решение по делу №2-1449/2011 от 11.10.2011 года о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-1449/2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный                           11 октября 2011 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                 Забродченко Е.В.,

при секретаре                             Шишкиной М.В.,

с участием прокурора                         Качуровского И.В.,

представителя ответчика                    Горькова Е.В.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО поселок Иванищи (сельское поселение) к Администрации муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО п. Иванищи обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования п. Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (с учетом уточнений) об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, указывая в заявлении, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с представителями ГУ «<данные изъяты>» и <данные изъяты>, была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МО п. Иванищи (сельское поселение). В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара, создают реальную угрозу жизни и здоровья жителей сельского поселения. В связи с чем Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор просит обязать Администрацию МО п. Иванищи (сельское поселение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

    Помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Качуровский И.В. поддержал исковые требования, пояснил, что при проведении проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и <адрес> возвести противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, а также в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; в <адрес>; разработать и выполнить мероприятия, направленные на: устройство противопожарных полос на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком по всей протяженности всех населенных пунктов МО поселок Иванищи (сельское поселение); организацию в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> очистку территории населенных пунктов и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; установку в <адрес> исправной звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у трех водоемов в <адрес>, у водоема в <адрес>), у водоема в <адрес> и двух водоемов в <адрес>; организацию добровольного пожарного формирования (дежурство граждан) во всех населенных пунктах МО пос. Иванищи (сельское поселение), за исключением <адрес>, <адрес>; обеспечение наличия во всех населенных пунктах МО пос. Иванищи (сельское поселение) первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители и т.п.).

Представитель ответчика Горьков Е.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что отсутствует соответствующее финансовое обеспечение муниципального образования, в связи с чем имеются нарушения правил пожарной безопасности, кроме того, часть земель находится в Государственном лесном фонде и прежде чем на них проводить работы, направленные на обеспечение пожарной безопасности, необходимо их вывести из данной категории земель. Также не согласен с требованием о создании добровольного пожарного формирования, так как в некоторых деревнях отсутствует необходимое для этого количество жителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 - ФЗ одним из вопросов местного значения поселения являются вопросы, связанные с обеспечением мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 34 Устава МО п. Иванищи (сельское поселение) принятого решением Совета народных депутатов МО п. Иванищи (сельское поселение) от 30.06.2005 № 89 -администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан, а также органов местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ – органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определены Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 (далее по тексту Закон). Закон устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии с абзацем 12 статьи 1 указанного Закона, общественные правоотношения в области пожарной безопасности регулируются этим Законом и нормативными документами по пожарной безопасности. Так, в силу ст. 19 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах т на прилегающих к ним территориях.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Пунктом 112 указанных Правил установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.).

В силу п. 21 настоящих Правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

На основании п. 114 данных Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Пункт 118 этих Правил предусматривает, что населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание.

Согласно п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.)        к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

В силу ч. 9 ст. 67 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ и п. 117 Правил к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

На основании п. 31 Правил сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Актами обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными начальником ГУ «<данные изъяты>» Р.С.В.. подтверждаются нарушения требований пожарной безопасности в МО п. Иванищи (сельское поселение), а именно: в нарушении указанных требований Правил и Закона, отсутствуют противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес>; противопожарные полосы на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком во всех населенных пунктах МО поселок Иванищи (сельское поселение) установленным требованиям не отвечают; не организована своевременная очистка территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации в <адрес>; три водоема в <адрес>, водоем в <адрес> при въезде в населенный пункт, водоем в <адрес> и два водоема в <адрес> не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; не организовано добровольное пожарное формирование (дежурство граждан) во всех населенных пунктах МО Иванищи, за исключением <адрес>; не имеется первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители и т.п.) во всех населенных пунктах МО п. Иванищи.

Статьей 37 Закона «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в т.ч., обязанность соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.

В соответствии со ст. 38 настоящего Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, а также руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что администрацией МО п. Иванищи (сельское поселение) достаточные меры, направленные на выполнение требований Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования, не приняты, что может привести к возникновению пожаров и к созданию трудностей в тушении пожаров на территории поселения.

Кроме того выявленные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей населенных пунктов МО Иванищи.

Утверждение ответчика об отсутствии финансирования не может являться основанием для сложения обязанностей, возложенных на администрацию нормативно-правовыми актами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что невыполнение администрацией муниципального образования правил пожарной безопасности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а именно жителей МО п. Иванищи (сельское поселение). В связи с изложенным, с учетом признания иска ответчиком, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей МО п. Иванищи, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить следующие мероприятия:

    возвести противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком в <адрес> и <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; в <адрес>;

     разработать и выполнить мероприятия, направленные на устройство противопожарных полос на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком по всей протяженности всех населенных пунктов МО поселок Иванищи (сельское поселение);

     организовать в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> очистку территории населенных пунктов и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.;

    установить в <адрес> исправную звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

     устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у трех водоемов в <адрес>), у водоема в <адрес>, у водоема в <адрес> и двух водоемов в <адрес>);

    организовать добровольные пожарные формирования (дежурство граждан) во всех населенных пунктах МО пос. Иванищи (сельское поселение), за исключением <адрес>;

     обеспечить наличие во всех населенных пунктах МО пос. Иванищи (сельское поселение) первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, топоры, краги, ранцевые огнетушители и т.п.).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья            Е.В. Забродченко