об отказе в удовлетворении иска решение суда от 18.05.2011 года дело №2-1071/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный«18» мая 2011 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьиЗабродченко Е.В.,

при секретареШишкиной М.В.,

с участием истцаАлексеева Ю.В.,

представителя ответчикаКудрявцевой Е.В.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Ю.В. к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев Ю.В. обратился с иском к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС, Фонд), в котором, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчика в его пользу среднюю стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в размере <данные изъяты> руб. в обоснование указал, что он является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию. От набора социальных услуг он не отказывался, в связи с чем компенсационных выплат не получал. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которая ему не была предоставлена, т.к. исчерпан лимит путевок. Вместе с тем денежные средства с него были удержаны. Полагал, что отсутствие у ФСС средств не может служить основанием для отказа в предоставлении путевки. Предоставил расчет средней стоимости путевки.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что согласно Алексеев Ю.В. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, однако согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду. Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. В связи с этим в случае невозможности по объективным причинам предоставления санаторно-курортного лечения гражданину ввиду отсутствия средств, указанные обязательства не могут быть возложены на Фонд.

Фонд социального страхования приобретает путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан в пределах средств федерального бюджета и предоставляет путевки гражданам в порядке очередности подачи ими заявлений.

Алексееву Ю.В. предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму получения социальной поддержки - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Законодательством не предусмотрено ежегодное предоставление льготной категории граждан путевок на санаторно-курортное лечение как и не предусмотрена компенсация за самостоятельно приобретенную путевку в случае непредоставления путевки отделением Фонда по объективным причинам.

Денежные средства для обеспечения льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение выделяются пропорционально числу льготников, не отказавшихся от права получения набора социальных услуг. Сумма средств, направляемая Фонду для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, не отказавшихся в текущем году от получения набора социальных услуг, удерживается из состава начисляемой ежемесячной денежной выплаты.

В случае выплаты отделением Фонда компенсации гражданину за непредоставленную по объективным причинам путевку, указанная выплата будет осуществляться за счет средств других граждан, выбравших получение набора социальных услуг в натуральном виде и влечет тем самым нарушение пункта 3 статьи 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р санаторно-курортное лечение отнесено к реабилитационным мероприятиям, предоставляемым инвалиду. В случае выплаты гражданину денежной компенсации взамен путевки искажается предназначение санаторно-курортного лечения как медицинской реабилитации инвалида.

Кроме того ФСС направлял обращения Председателю Фонда социального страхования РФ об увеличении ассигнований на оплату путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан с учетом имеющихся неисполненных заявлений граждан, однако необходимого количества средств выделено не было. Таким образом, невозможность обеспечить граждан санаторно-курортными путевками в полном объеме возникла у отделения Фонда по объективным причинам в связи с недостаточностью финансирования, получаемого из федерального бюджета.

Филиал № отделения Фонда принимает заявления на санаторно-курортное лечение от льготной категории граждан, проживающих в <адрес> и формирует очередь по дате подачи заявления.

Алексеев Ю.В. обратился в филиал № отделения Фонда с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение по профилю «заболевания органов дыхания» ДД.ММ.ГГГГ, приложив справку для получения путевки № от ДД.ММ.ГГГГ

Отделение Фонда не отказывало Алексееву Ю.В. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, путевка будет предоставлена ему в порядке очереди.

Допрошенная в качестве специалиста Г.М.В. пояснила, что Алексееву Ю.В., согласно имеющимся в материалах дела справкам для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, было рекомендовано санаторно-курортное лечение, противопоказания отсутствуют.

Выслушав мнение сторон, выслушав специалиста Г.М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, группа установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Ю.В. обратился в филиал № Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Согласно ст. 6.3 этого же Федерального закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закон осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права) на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), согласно которому обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального, развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил оглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года, 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанногозаявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, Алексееву Ю.В., имеющему право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что в 2010 году за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворение иска в рамках заявленных требований.

Письмом ФСС от ДД.ММ.ГГГГ №л истцу было разъяснено, что в 2010 году на выделенные ассигнования региональным отделением было приобретено и выдано <данные изъяты> путевок. Очередь продвинулась на <данные изъяты> человек, т.к. <данные изъяты> путевок было выдано сопровождающим лицам. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Алексеева Ю.В. на путевки значится под номером <данные изъяты>. Путевки выделяются в порядке очереди, которая определяется по дате подачи заявления.

Из переписки ответчика и Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обращалось с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2010 год по ЦСР № «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» в сумме <данные изъяты> тыс. руб. на <данные изъяты> путевок, указав в обоснование, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уже выданных путевок на февраль-май) ожидает получение путевок <данные изъяты> человек (вместе с сопровождающими для детей-инвалидов). С учетом выдачи ранее приобретенных путевок на июнь-сентябрь в очереди остается <данные изъяты> человек, из них подали заявления на получение путевки до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> человека.

Таким образом то обстоятельство, что в 2010 году было ненадлежащее финансирование, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований истца.

Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной год предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете Фонда социального страхования РФ» на соответствующий год. Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывается с санаторно-курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Алексеева Ю.В. к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судьяЕ.В. Забродченко