Дело № 2-1881/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2011 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.
при секретаре Девяткиной О.В.
с участием прокурора Устюковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора в защиту интересов Лазаревой ФИО14 к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Лазаревой Т.А. обратился в суд с иском к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В ходе судебного рассмотрения судом приняты уточнения к исковому заявлению. В уточненных требованиях прокурор просит суд обязать администрацию МО Гусь-Хрустальный район предоставить Лазаревой Т.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в силу ст.ст.49, 50, 57 ЖК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса РФ, Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Прокурор указал, что решением Гусь-Хрустального городского суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Лазаревой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО1 был признан <данные изъяты>. <данные изъяты> девочки - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Лазарева Т.А. зарегистрирована с <данные изъяты>: ФИО6 <данные изъяты> и ФИО7 <данные изъяты> в доме, принадлежащем ее <данные изъяты> ФИО8 по адресу: д. <адрес>.
Постановлением главы МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии, согласно которому Лазарева Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как <данные изъяты>.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной Главой МО Демидовское (сельское поселение), от ДД.ММ.ГГГГ № дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Предоставление Лазаревой Т.А. жилого помещения является обязанностью муниципального образования, в силу положений ст.ст.5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Несмотря на возникновение у Лазаревой Т.А. права на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем она проживает с двумя малолетними детьми на съемной квартире.
То, что в настоящее время Лазарева Т.А. уже достигла <данные изъяты> возраста, не может являться основанием для лишения её права воспользоваться установленными социальными гарантиями, поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением будет реализовано Лазаревой Т.А. только после предоставления ей жилого помещения, соответствующего установленным нормам.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в суд Лазарева Т.А. не имеет возможности, поскольку не обладает юридическими познаниями, находится в тяжелом материальном положении, лишающем ее возможности воспользоваться квалифицированной юридической помощью, в связи с чем обратилась за защитой нарушенных прав в прокуратуру.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Устюкова О.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Полагает, что нельзя считать закрепленным за Лазаревой Т.А. на момент назначения над ней опеки жилой дом, право собственности на который оформлено за умершей <данные изъяты>, дом фактически принадлежит <данные изъяты> ФИО12, находился на 2003 год и в настоящее время в состоянии, непригодном для проживания. <данные изъяты> ФИО1 был зарегистрирован и проживал в другом населенном пункте, <данные изъяты> на этот момент умерла. Членом семьи <данные изъяты> Лазарева Т.А. не являлась. Она в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, на праве собственности либо по договору социального найма жилья не имеет, членом семьи собственника или нанимателя по договору социального найма не является. В связи с этим полагает, что жилое помещение Лазаревой Т.А. должно быть предоставлено в рамках обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, за счет средств областного бюджета, предназначенных для этих целей.
Истец Лазарева Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что когда все ее <данные изъяты> умерли, а <данные изъяты> пропал, а в <данные изъяты> над ней была установлена опека. Ей был назначен опекун – ФИО3 – <данные изъяты>. С ней по ее месту жительства в <адрес> она проживала до 2004 года, затем поступила в <данные изъяты>, где обучалась до <данные изъяты>. Во время обучения проживала в <данные изъяты>, была на полном государственном обеспечении. Обратилась за постановкой на учет как нуждающаяся в жилом помещении в 2007 году. Здание администрации сгорело, ее документы также. Повторно ее поставили на очередь в 2009 году, с учетом того, что она является <данные изъяты>. В настоящее время она зарегистрирована <адрес>, <адрес> вместе со своими <данные изъяты> ФИО12, членом семьи собственника дома-<адрес> - не является. Дом не пригоден для проживания. С <данные изъяты> проживает в однокомнатной квартире по договору поднайма. Какого-либо жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет, <данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный по доверенности Симонова Т.А. не признала исковые требования. Суду пояснила, что Лазарева Т.А. проживает <адрес> <адрес>. Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Постановлением главы МО Демидовское от 02.04.2009 № 55 Лазарева Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список <данные изъяты> Гусь-Хрустального района. Жилое помещение будет приобретено после получения субвенции из областного бюджета и предоставлено Лазаревой Т.А. согласно очередности в <данные изъяты>. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент образования администрации Владимирской области, т.к. он обязан выделить деньги на предоставление квартиры истцу.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район по доверенности Гинина Н.С. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что Лазарева Т.А. является лицом из числа <данные изъяты>. Состоит на учете в Управлении образования с момента оформления опеки. <данные изъяты> Лазаревой Т.А. <данные изъяты>. Зарегистрирована Лазарева Т.А. по адресу: <адрес> <адрес>, этот дом оформлен до сих пор на праве собственности за <данные изъяты> Лазаревой Т.А. – ФИО8, фактически в права наследования еще до 2002 года вступила <данные изъяты> ФИО12, членом семьи которой Лазарева Т.А. не являлась. В настоящее время дом находится в разрушенном состоянии, проживание там невозможно. Лазарева Т.А. в 2009 году была поставлена на льготную очередь, как лицо из числа <данные изъяты>. Считает, что Лазарева имеет право на внеочередное получение жилого помещения как <данные изъяты> в соответствии с установленными нормами.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента. В своих возражениях на иск Департамент указывает, что Лазарева Т.А была необоснованно постановлена на учет как <данные изъяты> т.к. за ней в силу закона - в соответствии со ст.31 ЖК РФ и ст.292 ГК РФ было закреплено жилое помещение, в котором она была зарегистрирована на момент установления опеки, которое находится в пригодном для проживания состоянии. На момент изъятия ребенка из семьи действовала ст.37 ЖК РСФСР (редакция 1988 года), согласно которой специального акта о закреплении жилого помещения не требовалось. Гражданин возвращался по месту проживания родителей и месту своего проживания, где по закону за ним было сохранено жилое помещение.
Лица, имеющие закрепленное жилое помещение, обеспечиваются жильем на общих основаниях, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. А в случаях признания дома непригодным для проживания в установленном законом порядке, обеспечение вне очереди жилой площадью указанных лиц производится по правилам статей 86-87 ЖК РФ. Ч.3 ст.6 Закона Владимирской области № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неизменно с момента принятия указанного закона содержала условие наличия «закрепленного жилого помещения». Таким образом, право на внеочередное предоставление жилого помещения за счет средств областного бюджета у Лазаревой не возникло.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Учитывая, что Лазарева Т.А. за защитой своих прав обратилась в прокуратуру, прокурор правомерно обратился в суд в ее интересах.
В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.
Статьей 20 Конвенции предусмотрено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены, наряду с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
В соответствии со ст. 15 ч. 1 Закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом, в силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей указанной категории на жилое помещение.
Статьей 8 Закона определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бюджетный кодекс РФ в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных правовых норм следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в ред. Закона Владимирской области от 11.11.2009).
Частями 1, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета Народных депутатов Гусь-Хрустального района Владимирской области от 08.09.2005 года №356 установлены учетные нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма Частью 1 данного решения установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В судебном заседании установлено, что решением Гусь-Хрустального городского суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Лазаревой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО1 был признан <данные изъяты> (л.д.12-13). <данные изъяты> - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д.14).
Постановлением главы Демидовского сельского округа Гусь-Хрустального района от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над несовершеннолетней Лазаревой Т.А. была назначена ФИО3
Лазарева обучалась <данные изъяты> №. Приказом директора <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Т.А. была поставлена на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты>, оставшийся без попечения родителей. С <данные изъяты> №. Согласно справке директора <данные изъяты> № за время обучения Лазарева находилась на полном государственном обеспечении. Из свидетельства № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Т.А.была зарегистрирована по адресу: <адрес><данные изъяты>
Из справки администрации МО Демидовское Гусь-Хрустального района Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лазарева Т.А. зарегистрирована с <данные изъяты>: ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>. Данный дом принадлежит <данные изъяты> Лазаревой Т.А. – ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Т.А. обратилась в администрацию МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по вопросу предоставления ей жилого помещения. Постановлением главы МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден протокол заседания жилищной комиссии, согласно которому Лазарева Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе на льготную очередь.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной Главой МО Демидовское (сельское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ № дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28 мая 2009 года №590-0-0, положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй), направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Суд полагает установленным, что у Лазаревой Т.А. как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент установления над ней опеки отсутствовало закрепленное в силу закона жилое помещение, на момент постановки на очередь в 2009 году и в настоящее время Лазарева Т.А. не имеет жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, членом семьи собственника жилого помещения, в котором она зарегистрирована и которое признано непригодным для проживания, не является.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом.
Все это в совокупности в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания полагать, что Лазарева Т.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета, а администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный район обязана жилое помещение Лазаревой Т.А. предоставить вне очереди, исходя из установленных социальных норм, санитарных и технических требований, уровня благоустроенности.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулирован нормативными актами субъекта РФ - Владимирской области, в том числе, которым установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется за счет:
субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО Гусь-Хрустальный район предоставить Лазаревой ФИО14 за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Владимирской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.
Судья Л.Н.Виноградова