Решение по делу № 2-1431/2011 от 06.07.2011 года



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                   Грязновой С.М.

при секретаре                                               Чугуновой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гусь-Хрустальный гражданское дело по иску Петриенко ФИО8 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Гусь-Хрустальном о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У С Т А Н О В И Л:

    Петриенко ФИО9 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда в г. Гусь-Хрустальный. Просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан с ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный медицинский стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во время работы в должности старшего фельдшера МУЗ «Станция скорой медицинской помощи». В обоснование иска Петриенко ФИО10 в судебном заседании пояснила, что окончив в марте 1981 <адрес> медицинское училище, она получила среднее медицинское образование по специальности «фельдшер» с присвоением квалификации «фельдшер». В настоящее время данной специальности соответствует специальность «Лечебное дело», по которой она имеет сертификат. В течение трудовой деятельности она постоянно повышает квалификацию, что является обязательным условием работы в должностях среднего медицинского персонала и условием лицензирования учреждения здравоохранения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда (ГУ) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении пенсии ей было отказано, в связи с тем, что ее специальный медицинский стаж составляет менее требуемых 30 лет. Решением УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальный не включен в ее специальный медицинский стаж период прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности старшего фельдшера МУЗ «Станция скорой медицинской помощи». Считает отказ Пенсионного фонда неправомерным по следующим основаниям. Медицинскую деятельность могут осуществлять работники среднего медицинского персонал, имеющие сертификат специалиста. Такой сертификат по специальности «Лечебное дело» она имеет, однако обязательным условием его получения является дополнительное образование, получаемое при прохождении курсов повышения квалификации. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. За время нахождения на курсах повышения квалификации сохранялась заработная плата, полностью уплачивались страховые платежи в Пенсионный фонд. Истец просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, так как на ДД.ММ.ГГГГ у нее имелся необходимый 30-летний медицинский стаж с учетом оспариваемого ею периода, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный медицинский стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во время работы в должности старшего фельдшера МУЗ г. Гусь-Хрустальный Владимирской области «Станции скорой медицинской помощи».

Представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Гусь-Хрустальный - Петрова ФИО11., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась. Исковые требования Петриенко ФИО12 не признала по основаниям, изложенным в решении Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальный от ДД.ММ.ГГГГ . Суду пояснила, что специальный медицинский стаж Петриенко ФИО13 составляет 29 лет 10 месяцев 17 дней, что меньше требуемых 30 лет, следовательно, истец не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях. Период нахождения Петриенко ФИО14. на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный медицинский стаж на основании п. 4 «Правил исчисления....», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Представитель третьего лица на стороне истца – Муниципальное учреждение здравоохранения г. Гусь-Хрустальный Владимирской области «Станция скорой медицинской помощи» - главный врач Тимашева ФИО15. действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования Петриенко ФИО16 поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что действительно на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с планом повышения профессиональной подготовки Петриенко ФИО17. была командирована в г. Владимир с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсы усовершенствования по специальности «Лечебное дело». По окончании курсов ей было выдано свидетельство Владимирского базового медицинского колледжа по программе дополнительного профессионального образования «Скорая и неотложная помощь». Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. За время нахождения истца на курсах повышения квалификации полностью сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца Петриенко ФИО18., представителя ответчика – Петровой ФИО19., представителя 3 лица – Тимашевой ФИО20 суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001г. определяется на основании «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья», «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения» и «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

    Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальный от ДД.ММ.ГГГГ в специальный медицинский стаж Петриенко ФИО21 не включен период нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает данный отказ неправомерным исходя из следующего.

Согласно п. 4 и п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, как периоды работы. Вместе с тем, оспариваемый период – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нельзя исключать из льготного стажа, так как Постановление № 516 от 11.07.2002 года, в соответствии с конституционными принципами, не может иметь обратной силы, в нем не указано, что приведенный перечень периодов, включаемых в льготный стаж, является исчерпывающим, кроме того, запрета на включение других периодов (например, курсов повышения квалификации) в Постановлении не указано. Законодатель допускает включение в стаж работы и иных периодов, предусмотренных не только настоящими Правилами, а и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, также предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Согласно пункту 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610 повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петриенко ФИО22 находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы по очной форме обучения с сохранением средней заработной платы. За время нахождения истца на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд. Медицинскую деятельность могут осуществлять средние медицинские работники, имеющие сертификат специалиста. Такой сертификат по специальности «Лечебное дело» Петриенко ФИО23 имеет, однако обязательным условием его получения является прохождение курсов повышения квалификации, что является также ее трудовой обязанностью. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца Петриенко ФИО24., представителя третьего лица - Муниципальное учреждение здравоохранения г. Гусь-Хрустальный Владимирской области «Станция скорой медицинской помощи» - главного врача Тимашевой ФИО25., а также представленными суду документами: приказом главного врача Муниципальное учреждение здравоохранения г. Гусь-Хрустальный Владимирская область «Станция скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на курсы повышения квалификации Петриенко ФИО26., справками МУЗ г. Гусь-Хрустальный Владимирская область «Станция скорой медицинской помощи» об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за октябрь месяц и ноябрь месяц года.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемый период нахождения на курсах повышения квалификации Петриенко ФИО27 должен быть включен в специальный медицинский стаж, а, следовательно, специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения у истца составляет 30 лет. Указанный период времени у истца возник с ДД.ММ.ГГГГ – с даты обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, поэтому льготная пенсия должна быть назначена с этого времени. При этом она была уверенна в том, что право на назначение такой пенсии у нее возникло, поскольку она выработала специальный медицинский стаж. Отказ Пенсионного фонда в назначении льготной пенсии был вызван тем, что в специальный медицинский стаж истца на момент обращения в Пенсионный фонд составляет менее требуемых 30 лет. В данном случае суд пришел к выводу о необоснованности отказа ГУ УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальном в назначении Петриенко ФИО28 пенсии, поэтому пенсию ей необходимо назначить со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ.

        Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

        Исковые требования Петриенко ФИО29 удовлетворить.

        Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном назначить Петриенко ФИО30 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения истца с заявлением в Пенсионный фонд, включив в специальный медицинский стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, во время работы в должности старшего фельдшера МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Гусь-Хрустальный.

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                  С.М. Грязнова