л., в судебном заседании с исковыми требованиями Лузгиной Р.М. не согласился. Суду пояснил, что в соответствии с ч.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» - в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. На основании пункта 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда «Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат) ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются». Работы, связанные с переустройством в соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», как и работы по модернизации общедомовых систем выполняются при проведении капитального ремонта дома и затрагивают интересы всех собственников квартир, так как система отопления, включая внутриквартирные отопительные приборы (батареи), относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При переводе отдельных квартир в многоквартирном доме на индивидуальное отопление, производится отключение обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома, что приводит к уменьшению размера общего имущества. В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
На основании письма Минрегиона России №19825-ИБ/14 от 14.05.2010 года для установки газового котла в отдельно взятой квартире многоквартирного дома необходимо получить технические условия в ресурсоснабжающей организации, которая должна в свою очередь разработать проект реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление. При установке гражданином индивидуального отопления нарушается качество теплоснабжения, так как происходит изменение установленных характеристик.
Кроме того, указал, что несмотря на положительное заключение ГУП «Владимиргражданпроект», при возникновении аварийной ситуации в квартире истца Лузгиной Р.М. в случае установления ею индивидуальной системы отопления пострадают жители собственники (наниматели) соседних квартир многоквартирного <адрес> в <адрес>, что приведет к нарушению их прав и законных интересов на подачу качественных услуг теплоснабжения централизованной ресурсоснабжающей организацией. На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Лузгиной Р.М. просил отказать.
Представители Гостехнадзора России Владимирский отдел Верхневолжского округа, Управления Ростехнадзора по Владимирской области, Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, привлеченные судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, в судебное заседание не явились. В ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные надзорные органы не являются контролирующим в области дачи разрешения гражданам в многоквартирных домах на
установку индивидуальных систем отопления в отдельно взятых квартирах.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным разрешить вопрос по существу спора без участия этих третьих лиц. Материалов дела достаточно для разрешения поставленного перед судом вопроса.
Заслушав объяснения сторон, а также исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами – суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 25, ч. ч. 1 – 5 ст. 26, ч. ч. 1 – 3 ст. 27 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Судом установлено, что в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 33 АК № истец Лузгина Р.М. является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
10.06.2010 года с целью согласования в установленном статьей 26 Жилищного кодекса РФ порядка переустройства квартиры, Лузгина Р.М. обратилась в Администрацию МО города г. Гусь-Хрустальный с предоставлением следующих документов: заявления о переустройстве и перепланировке по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 г. № 266; правоустанавливающими документами на переустраиваемое жилое помещение, а именно: свидетельством о государственной регистрации права серия 33 АК № 574793; договором купли-продажи квартиры от 13.02.2009 года; проектом переустройства <адрес>А по <адрес> с центрального отопления на автономное с установкой газового котла подготовленный ОАО «Владимироблгаз» трест «Гусь-Хрустальный - горгаз» и согласованный с ГРО ВООООО ВДПО; техническим паспортом БТИ указанного жилого помещения паспорт,составленнымпосостояниюна03.10.2007 года; разрешение ОП ОАО ВОТЭК «Теплоэнерго» г. Гусь-Хрустальный от 17.06.2010 г. № 0610 и протоколом собрания жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 16.06.2010 года.
Сообщением от 16.07.2010 г. № 4538/1-14, Администрация МО г. Гусь-Хрустальный отказала истцу в согласовании проведения работ по установке индивидуального газового отопления в квартире. В обоснование своего отказа ответчик указал, что установка индивидуального газового отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральному теплоснабжению, является реконструкцией (часть 14, ст. 1 Градостроительного Кодекса). В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит уменьшение системы, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с письмом, полученным от Минрегиона России от 14.05.2010 года № 19825-ИБ/14, для установки газового котла в отдельно взятой квартире многоквартирного дома необходимо получить технические условия в ресурсоснабжающей организации, которая должна в свою очередь разработать проект реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление. Разрешение может быть выдано при переходе 100 % квартир всего дома на индивидуальное газовое отопление.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09. 2003 года № 170Г установлено, что переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ « здания жилые многоквартирные» (СНИП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 года №109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Лузгина Р.М. получила разрешение от ОП ОАО ВОТЭК «Теплоэнерго» г. Гусь-Хрустальный от 17.06.2010 г. № 0610 на установку индивидуального отопления (газового котла).В материалах дела имеется Проект переустройства <адрес>А по <адрес> с центрального отопления на автономное с установкой газового котла подготовленный ОАО «Владимироблгаз» трест «Гусь-Хрустальный - горгаз» и согласованный с ГРО ВООООО ВДПО.
Согласно ч. 1, п. 1,5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома… другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из протокола общего собрания жильцов – собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 16.06.2010 года, видно, что 82% собственников многоквартирного <адрес> в <адрес>, то есть: большинством голосов дали разрешение Лузгиной Р.М. на установку индивидуального газового котла в принадлежащей ей на праве собственности квартире по указанному выше адресу.
Как следует из вывода Заключения ГУП Владимирской области Головной проектный институт «Владимиргражданпроект» по гидравлическому расчету системы отопления до перепланировки и после перепланировки <адрес> в <адрес> – после отключения нагревательных приборов в <адрес> жилого <адрес> ( 2-ой этаж пятиэтажного жилого дома), изменение гидравлических потерь стояков 1-1а, 2-2а, 3-3а централизованного отопления не превышает нормативных 15%. Дополнительные мероприятия по регулированию существующей системы централизованного отопления здания не требуется.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Утверждая, что при установке гражданином индивидуального отопления нарушается качество теплоснабжения, так как происходит изменение установленных характеристик и, несмотря на положительное заключение ГУП «Владимиргражданпроект», при возникновении аварийной ситуации в квартире истца Лузгиной Р.М. в случае установления ею индивидуальной системы отопления пострадают жители собственники (наниматели) соседних квартир многоквартирного <адрес> в <адрес>. Это приведет к нарушению их прав и законных интересов на подачу качественных услуг теплоснабжения централизованной ресурсоснабжающей организацией, представитель ответчика не представил суду достаточных доказательств в обоснование своих возражений.
Письмо Минрегиона России №19825-ИБ/14 от 14.05.2010 года не является нормативно – правовым документом, которым следует руководствоваться, а только выражает свою точку зрения на порядок установки системы индивидуального отопления в многоквартирном доме в отдельно взятой квартире.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, - суд находит исковые требования Лузгиной Р.М. подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в сумме 400 рублей 00 копеек и оплаты за составление заключения ГУП Владимирской области Головной проектный институт «Владимиргражданпроект» в размере 5 900 рублей 00 копеек, которые подтверждаются квитанциями, имеющимися в материалах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лузгиной ФИО9 удовлетворить.
Признать отказ Администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области в согласовании на установку индивидуального отопления в квартире, принадлежащей на праве собственности Лузгиной ФИО9, расположенной по адресу: <адрес>, - недействительным.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области согласовать с Лузгиной ФИО9 заявление на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с Администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области в пользу Лузгиной ФИО9 судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в сумме 400 рублей 00 копеек и оплаты за составление заключения ГУП Владимирской области Головной проектный институт «Владимиргражданпроект» в размере 5 900 рублей 00 копеек, а всего: 6 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Судья:И.А. Тарасов