Дело № 2- 1569/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2011 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Тарасова И.А.
при секретаре Тюриной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тряпкина ФИО11 к Администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны, обязании к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тряпкин И.М. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования ( далее МО) Гусь-Хрустального района, в котором просит признать незаконным отказ Администрации МО Гусь-Хрустальный район в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий его, как инвалида Великой отечественной войны; обязать Администрацию МО Гусь-Хрустальный район принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельным жильем в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах». Судебные расходы отнести на ответчика.
Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности – Ермакова М.В., в судебном заседании в обоснование иска пояснила, что Тряпкин И. М. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением инвалида Великой отечественной войны серия 1 -Б № №, справкой ВТЭК серия ВТЭ-236 № №. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.1985 года Тяпкин И.М. награжден орденом Отечественной войны 2 степени, имеет юбилейные медали и знаки. Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Кудейкиной Е.А.. Жилой дом из благоустройства имеет только электрическое освещение. Собственного жилья Тряпкин И.М. не имеет, что подтверждается справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.03.2011 года № и справкой ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» Гусь-Хрустальный филиал от 22.03.2011 года № 860. Истец обратился в Администрацию МО Гусь-Хрустального района по вопросу предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года. В своем отказе ответчик ссылается на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 и п.п.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. 05.07.2011 года Тяпкину И.М. было направлено уведомление об отказе во включении в список граждан, относящихся к категориям, предусмотренным Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в ред. от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Согласно настоящему Указу Президента РФ: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент РФ постановил: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Пудпункт 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ предусматривает отказ в постановке на учет в качественуждающегося в улучшении жилищных условий в случае представления документов,которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качественуждающихся в жилых помещениях. Однако какие именно документы не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении Администрация МО Гусь-Хрустального района не указывает.
Тем самым, Тряпкин И.М. считает, что отказ Администрации Гусь-Хрустального района противоречит нормам ФЗ «О ветеранах» и Жилищного кодекса РФ по следующим основаниям.
Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14- 19и21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Тряпкин И.М. не является собственником, нанимателем или членом семьи собственника или нанимателя.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 - жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Тряпкин И.М. проживает в жилом доме 1962 года постройки, который не обеспечен инженерными системами, кроме электроосвещения. Истец никогда не пользовался мерой социальной поддержки по обеспечению жильем, в приватизации никогда не участвовал, собственного жилья не имеет. На основании изложенного просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. На удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика: Администрации МО Гусь-Хрустального района по доверенности - Логунова Е.А., в судебном заседании относительно с заявленными исковыми требованиями истца Тряпкина И.М. не согласилась. В обоснование своих возражений суду пояснила, Тряпкин И.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением инвалида ВОВ серии 1-Б №. Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.06.2006 года № 450 утвержден Порядок обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», нуждающихся в улучшении жилищных условий. 27.04.2011 года Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО поселок Красный Октябрь (сельское поселение) принято решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалида ВОВ Тряпкина И.М. по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. А именно: истец не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. 06.07.2011 года Комиссией по жилищным вопросам администрации Гусь-Хрустального района был рассмотрен вопрос о включении в список граждан, относящихся к категориям, предусмотренным Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Тряпкина И.М.. Решением жилищной комиссии истец не был включен в указанный список. Изучив предоставленные документы Тряпкина И.М., Комиссия по жилищным вопросам установила, что по договору дарения от 25.03.1993 года истец передал принадлежащий ему дом, находящийся по адресу: <адрес> своей дочери Ермаковой Т. И.. О том, что его дочь Ермакова Т.И. 15.06.2007 продала указанное жилое помещение своей дочери Кудейкиной Е. А., Комиссии по жилищным вопросам на момент рассмотрения документов не было известно. Свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2011 года на имя Кудейкиной Е.А. не было представлено с документами, составляющими учетное дело на ветерана ВОВ Тряпкина И.М.. Однако с момента рождения и по настоящее время Тряпкин И.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по указанному адресу.
В соответствии с ч. 1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Учитывая положения вышеуказанной статьи, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признанием его членом семьи собственника жилого помещения. То и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства, например, по взаимному согласию, само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Исходя из того, что жилое помещение не предоставлялось Тряпкину И.М. в безвозмездное пользование, отсутствует договор найма, либо договор о вселении в жилое помещение следует, что истец проживает в жилом помещении с добровольного согласия своей дочери, как член семьи собственника. Кроме того, Администрация района, тщательно изучив обстоятельства дела, считает, что также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или его отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» - регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В иске истец указывает на отсутствие удобств в жилом доме. А именно: <адрес> селе Цикуль <адрес> не оснащен инженерными системами. Однако в учетном деле Тряпкина И.М. отсутствует акт межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Учитывая изложенное, Тряпкин И.М. не может являться участником подпрограммы по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.01.2008 года № 714, так как не имеет права на указанную меру социальной поддержки. По этим основаниям считала, что в иске Тряпкину И.М. следует отказать в полном объеме заявленных требований.
Заслушав объяснения сторон, а также исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами – суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз; при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14- 19и21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, признаются ( далее – нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Судом установлено, что истец Тряпкин И. М. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением инвалида Великой отечественной войны серия 1 -Б №, справкой ВТЭК серия ВТЭ-236 №. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.1985 года Тяпкин И.М. награжден орденом Отечественной войны 2 степени, имеет юбилейные медали и знаки, что подтверждается соответствующими удостоверениями, имеющимися в материалах дела. Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Из свидетельства о государственной регистрации права серии 33 АЛ № от 14.04.2011 года, вынанным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области видно, что указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Кудейкиной Е.А., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 апреля 2011 года сделана запись регистрации № 33-33-05/017/2011-1199 ( основание: договор купли-продажи земельного участка с жилым домом от 15.06.2007 года). Жилой дом из благоустройства имеет только электрическое освещение и баллонное газоснабжение, что подтверждается Техническим паспортом <адрес> <адрес> по состоянию на 04.10.2010 года. Собственного жилья Тряпкин И.М. не имеет, что подтверждается справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.03.2011 года № 05/009/2011-563, а также справкой ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» Гусь-Хрустальный филиал от 22.03.2011 года № 860. Истец обратился в Администрацию МО Гусь-Хрустального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, но получил отказ. 05.07.2011 года ответчиком Тяпкину И.М. было направлено Уведомление об отказе во включении в список граждан, относящихся к категориям, предусмотренным Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в ред. от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Но вместе с тем, из настоящего Указа Президента РФ следует, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент РФ постановил - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Однако в отказе Администрация МО Гусь-Хрустального района ссылается на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 и п.п.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, где изложено, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий предусмотрен в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 3 Приложения №2 к постановлению Губернатора Владимирской области № 450 от 23.06.2006 года «О порядке обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, указанных в Федеральных законах « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах» - к заявлению прилагаются следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, с приложением его копии; документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; документ. Подтверждающий реквизиты счета, открытого гражданином в кредитной организации ( в случае предоставления денежной компенсации на строительство жилья); выписки из домовой книги ( поквартирной карточки) или похозяйственной книги; правоустанавливающий документ на занимаемое жилое помещение с приложением его копии; документ, подтверждающий постановку на учет гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Но в нарушение требований настоящего постановления Губернатора Владимирской области ответчик, отказав Тряпкину И.М. во включении в список граждан, относящихся к категориям, предусмотренным Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», как участнику ВОВ, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, – не перечислил в Уведомлении об отказе какие именно документы, предоставленные инвалидом Великой Отечественной войны Тряпкиным И.М., не подтверждают его право состоять на учете на получение жилья в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
Суд считает необходимым указать, что пакет документов, подтверждающий право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечении его жильем в силу указанного Федерального закона имеется в материалах дела.
Таким образом, суд полагает данный отказ неправомерным, ущемляющим права истца Тряпкина И.М.. Государство, принимая Закон «О ветеранах», предоставило право ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны дожить свою жизнь в достойных условиях в благодарность за великий подвиг победы в Великой отечественной войне. В целях выявления и обеспечения всех нуждающихся ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Действие указанного Закона было продлено. В данном случае инвалид ВОВ истец Тряпкин И.М. никогда не пользовался мерами социальной поддержки по обеспечению его жильем.
При таких обстоятельствах дела - суд полагает незаконным отказ Администрации МО Гусь-Хрустального района в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны Тряпкина И.М. и считает необходимым обязать ответчика принять истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить его отдельным жильем в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тряпкина ФИО11 удовлетворить.
Признать неправомерным отказ Администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны Тряпкина ФИО11.
Обязать Администрацию муниципального образования Гусь-Хрустального района принять Тряпкина Ивана Михайловича,1925 года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, инвалида Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить его отдельным жильем в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Судья: И.А. Тарасов