Решение по делу № 2-159/2011 от 19.01.2011 года



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года г. Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Балашовой Г.С., при секретаре Гасановой И.А., с участием прокурора Листвиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора в интересах Тихоновой ФИО11 к администрации МО <адрес> о предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям,

УСТАНОВИЛ

Гусь-Хрустальный межрайпрокурор в защиту интересов Тихоновой ФИО12 обратился в суд с иском к администрации МО <адрес> о предоставлении ей жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, указывая на то, что решением Гусь-Хрустального городского суда от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать – Тихонова ФИО13., была лишена родительских прав в отношении малолетней дочери Тихоновой ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тихонова ФИО15. была передана органу опеки для направления в детское учреждение.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тихонова ФИО16 воспитывалась в ГУЗ ВО «<адрес>».

Согласно информации, предоставленной органом опеки и попечительства, сведения о Тихоновой ФИО21 в реестр детей, оставшихся без попечения родителей, не вносились, т.к. на момент лишения ее матери родительских прав, ребенок уже был устроен в государственное учреждение. При изъятии ребенка из семьи регистрации на территории города и района Тихомировы ФИО17. и ФИО18 не имели.

С ДД.ММ.ГГГГ Тихонова ФИО19 воспитывалась в Карабановском детском доме, куда прибыла из Гусь-Хрустального детского дома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и воспитывалась в ОГС (К) ОУ «Лухтоновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». После окончания школы-интерната Тихонова ФИО20 обучалась в Юрьев-Польском училище №.

Летом 1997 года она вернулась в <адрес>, где ей было выделено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, ком. 77, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по месту жительства. С регистрационного учета была снята ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления в связи с переменой места жительства.

Как сообщила Тихонова ФИО22 в ходе проверки, проведенной прокуратурой по ее обращению, не найдя работу в <адрес> она уехала в <адрес>, где работала на разных неквалифицированных работах. Была зарегистрирована по месту пребывания в ОГУ СО «<адрес>». В 2004 году она узнала, что поскольку она длительное время не проживала в общежитии, ее сняли с регистрационного учета, и ей необходимо написать соответствующее заявление. Не осознавая последствий, она написала заявление о снятии ее с регистрационного учета, указав, что будет зарегистрирована по адресу школы № <адрес>, где на тот момент она работала. В настоящее время она не имеет постоянного места жительства, в течение 6 лет живет в проходной ГУЗ «<адрес>» <адрес>. Администрация МО <адрес> в предоставлении жилого помещения Тихоновой ФИО23 отказала.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона № 124-ФЗ защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

Ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает право детей указанных категорий, не имеющих закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, на обеспечение органами государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей указанных категорий на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Ст. 8 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Тихонова ФИО24 была лишена установленного федеральным и областным законодательством права на предоставление органами местного самоуправления жилого помещения.

Тихонова ФИО25 своевременно обратилась в администрацию по вопросу предоставления ей жилого помещения, что подтверждено решением исполкома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого ей было предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, ком. <адрес>. То, что органом местного самоуправления своевременно не был решен вопрос о предоставлении Тихоновой ФИО26 благоустроенного жилого помещения, не может являться основанием для отказа в его предоставлении в настоящее время.

Факт постановки Тихоновой ФИО27 на учет с целью получения жилья подтверждается письмом отдела образования администрации города о необходимости приобретения жилья для несовершеннолетних, состоящих в очереди на его получение. В списках лиц, состоящих в очереди на получение жилья, под № 2 значится Тихонова ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: №

В настоящее время Тихонова ФИО29 достигла 23-летнего возраста. Однако, это не может являться основанием для лишения ее права воспользоваться установленными социальными гарантиями, поскольку ее право на внеочередное обеспечение жилым помещением будет реализовано только после предоставления ей жилого помещения, соответствующего установленным нормам.

В обобщении судебной практики по данному вопросу Верховный суд РФ сделал вывод о том, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (обзор практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2006 года).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в большей степени, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и помощи государства. После возвращения из государственных учреждений их возможности трудоустройства затруднены.

Тихонова ФИО30 с самого рождения оставшись без попечения родителей, перемещалась из одного государственного учреждения в другое. Вернувшись в <адрес>, не получив благоустроенного жилья, не имея достаточных навыков самостоятельной жизни, Тихонова ФИО31 не смогла трудоустроиться и была вынуждена уехать и искать работу в <адрес>. В настоящее время она не имеет регистрации и собственного жилья. На протяжении 6 лет ночует в проходной учреждения, в котором работает, хотя имеет право на предоставление ей благоустроенного помещения.

Тихонова ФИО32 поддержала иск прокурора, заявленный в ее интересах. Суду пояснила, что о возможности получить жилое помещение она узнала только в 2010 году. Администрация училища, в котором она находилась на полном государственном обеспечении, не разъяснила ей порядок постановки на учет для получения жилья.

После окончания училища она вернулась в <адрес>, где ей было предоставлено койко-место в общежитии. Она не смогла найти работу в <адрес> и уехала в <адрес>, где работала на разных неквалифицированных работах. Постоянной регистрации не имела, была зарегистрирована в центре для лиц без определенного места жительства. В 2004 году она приезжала в <адрес> для замены паспорта. Паспорт ей выдали, но регистрации в нем не оказалось. Ей сказали, что она долго не жила в общежитии, поэтому ее лишили койко-места, отдали его другому. В администрации города ее попросили написать отказ от койко-места. Не осознавая последствий, она написала заявление о снятии с регистрационного учета в общежитии и регистрации по адресу: <адрес>, хотя такого адреса не существует. После выяснилось, что она лишилась не только прописки, но и возможности получить жилье в <адрес>. В настоящее время она не имеет регистрации и места жительства. На протяжении 6 лет ночует в проходной ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» <адрес>.

В 2009 году она обращалась в администрацию МО <адрес> по вопросу предоставления жилого помещения. Ей отказали, ссылаясь на то, что она добровольно снялась с регистрационного учета в общежитии.

Она считает, что т.к. она являлась сиротой, ей должно быть предоставлено жилое помещение.

Представитель ответчика – администрации МО <адрес>, Новская ФИО33 иск признала.

Суду пояснила, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений.

По окончании Юрьев-Польского училища № и возвращении в <адрес> Тихоновой ФИО34 решением исполкома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено койко-место в ком. <адрес> общежития, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, на основании ходатайства городского отдела народного образования.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по указанному адресу и снята с регистрационного учета на основании личного заявления в связи с переменой места жительства.

Тихонова ФИО35 не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, т.к. он ведется жилищным отделом администрации МО <адрес> только с 2006 года.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - это особая категория граждан, нуждающаяся в социальной поддержке государства. Принимая во внимание, что ФИО1 обучалась и воспитывалась в Лухтоновской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, администрацией Юрьев-Польского училища № ей не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, исковое требование подлежит удовлетворению.

Представитель органа опеки и попечительства администрации МО <адрес> Морковкина ФИО36 с иском прокурора согласна.

Суду пояснила, что Тихонова ФИО37 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в различных государственных учреждениях, в том числе в школе интернате для детей с ограниченными возможностями развития.

В 1997 году Тихоновой ФИО38 было выделено койко-место в общежитии, она была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, на внеочередное получение жилой площади. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел образования администрации <адрес> довел до сведения ответчика список лиц, указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Под № 2 в списке на получение жилья значилась ФИО4. Однако в указанном списке была допущена опечатка, неправильно указана дата рождения Тихоновой ФИО39.: не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ.

В поисках работы Тихонова ФИО40 уехала в <адрес>, хотя не имела там никакого жилья. Заявление о снятии с регистрационного учета написала, не осознавая, в силу умственного развития, последствий своего поступка.

В 2005 году из средств областного бюджета были выделены денежные средства на приобретение 2-х однокомнатных квартир, которые были предоставлены Котову и Низбекову, т.к. впереди стоящие Тихонова ФИО41 Лобачев ФИО42 выехали из города, сведений о них отдел образования не имел.

Полагает, что право на предоставление жилого помещения было закреплено за Тихоновой ФИО43 но не реализовано. Просит удовлетворить иск прокурора.

Представитель департамента образования администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежаще извещен. В суд предоставлен отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском прокурора не согласны.

В отзыве указано на то, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Тихонова ФИО44 на учете в качестве нуждающейся не состоит. На день подачи искового заявления ей исполнилось более 23 лет. Перечень категорий лиц, которым вне очереди предоставляются жилые помещения, исчерпывающий и расширению не подлежит.

Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии с преамбулой и ст. 5 закона его действие распространялось на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и других, не запрещенных источников.

Закон Владимирской области № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий приобретение квартир за счет средств областного бюджета, вступил в силу в 2005 году. К этому моменту Тихоновой ФИО45 исполнилось 27 лет. Закон обратной силы не имеет.

На момент окончания училища Тихоновой ФИО46 исполнилось 19 лет, она была совершеннолетней и самостоятельно должна была осуществлять свои права и обязанности. Доказательств того, что ею предпринимались меры по реализации права на жилое помещение, суду не представлены.

Суд, выслушав объяснения сторон, мнение представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 и п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

Ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает право детей указанных категорий, не имеющих закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, на обеспечение органами государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей указанных категорий на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Ст. 8 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Судом установлено, что решением Гусь-Хрустального городского суда от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать – Тихонова ФИО49 была лишена родительских прав в отношении малолетней дочери Тихоновой ФИО47., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тихонова ФИО48 была передана органу опеки для направления в детское учреждение.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тихонова ФИО50 воспитывалась в ГУЗ ВО «<адрес>».

Согласно информации, предоставленной органом опеки и попечительства, сведения о Тихоновой ФИО51 в реестр детей, оставшихся без попечения родителей, не вносились, т.к. на момент лишения ее матери родительских прав, ребенок уже был устроен в государственное учреждение. При изъятии ребенка из семьи регистрации на территории города и района Тихомировы ФИО52. и ФИО53 не имели.

С ДД.ММ.ГГГГ Тихонова ФИО54 воспитывалась в Карабановском детском доме, куда прибыла из Гусь-Хрустального детского дома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и воспитывалась в ОГС (К) ОУ «Лухтоновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Как видно из протокола медико-педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Тихонова ФИО55. страдает олигофренией в степени дебильности.

После окончания школы-интерната Тихонова ФИО56 обучалась в Юрьев-Польском училище №.

Летом 1997 года она вернулась в г. Гусь-Хрустальный, где ей было выделено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ком. <адрес> Как видно из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, указанное койко-место предоставлено Тихоновой ФИО57 как воспитаннице детского дома администрацией города на основании решения исполкома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №.

Тихонова ФИО58 была принята на учет с целью получения жилья, что подтверждается письмом отдела образования администрации города о необходимости приобретения жилья для несовершеннолетних, состоящих в очереди на его получение. В списках лиц, состоящих в очереди на получение жилья, под № 2 значится Тихонова ФИО59 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> Из сообщения управления образования администрации МО <адрес> следует, что в указанном списке была допущена опечатка, неправильно указана дата рождения Тихоновой ФИО60.: не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ. Тихонова ФИО61., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в регистре детей, оставшихся без попечения родителей, не значилась, на территорию г, Гусь-Хрустальный не возвращалась.

Указанные обстоятельства дают суду основание полагать, что Тихонова ФИО62 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до исполнения ей 23-летнего возраста. Данный факт не оспаривается ответчиком и подтверждается пояснениями представителя органа опеки и попечительства администрации МО г. Гусь-Хрустальный.

Как следует из пояснения представителя органа опеки и попечительства администрации МО г. Гусь-Хрустальный Морковкиной ФИО63., в 2005 году из средств областного бюджета были выделены денежные средства на приобретение 2-х однокомнатных квартир, которые были предоставлены ФИО66 и ФИО67, т.к. впереди стоящие Тихонова ФИО65 Лобачев ФИО64 выехали из города, сведений о них отдел образования не имел.

Таким образом, гарантированное Тихоновой ФИО68 право на предоставление жилого помещения не было реализовано.

По утверждению Тихоновой ФИО69 администрация училища, в котором она находилась на полном государственном обеспечении, не разъяснила ей порядок постановки на учет для получения жилья.

С регистрационного учета она была снята ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления, которое ей предложили написать, т.к. она длительное время не проживала в общежитии и не оплачивала койко-место. Учитывая то, что Тихонова ФИО70 страдает психическим заболеванием – олигофренией в стадии дебильности, она могла не осознавать последствий своего поступка.

В настоящее время она не имеет постоянного места жительства, была зарегистрирована по месту пребывания в ОГУ СО «№», в течение последних 6 лет живет в проходной ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» <адрес>.

Учитывая изложенное, а также признание ответчиком заявленных прокурором в интересах Тихоновой ФИО71 требований, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами департамента образования Владимирской области, полагавшим, что Тихонова ФИО72 не имеет права на предоставление ей жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, т.к. доказательства того, что по возвращении из училища она предпринимала какие-либо меры по реализации права на жилое помещение, отсутствуют. Кроме того, Закон Владимирской области № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий приобретение квартир за счет средств областного бюджета, вступил в силу в 2005 году. К этому моменту Тихоновой ФИО73. исполнилось 27 лет. Закон обратной силы не имеет.

Из материалов дела следует, что Тихонова ФИО74. своевременно обратилась в администрацию по вопросу предоставления ей жилого помещения, что подтверждено решением исполкома горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого ей было предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, ком. <адрес> То, что органом местного самоуправления своевременно не был решен вопрос о предоставлении Тихоновой ФИО75 благоустроенного жилого помещения, не может являться основанием для отказа в его предоставлении в настоящее время.

Факт постановки Тихоновой ФИО76 на учет с целью получения жилья подтверждается письмом отдела образования администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости приобретения жилья для несовершеннолетних, состоящих в очереди на его получение. В списках лиц, состоящих в очереди на получение жилья, под № 2 значится Тихонова ФИО77, зарегистрированная по адресу: <адрес>

В настоящее время Тихонова ФИО79 достигла 23-летнего возраста. Однако, это не может являться основанием для лишения ее права воспользоваться установленными социальными гарантиями, поскольку ее право на внеочередное обеспечение жилым помещением будет реализовано только после предоставления ей жилого помещения, соответствующего установленным нормам.

В обобщении судебной практики по данному вопросу Верховный суд РФ сделал вывод о том, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (обзор практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2006 года).

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Гусь-Хрустального межрайпрокурора, заявленный в интересах Тихоновой ФИО80, удовлетворить.

Обязать администрацию МО <адрес> предоставить Тихоновой ФИО81 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.

Судья Балашова Г.С.