Дело № 2-1448/2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 16 августа 2011 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Забродченко Е.В.,
при секретаре Проворниковой М.Е.,
с участием прокурора Ворониной И.В.,
представителя ответчика Шевраковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО Краснооктябрьское к Администрации муниципального образования Краснооктябрьское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО Краснооктябрьское обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Краснооктябрьское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, указывая в заявлении, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с представителями ГУ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> по <адрес>, была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МО Краснооктябрьское (сельское поселение). В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара, создают реальную угрозу жизни и здоровья жителей сельского поселения. В связи с чем Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор просит обязать Администрацию МО Краснооктябрьское (сельское поселение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Воронина И.В. поддержала исковые требования, пояснила, что при проведении проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности, просила обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> возвести противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границ населенного пункта с лесным участком; разработать и выполнить мероприятия направленные на устройство противопожарных полос на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком по всей протяженности <адрес>; организовать в <адрес>, <адрес> очистки территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; установить во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение) исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации; устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее <данные изъяты> м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у прудов в <адрес>; организовать подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям в <адрес>; организовать площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающих требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды в целях пожаротушения в <адрес>, кроме прудов на <адрес>, <адрес>; устроить пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедших проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона и указателей направления к ним и другим источникам противопожарного водоснабжения во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение); установить исправное наружное освещение в темное время суток на территории <адрес>; организовать добровольное пожарное формирование (дежурство граждан) в <адрес>; организовать обеспечение наличия первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители) в <адрес>; привести в соответствие установленным требованиям подъездные автомобильные дороги в <адрес>
Представитель ответчика Шевракова И.Ю. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что отсутствует соответствующее финансовое обеспечение муниципального образования, в связи с чем имеются нарушения правил пожарной безопасности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Согласно со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 - ФЗ одним из вопросов местного значения поселения являются вопросы, связанные с обеспечением мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 34 Устава МО Краснооктябрьское (сельское поселение) принятого решением Совета народных депутатов МО Краснооктябрьское (сельское поселение) от 07.02.2006 № 14 -администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан, а также органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ – органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определены Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 (далее по тексту Закон). Закон устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии с абзацем 12 статьи 1 указанного Закона, общественные правоотношения в области пожарной безопасности регулируются этим Законом и нормативными документами по пожарной безопасности. Так, в силу ст. 19 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах т на прилегающих к ним территориях.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».
Пунктом 112 указанных Правил установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.).
В силу п. 21 настоящих Правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
На основании п. 114 данных Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Пункт 118 этих Правил предусматривает, что населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание.
Согласно п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
В силу ч. 9 ст. 67 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Пунктом 89 Правил установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
В соответствии с п. 90 Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В силу п. 27 настоящих Правил территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ и п. 117 Правил к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
На основании п. 31 Правил сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Актами обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными начальником ГУ «<данные изъяты>» Р.С.В.. подтверждаются нарушения требований пожарной безопасности в МО Краснооктябрьское (сельское поселение), а именно: в нарушении указанных требований Правил и Закона, в <адрес>, <адрес> отсутствуют противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; противопожарные полосы на свей протяженности границы населенного пункта с лесным участком отсутствуют по всей протяженности <адрес> не организована своевременная очистка территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение) отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; пруды в <адрес>, <адрес> не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности; подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям отсутствуют в <адрес> площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды в целях пожаротушения в <адрес>, кроме прудов на <адрес> отсутствуют; во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение) отсутствуют пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона, а также указатели направления к пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения; исправное наружное освещение в темное время суток на территории <адрес> отсутствует; не организовано добровольное пожарное формирование (дежурство граждан), не имеется первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители и т.п.) в <адрес> подъездная автомобильная дорога не соответствует установленным требованиям.
Статьей 37 Закона «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в т.ч., обязанность соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.
В соответствии со ст. 38 настоящего Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, а также руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что администрацией МО Краснооктябрьское (сельское поселение) достаточные меры, направленные на выполнение требований Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования, не приняты, что может привести к возникновению пожаров и к созданию трудностей в тушении пожаров на территории поселения.
Кроме того выявленные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей деревень.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невыполнение администрацией муниципального образования правил пожарной безопасности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а именно жителей МО Краснооктябрьское (сельское поселение). В связи с изложенным, с учетом признания иска ответчиком, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей МО Краснооктябрьское, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Краснооктябрьское (сельское поселение) <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить следующие мероприятия:
1) в <адрес>, <адрес> возвести противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границ населенного пункта с лесным участком;
2) устроить противопожарные полосы на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком по всей протяженности <адрес>;
3) организовать в <адрес>, д<адрес> очистки территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы;
4) установить во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение) исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации;
5) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее <данные изъяты> м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у прудов в <адрес>, <адрес>;
6) организовать подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям в <адрес>;
7) организовать площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающих требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды в целях пожаротушения в <адрес>, кроме прудов на <адрес>, <адрес>;
8) устроить пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедших проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона и указателей направления к ним и другим источникам противопожарного водоснабжения во всех населенных пунктах МО Краснооктябрьское (сельское поселение);
9) установить исправное наружное освещение в темное время суток на территории <адрес>;
10) организовать добровольное пожарное формирование (дежурство граждан) в <адрес>;
11) обеспечить наличие первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители) в <адрес>
12) привести в соответствие установленным требованиям подъездные автомобильные дороги в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья Е.В. Забродченко