Дело № 2-1557/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2011 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Грязновой С.М.
при секретаре Проворниковой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гусь-Хрустальный гражданское дело по иску Ломтевой <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
19 мая 2011 года Ломтева Т.А. обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Пенсионный фонд отказал ей в назначении пенсии, в связи с недостаточностью льготного стажа. При этом из ее льготного стажа был исключен период работы с 07.08.1990 г. по 05.09.1992 г. – в должности медицинской сестры палатной (ПИТ) в отделении анестезиологии-реанимации стационара в Объединении 4-й городской клинической больницы <адрес>. Мотив отказа связан с несоответствием наименования учреждения «Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считая данный отказ неправомерным она обратилась в суд с иском, в котором просит обязать УПФ РФ /гу/ в г. Гусь-Хрустальном назначить ей льготную пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд с 19.05.2011 г., поскольку на тот период времени необходимый стаж составлял более 30 лет.
В судебном заседании Ломтева Т.А. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика - ФИО4, ведущий специалист-эксперт /юрисконсульт/ Управления пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в городе Гусь-Хрустальном с иском не согласна. Пояснила, что требования не подлежат удовлетворению, так как досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не может быть назначена Ломтевой Т.А. в связи с недостаточностью специального стажа. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. определяется на основании «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья», «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения» и «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. При этом стаж работы по охране здоровья населения должен составлять не менее 30 лет у медицинских работников, работающих в городе. Согласно предоставленным документам Ломтева T.A. работала: Объединение 4-й горбольницы - по штампу и печати, заверяющей запись об увольнении; Объединение 4-и городской клинической больницы - по уточняющей справке № 1677 от 30.07.2009 г.: с 07.08.1990г. по 05.09.1992г. - медсестра в ПИТ анестезиологического отделения – по трудовой книжке; медсестра палатная (ПИТ) в отделении анестезиологии - реанимации стационара – по уточняющей справке № 1677 от 30.07.2009 г. Наименования должностей медсестра и медсестра палатная предусмотрены «Списком должностей и учреждений...», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев в соответствии с «Перечнем структурных подразделений...» № 781 засчитываются периоды работы в отделениях анестезиологии и реанимации специалистов в следующих должностях: медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры - анестезисты. Однако, такие наименования учреждения как «Объединение городской больницы», «Объединение городской клинической больницы» Списком № 781 не предусмотрены. Пунктом 6 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002г. предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В связи с чем оспариваемый период работы Ломтевой Т.А. не засчитывается в специальный медицинский стаж по Списку № 781, так как: наименование учреждения не соответствует требованиям вышеуказанного Списка; наименование должности истца, указанное в трудовой книжке, не отвечает требованиям Перечня структурных подразделений № 781. Таким образом, специальный медицинский стаж, подлежащий зачету составляет 27 лет 1 месяц 7 дней, что менее требуемых 30 лет. Соответственно, Ломтева Т. А. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. с 19.05.2011 г., то есть с даты обращения в УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальном.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 30 ноября 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста».
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу по проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовой пенсии в Российской Федерации» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 /ч.2/, 15 /ч.4/, 17 /ч.1/, 18,19 и 55 /ч.1/ Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В силу ст. 4 /ч.2/ и 15 /ч. 1,4/ Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам /ст. 115 части 1,3 Конституции РФ/. Указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ в полной мере применима и при выявлении конституционно-правового смысла норм, которые до введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулировали назначение пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения /ст. 81 Закона/. Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. В свете указанных Постановлений установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действовавшие на 31.12.2001 г. до вступления в силу нового Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Так, до 01.11.1999 г. право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью определялось в соответствии со Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, который не содержал конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с п. 1 указанного Списка в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности. Периоды работы после 01.11.1999 г. должны оцениваться в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением № 1066; периоды работы после 14.11.2002 г. – в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Как установлено в судебном заседании, Ломтева Т.А. в июле 1990 года закончила Ивановское медицинское училище по специальности медицинская сестра. По указанной специальности постоянно повышала квалификацию, имеет сертификаты. В настоящее время имеет сертификат специалиста по специальности «Анестезиология и реаниматология», который подтверждает каждые 5 лет. По указанной специальности ей присвоена высшая квалификационная категория.
7 августа 1990 г. Ломтева Т.А. была принята на работу в 4-ю городскую клиническую больницу на должность медсестры в ПИТ анестезиологического отделения.
Пенсионным фондом отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы Ломтевой Т.А. с 07.08.1990 г. по 05.09.1992 г. Суд считает неправомерным данный отказ.
Мотивом для отказа истцу в назначении льготной пенсии явилось, по мнению ответчика, несоответствие наименования учреждения, структурного подразделения и должности, в которых работала Ломтева Т.А., Списку № 781. При решении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии с постановлением Конституционного Суда от 3.06.2004 г. периоды работы истца в должностях врачебного и среднего медицинского персонала до 01.11.1999 г. могут рассматриваться по нормам ранее действовавшего законодательства. В период с 06.09.1991 г. по 31.10.1999 г. действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, утвердившее Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Этот Список не содержал исчерпывающих конкретных наименований должностей среднего и врачебного персонала и Номенклатуры учреждений здравоохранения. Более того, в соответствии с пунктом 1 Списка в него был включен средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименований должностей. Согласно п. 2 Постановления № 464 среднему персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев.
Периоды работы после 14.11.2002 подлежат оценке в соответствии со Списком и Перечнем структурных подразделений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ответчиком необоснованно исключен период работы Ломтевой Т.А. в Объединении 4-ой городской клинической больницы, расположенной в городе Иваново.
Согласно пункту 6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы».
Согласно штампу, содержащемуся в трудовой книжке Ломтевой Т.А., в оспариваемый период она работала в Объединении 4-ой горбольницы. Согласно же записи в трудовой книжке, учреждение, в котором она работала, именовалось как «4-я городская клиническая больница».
В соответствии с приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 – в редакции от 04.06.2001г.- «лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), а также специализированные отделения, входящие в их состав, используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями не менее чем на 50 процентов, являются клиническим учреждениями (отделениями).» (п. 2 примечания в приложении к приказу № 395). Аналогичные нормы, определяющие условия отнесения больниц к «клиническому типу», содержались во всех ранее действовавших приказах Минздрава России.
Согласно справке от 20.06.2011 № 42, предоставленной Ломтевой Т.А. из МУЗ «Городская клиническая больница № 4» г. Иваново, являющейся правопреемником Объединения 4 городской клинической больницы, до 22.05.1950 г. учреждение, в котором она работала, именовалось как «4 городская больница г. Иваново». Ивановским городским отделом здравоохранения с указанной даты больница была переименована в Объединение 4 городской больницы, а с 01.09.1955г. стационар Объединения 4 городской больницы стал клинической базой кафедры госпитальной терапии Ивановского Государственного медицинского института, и лечебное учреждение стало именоваться «Объединением 4 городской клинической больницы». С 26.10.2000г. Объединение 4 городской клинической больницы переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница № 4» на основании приказа отдела здравоохранения администрации г. Иваново от 26.10.2000г. № 158.
Вышеназванные документы свидетельствуют о том, что в оспариваемый период Ломтева Т.А. работала в учреждении здравоохранения, использованном в качестве клинической базы ИГМИ, тип которого тождественен наименованию «городская больница», которое предусмотрено Списком № 781. Оценка пенсионных прав работника не может осуществляться вне правовой зависимости от нормативных документов Минздрава России, которые предусматривают наличие в системе здравоохранения «клинических больничных учреждений». В 2-х последних случаях переименования больницы, в которой Ломтева Т.А. осуществляла лечебную деятельность в оспариваемый период, она продолжала являться «городской больницей». И как указывалось выше в оспариваемый период, Список № 464 не содержал исчерпывающей Номенклатуры учреждений здравоохранения. А Список №781, на который необоснованно ссылается ответчик, предусматривает «Больничные учреждения» всех наименований, и в том числе ряд конкретных наименований больниц.
Таким образом, суд полагает, что Пенсионным фондом незаконно исключен из специального стажа Ломтевой Т.А. оспариваемый период работы в должности медсестры в ПИТ анестезиологического отделения - по записи в трудовой книжке. Согласно уточняющей справке, выданной Ломтевой Т.А. работодателем от 20.06.2011г. № 1544, в оспариваемый период должность, в которой она работала, именовалась как «медсестра палатная (ПИТ – палата интенсивной терапии)». Данная палата была рабочим местом истца, а указание в наименовании должности на рабочее место не должно отражаться на праве Ломтевой Т.А. на льготную пенсию. В оспариваемый период она выполняла функции, тождественные функциям медицинских сестер палатных, включенных в Список № 781. Структурное подразделение, в котором работала Ломтева Т.А., именовалось как «отделение анестезиологии-реанимации стационара». Фактически, функции отделения, в котором работала Ломтева Т.А., тождественны функциям «отделения анестезиологии-реанимации», которое было предусмотрено Списком № 464. Наличие в наименовании отделения слова «стационара» является уточнением подразделения больницы - стационара, в котором медицинская помощь пациентам оказывалась круглосуточно. Основанием для выдачи справки № 1544 являются приказы за 1990 и 1992 годы о приеме на работу и увольнении Ломтевой Т.А., личная карточка формы Т-2, лицевые счета за 1990 -1992 годы. Ответственность за достоверность представленных сведений лежит на работодателе.
Таким образом, суд полагает необходимым включить в льготный стаж оспариваемый период работы Ломтевой Т.А., с применением льготы: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев по основанию работы в качестве медицинской сестры палатной в палате интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемые периоды работы Ломтевой Т.А. должны быть включены в специальный медицинский стаж, а, следовательно, специальный медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости у Ломтевой Т.А. составляет более 30 лет. Указанный период времени у истца возник с 19 мая 2011 года, с момента обращения истца с заявлением в Пенсионный фонд, поэтому льготная пенсия должна быть ей назначена с указанного времени.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ломтевой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ в г. Гусь-Хрустальном назначить Ломтевой <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 19 мая 2011 года, то есть со дня обращения истца с заявлением в Пенсионный фонд, включив в специальный стаж периоды работы:
с 07.08.1990г. по 05.09.1992 г. в должности медсестры палатной (ПИТ) в отделении анестезиологии-реанимации стационара в Объединении 4-й городской клинической больницы г. Иваново в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий С.М. Грязнова