решение от 17.02.2011 г.



Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Грязновой С.М.

при секретареЧугуновой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО7 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Пенсионный фонд отказал ему в назначении пенсии, в связи с недостаточностью льготного стажа. При этом в льготный стаж не были включены периоды его работы: во время прохождения интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности врача-интерна по хирургии в хирургическом отделении № в Гусь-Хрустальной ЦРБ; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности врача-травматолога в травматологическом отделении в МУ «Гусь-Хрустальная ЦРБ».

Считая данный отказ неправомерным ФИО7 обратился в суд с иском, в котором просит обязать УПФ РФ /гу/ в <адрес> назначить ему льготную пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на тот период времени необходимый стаж составлял более 30 лет.

В судебном заседании ФИО7 настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица на стороне истца – МУЗ «Гусь-Хрустальная центральная городская больница» - ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные ФИО7 исковые требования.

Представитель ответчика - ФИО5, ведущий специалист-эксперт /юрисконсульт/ Управления пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном с иском не согласна. Пояснила, что требования не подлежат удовлетворению, так как досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не может быть назначена ФИО7 в связи с недостаточностью специального стажа. Так, комиссией не был включен в специальный стаж ФИО7 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - интернатура по хирургии, поскольку в представленных истцом документах отсутствуют сведения о зачислении ФИО7 на штатную должность врача-специалиста, о наименовании отделения.

Не подлежит зачету в специальный стаж также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в специальный стаж засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Исходя из вышеизложенного: специальный медицинский стаж подлежащий зачету у ФИО7 составляет ДД.ММ.ГГГГ, что менее требуемых ДД.ММ.ГГГГ; страховой стаж заявителем выработан. Соответственно, ФИО7 не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ – с даты приёма заявления в УПФ РФ (гу) в <адрес>.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетелей ФИО7, ФИО6, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях по п. п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании «Списка должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья» и «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом стаж работы но охране здоровья населения должен составлять не менее 30 лет у медицинских работников, работающих в городе.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу по проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовой пенсии в Российской Федерации» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 /ч.2/, 15 /ч.4/, 17 /ч.1/, 18,19 и 55 /ч.1/ Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В силу ст. 4 /ч.2/ и 15 /ч. 1,4/ Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам /ст. 115 части 1,3 Конституции РФ. Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ в полной мере применима и при выявлении конституционно-правового смысла норм, которые до введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулировали назначение пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения /ст. 81 Закона/. Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ В свете указанных Постановлений установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действовавшие на ДД.ММ.ГГГГ до вступления в силу нового Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Так, до ДД.ММ.ГГГГ право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью определялось в соответствии со Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, который не содержал конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с п. 1 указанного Списка в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности. Периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ должны оцениваться в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением №; периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ – в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как установлено в судебном заседании, ФИО7, в июне 1989 года окончил Ивановский государственный медицинский институт, получил высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», с присвоением квалификации врача. После прохождения интернатуры по специальности «хирургия» с ДД.ММ.ГГГГ получил право на работу в должности врача-травматолога. По указанной специальности постоянно повышал квалификацию, имеет сертификат. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работал в различных должностях среднего и врачебного персонала учреждений здравоохранения в <адрес> и в <адрес>.

Выработав предусмотренный подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» необходимый стаж работы, ФИО7 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В удовлетворении заявления ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в специальный медицинский стаж не включены периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - во время прохождения интернатуры по хирургии в Гусь-Хрустальной ЦРБ в связи с тем, что в трудовой книжке и уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали сведения о его зачислении на штатную должность врача-специалиста и о наименовании отделения.

Суд полагает неправомерным данный отказ, исходя из следующего.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившее Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Этот список не содержал исчерпывающих конкретных наименований должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений. Более того, в соответствии с пунктом 1 Списка в него были включены врачи независимо от наименований должностей, а, согласно п. 2 Постановления, врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев. Ответчиком необоснованно исключен из специального стажа ФИО7 период прохождения интернатуры, т.к. оценивать его право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной работой нельзя вне правовой связи с нормативными документами, действовавшими в сфере здравоохранения. Порядок прохождения одногодичной специализации (интернатуры) выпускников лечебных факультетов медицинских институтов регулируется до настоящего времени приказами Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющим непосредственное обучение врачей, и указаний о порядке зачисления в интернатуру и на работу выпускников медицинских институтов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», согласно которому было утверждено «Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов».

Согласно Положению об интернатуре одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников, в частности, лечебного факультета, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. На врача-интерна оформляется трудовая книжка. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базового учреждения здравоохранения, в котором они проходят одногодичную специализацию: в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности, и стажа в порядке, предусмотренном приказом №. Подготовка врачей-интернов осуществляется под руководством заведующих отделениями, в том числе и центральных районных больниц. Врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.

На врачей - интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Согласно приложения № к приказу № утверждены наименования врачебных специальностей, по которым разрешается подготовка в интернатуре. В частности, по профилю специализации «Хирургия» предусмотрена подготовка по врачебной специальности «хирург». ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в Гусь-Хрустальную центральную районную больницу для прохождения интернатуры по специальности «хирургия» в соответствии с приказом заведующего облздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом по ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ №. В тексте приказов отсутствуют сведения о зачислении его на должность врача-интерна и название отделения, в котором он проходил интернатуру.

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются: выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Сведения о зачислении ФИО7 на должность врача-интерна в хирургическое отделение № содержатся в карточках-справках за 1989-1990 г.г. и в приказах по Гусь-Хрустальной ЦРБ за оспариваемый период, в т.ч. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно карточкам-справкам и прилагаемым к ним расчетным листкам ему была установлена почасовая оплата, исходя из тарифной ставки 160 руб. и на него распространялись Правила внутреннего трудового распорядка Гусь- Хрустальной ЦРБ. Ежемесячная продолжительность его рабочего времени соответствовала продолжительности рабочего времени врачей-хирургов в хирургических отделениях стационара. ФИО7 выполнял обязанности, аналогичные обязанностям штатных врачей-хирургов, осуществляя операции, хирургические манипуляции, вел истории болезней пациентов отделения. Приказы, регламентирующие его трудовую деятельность, издавались главным врачом ЦРБ.

В соответствии с действующими нормативными документами хирургическое отделение № является отделением хирургического профиля стационара Гусь-Хрустальной ЦРБ. Факт работы ФИО7 в должности оперирующего врача-хирурга подтверждается исследованными в судебном заседании: журналами для записи плановых операций в хирургическом отделении №, журналами для записи экстренных операций в хирургическом отделении № в период за 1989-1990 г.; а также медицинские карты стационарных больных: № из которых усматривается, что ФИО7 проводил операции в период прохождения интернатуры в хирургическом отделении в 1989-1990 г.

Руководство за подготовкой ФИО7 в интернатуре осуществлял заведующий хирургическим отделением № ФИО7, который в судебном заседании подтвердил факт работы ФИО7 в должности врача-интерна по хирургии, обязанности которого тождественны обязанностям врача-хирурга.

В соответствии с приказами по ЦРБ №№ 470, 134 ФИО7 была разрешена работа по совместительству в должности врача-хирурга, а приказом по больнице от ДД.ММ.ГГГГ № ему были разрешены разовые оплачиваемые дежурства в должности врача-хирурга по экстренной хирургии на 1990 год. Совместительство и дежурства, по сути дела являются дополнительной работой сверх установленной продолжительности работы в должности врача-интерна по хирургии. За указанный период ФИО7 также производилась оплата.

Ошибка, допущенная работодателем при зачислении ФИО7 для прохождения интернатуры, при оформлении кадровой документации не должна повлечь за собой лишение истца права на досрочное назначение пенсии, поскольку он выполнял все обязанности, возложенные на него как на врача-интерна. Ответственность за надлежащее оформление с работником трудовых отношений лежит на работодателе, а не на работнике.

Таким образом, работая фактически в должности врача-интерна по хирургии в хирургическом отделении №, выполняя, при этом обязанности, тождественные обязанностям врача-хирурга в отделении хирургического профиля стационара, ФИО7 осуществлял лечебную работу в соответствии с приказами МЗ СССР №№ 669 и 44. С учетом изложенных обстоятельств и в соответствии с пунктом 2 Постановления №, который предоставляет право на льготное исчисление медицинского стажа врачам - хирургам всех наименований. В связи с чем суд полагает, что оспариваемый период работы должен быть включен в специальный медицинский стаж истца в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Не согласен суд и с позицией Пенсионного фонда о не включении в льготный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- время нахождения ФИО7 на курсах повышения квалификации во время работы в должности врача-травматолога в травматологическом отделении в МУ «Гусь-Хрустальная ЦРБ». Действительно, согласно п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, как периоды работы. Вместе с тем, оспариваемый период нельзя исключать из льготного стажа по следующим основаниям. Частью 1 статьи 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан прямо предусмотрено, что медицинскую деятельность могут осуществлять врачи, имеющие диплом и сертификат специалиста. Такой сертификат по специальности «травматология и ортопедия» ФИО7 имеет, однако обязательным условием его получения является дополнительное образование, получаемое при прохождении курсов повышения квалификации (ч. 2 ст. 54). Порядок повышения квалификации определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 7 Постановления повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Такая периодичность определена должностными обязанностями, утвержденными руководителем учреждений здравоохранения, а именно: 1 раз в пять лет ФИО7 должен проходить курсы повышения квалификации, работая в занимаемой должности. За время нахождения на курсах ФИО7 сохранялась заработная плата, перечислялись страховые платежи в Пенсионный фонд. Это подтверждается приказом по МУ «Гусь-Хрустальная ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ и справкой, предоставленной МУЗ «Гусь-Хрустальная городская больница №» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии задолженности по страховым взносам за указанный период МУЗ «Гусь- Хрустальная городская больница №» перед ГУ УПФР.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемые периоды работы ФИО7 должны быть включены в специальный медицинский стаж, а, следовательно, специальный медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости у ФИО7 составляет более 30 лет, поэтому льготная пенсия должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ - со дня обращения с заявлением в Пенсионный фонд.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО7 удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в <адрес> назначить ФИО7 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время прохождения интернатуры в должности врача-интерна по хирургии в хирургическом отделении № в Гусь-Хрустальной ЦРБ, в льготном исчислении – как ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности врача-травматолога в травматологическом отделении в МУ «Гусь-Хрустальная ЦРБ».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.

ПредседательствующийС.М. Грязнова