решение об отказе в признании права собственности на дом и земельный участок № 2-118/11 от 14.02.11



Дело № 2-118/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 годаг. Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьиВиноградовой Л.Н.

при секретареДевяткиной О.В.,

с участием адвокатовМедведева А.И. и Соловьевой В.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарцева ФИО10 к Парыгину ФИО10 и Львовой ФИО12 о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Макарцев В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФИО5 о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Судом в связи со смертью ФИО5 была произведена замена ответчика ФИО5 на ее правопреемников детей Парыгина В.Н. и Львову Т.Н.

В исковом заявлении истец указал, что ФИО5 в личной собственности имела жилой дом и земельный участок при нем по адресу: <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он и ФИО5 заключили договор купли-продажи жилого помещения, но оформили его в простой письменной форме в виде расписки. Он оплатил по договору ФИО5 <данные изъяты> рублей. Действительность сделки заверили работники Демидовской администрации. После заключения сделки он оплачивал все налоги, в том числе и земельный.

ФИО5 с момента заключения сделки ни домом, ни земельным участком не пользуется, находиться в <адрес>. Встретиться ему с ней до сих пор не удается. Просит признать за ним право собственности на дом и земельный участок.

В судебном заседании истец Макарцев В.Г. поддержал свои исковые требования. Суду пояснил, что он имел на праве собственности жилой дом в <адрес>, который расположен напротив дома ФИО5 Свой дом и хозяйство он продал. Он был в хороших отношениях с ФИО5 В 2003 году ФИО5 собралась уезжать из деревни и хотела продать дом хотя бы на дрова. Он согласился купить у нее дом. Она написала расписку, что продает за <данные изъяты> рублей ему дом. По его настоянию указала, что продает его на слом. Он передал ей деньги и она уехала в 2003 году, потом в 2004 году приезжала 2 раза за вещами. Этот дом старый, он пытался его продать за <данные изъяты> рублей, его никто не купил. После этого в 2008 году он отремонтировал дом для себя, двор переделал. В доме пол постелил новый, обои в зале поклеил, стены в кухне покрасил, пол покрасил, дверь отремонтировал. Купил шифер на крышу, но еще не покрыл. На все работы ушло <данные изъяты> рублей. О том, что ФИО5 умерла, узнал в 2005 году. После этого ее детей в деревне ни разу не видел. Разрешения на ремонт дома у них не спрашивал. Почему иск предъявлен к ФИО5, пояснить не может.

Представитель истца по ордеру и по доверенности адвокат Медведев А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования Макарцева В.Г. по аналогичным основаниям.

Ответчик Парыгин В.Н. представляющий свои интересы и по доверенности интересы ответчика Львовой Т.Н. в судебном заседании не согласился с иском. Суду пояснил, что Макарцев В.Г. действительно помогал их матери ФИО5 Мать говорила им, что Макарцев В.Г. уговаривал продать ему дом, говорил, что дом очень старый, пойдет только на дрова. В сентябре 2003 года мать осталась на несколько дней в деревне закончить дела, у нее случился инсульт. Он решил забрать мать к себе. Она сказала ему, что продала дом на дрова. После смерти матери они с сестрой разбирали бумаги и нашли завещание на дом на них. В настоящее время дом стоит, состояние его неплохое. Землю их мать не продавала, в расписки указан только дом на слом. Согласия на ремонт дома они с сестрой не давали. После смерти матери в течение 6 месяцев они обращались к нотариусу за принятием наследства. Они с сестрой согласны на продажу дома, но не за ту цену, что в расписке, т.к. это очень мало за целый дом, в том числе и на дрова.

Представитель ответчика Парыгина В.Н. по ордеру адвокат Соловьева В.Ю. просила суд отказать Макарцеву В.Г. в иске. Пояснила, суду, что расписка не может считаться доказательством заключения договора купли-продажи дома. Доказательством может быть только договор, содержащий существеннее условия, предусмотренные законом, на основании него отчуждается недвижимое имущество. Макарцев В.Г. ввел в заблуждение ФИО5, которой на момент составления расписки было более 80 лет. Он сказал ей, что дом пригоден только на дрова, а сам собирался перевезти его и установить в <адрес>, пытался через некоторое время его продать за <данные изъяты> рублей. Земельный участок ФИО5 не продавала истцу, а продаваться они могли только вместе.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.153, ч.1 и ч.3 ст. 549, ч.1 ст.160, ч.1 ст.164 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

На основании ч.1 ст.549, ст.550, ч.1 ст.551, ст. 554, ст.558 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считает заключенным.

Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В силу ст.1111,1112,1113, ч.1 ст.1114, ч.1 ст.1116, ч.1 ст.1141, ч.1 ст.1142, ч.1, ч.2, ч.4 ст.1152, ст.1153, ч.1 ст.1154 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина

К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО5 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО5

Согласно расписки ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ свой дом в деревне Маклаки она продала на слом Макарцеву В.Г. и получила за это деньги в сумме <данные изъяты> рублей.

Как пояснил в судебном заседании истец, он и ФИО5 заключили договор купли-продажи жилого помещения, но оформили его в простой письменной форме в виде расписки.

Исходя из норм закона договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. Суд не может признать расписку, написанную ФИО5 как доказательство заключения договора купли-продажи дома.

Согласно свидетельству о смерти 111-МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком Парыгиным В.Н. представлено суду завещание ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым она все свое имущество, в том числе домовладение с надворными постройками, находящиеся в <адрес> завещала в равных долях своим детям: сыну Парыгину В.Н. и дочери Львовой Т.Н.

Согласно справки нотариуса <адрес> ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ Парыгин В.Н. в течение 6 месяцев после смерти ФИО5 обратился к нотариусу за принятием наследства, заведено наследственное дело к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, проживавшей по адресу: <адрес>.

Требования Макарцева В.Г. о признании за ним права собственности на земельный участок также не основаны на законе.

Судом не установлено оснований, предусмотренных действующим гражданским законодательством, для признания за Макарцевым В.Г. права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>

На основании изложенного судне находит оснований для удовлетворения исковых требований Макарцева В.Г.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Макарцева ФИО10 к Парыгину ФИО10 и Львовой ФИО12 о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.

Судья:Л.Н. Виноградова