Дело № 2-1403/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 23 августа 2011 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Забродченко Е.В.,
при секретаре Хоревой И.Н.,
с участием истца Панфилова С.В.,
представителя ответчика Малышевой Н.К.,
действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гусь-Хрустальный гражданское дело по иску Панфилова С.В. к администрации муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Панфилов С.В. обратился в суд с иском к администрации МО поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (далее – МО пос. Уршельский) в котором просит суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение взамен сгоревшего помещения, принадлежащего ему на праве собственности. В иске указал, что другого жилья у него не имеется, обращения к ответчику с просьбой предоставить жилье результатов не принесли. Просил предоставить ему жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании истец Панфилов С.В. поддержал исковые требования, пояснил, что он имел в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором была расположена квартира, принадлежащая истцу, полностью сгорел по вине А.А.В. После пожара истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) с просьбой предоставить жилое помещение, но безрезультатно. Просил предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования поселок Уршельський (сельское поселение) <адрес> по доверенности – Малышева Н.К., в судебном заседании с исковыми требованиями Панфилова С.В. не согласилась в полном объеме. При этом в обоснование своих возражений суду пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в результате которого было уничтожено огнем два многоквартирных <адрес> № по <адрес>. Они были поставлены на льготную очередь на внеочередное получение жилья. В книге учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, истец числился за номером №. В настоящее время по льготной очереди выделено погорельцам <данные изъяты> квартиры. Истец по льготной очереди получается <данные изъяты>. После пожара истцу была предложена квартира вторичного жилья, от которой он отказался, сославшись на то, что ему не нужна квартира в деревянном доме. В <адрес> <данные изъяты> улиц, кирпичные дома есть только на <данные изъяты> улицах: <адрес> и <адрес>. Квартиры в этих домах все приватизированы. <данные изъяты> жилого фонда <адрес> являются деревянным. Кроме того, матери истца предлагалось жилое помещение во вторичном жилье в деревянном жилом фонде <адрес>, от которого она отказалась. Истец в сгоревшей квартире не проживал, он проживал в другом населенном пункте, а жилое помещение в п. Уршельский ему необходимо только для регистрации. Просила в удовлетворении исковых требований Панфилова С.В. просила отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1,3,7 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, что согласно справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № - ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилых многоквартирных домах № и №, расположенных по <адрес>. В результате пожара указанные дома, расположенные рядом хозяйственные постройки, а также находившееся в указанных строениях имущество уничтожено огнем. Причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем А.А.В.
Учитывая, что фактически <адрес> уничтожен огнем, то помещение, в котором проживал истец не может соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, и следовательно, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежала Панфилову С.В. на праве собственности.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУ «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ Панфилов С.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес> ( л.д. 9).
Согласно справке администрации МО <адрес> (сельское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> строительства нового жилья не ведется и строительство не планируется (л.д. 28).
Согласно Книге учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, Панфилов С.В. значится под номером № (л.д. 16, 17).
На основании постановления главы муниципального образования <адрес> (сельское поселение) <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с протоколом жилищной комиссии муниципального образования <адрес> (сельское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения в <адрес> корпус № по <адрес> закреплены за рядом граждан, в том числе <адрес> закреплена за Г.Н.Н. и Г.А.Г., <адрес> закреплена за К.С.Н. (л.д. 30 – 31). Следовательно истец Панфилов С.В. значится в Книге учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья под номером №
Таким образом, по делу установлено, что истец Панфилов С.В. поставлен на учет Администрацией МО пос. Уршельский в качестве нуждающегося в жилом помещении, как погорелец, однако до настоящего времени ответчиком жилье истцу не выделено.
Вместе с тем, закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Учитывая изложенное, исковые требования о предоставлении истцу жилого помещения подлежат удовлетворению.
Утверждение ответчика о том, что матери истца было предложено жилое помещение во вторичном жилье, однако последняя отказалась, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку сведений о том, что истцу было предложено заключить договор социального найма суду не предоставлено.
В соответствии ч. 1,2,4,5 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
На основании Решения Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - в соответствии со ст. 50 ЖК РФ Совет народных депутатов решил: установить норму предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Учитывая, что действующее законодательство предусматривая внеочередной характер обеспечения жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, то требование Панфилова С.В. о предоставлении ему жилого помещения, площадью не менее <данные изъяты> кв. м. представляется необоснованным.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика предоставить Панфилову С.В. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, в размере не менее <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Панфилова С.В. – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области предоставить Панфилову С.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и строительным нормам и правилам на территории поселка Уршельский <адрес> в размере не менее <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья Е.В. Забродченко