решение суда от 07.11.2011г



Дело № 2-1845/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Г.Гусь-Хрустальный                                                               07 ноября 2011 года

    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Андреевой А.П., с участием помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Ворониной И.В., при секретаре Крюковой А.Г., рассмотрев гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей <данные изъяты>, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии и являющихся потребителями услуг горячего водоснабжения к Открытому акционерному обществу «Владимирские коммунальные системы» (ОАО «ВКС») и Открытому акционерному обществу «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» (ОАО «ВОТЭК») о признании незаконными действий по корректировке платы за горячее водоснабжение и перерасчету платы за горячее водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

     Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей <данные изъяты>, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии и являющихся потребителями услуг горячего водоснабжения к ответчикам о признании незаконными действий по корректировке платы за горячее водоснабжение и перерасчету платы за горячее водоснабжение, указывая в заявлении, что прокуратурой на основании многочисленных жалоб жителей города была проведена проверка соблюдения ответчиками требований законодательства при расчетах за услугу горячего водоснабжения. Проверкой было установлено, что ОАО «ВОТЭК» осуществляет производство, транспортировку и сбыт теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения на территории <адрес>, является энергоснабжающей организацией по отношению к жителям <адрес> – потребителям услуг горячего водоснабжения, поскольку подает абонентам через присоединенную сеть энергию, а абоненты ее принимают и оплачивают. Согласно агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ВОТЭК» и ОАО «ВКС», ОАО «ВКС» обязано ежемесячно начислять населению плату за горячее водоснабжение и осуществлять сбор платежей. Во исполнение данного договора и поручения ОАО «ВОТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, обособленным подразделением ОАО «ВКС» «Единый расчетно-кассовый центр» жителям домов, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, проведена корректировка размера платы за услугу горячего водоснабжения в большинстве домов за 2 квартал 2011 года, а в ряде домов только за некоторые месяцы второго квартала 2011 года. В результате проведенной корректировки установлено, что жителями 125 многоквартирных домов оплачен не весь потребленный коммунальный ресурс. В частности, по показаниям общедомового прибора учета определено фактическое потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение в конкретном доме. Разница между стоимостью фактически потребленной теплоэнергии и суммарными поквартирными начислениями распределена на жителей дома в расчете на 1 кв.м площади жилого помещения. Действия ответчиков по корректировке платы за ГВС являются незаконными. Порядок предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги определяется Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Ежемесячная плата за горячее водоснабжение жителям домов, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, определяется в соответствии с п.23 указанных Правил по формуле 9 приложения № 2 для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета теплоэнергии, и по формуле 3 – для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения. Формула 3 предусматривает определение размера платы за горячее водоснабжение в зависимости от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления услуги горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение. При этом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, в нормативе учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, конструктивные и технические параметры дома, а в норматив холодного и горячего водоснабжения включаются расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Таким образом, жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, в ежемесячной плате за горячее водоснабжение учтены не только объемы потребленной ими воды, но и потери воды во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объем воды, необходимый для содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к указанным Правилам, размер платы за горячее водоснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, которая учитывает объем (количество) горячей воды, фактически потребленной в жилом помещении, измеренный индивидуальным прибором учета. Технически неизбежные потери горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, порядок определения платы за горячее водоснабжение для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными (квартирными) приборами учета предусматривает распределение всего потребленного домом коммунального ресурса (и используемого внутри жилых помещений, и используемого на общедомовые нужды). В связи с этим Правилами не предусмотрен порядок корректировки платы за горячее водоснабжение для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и оборудованными частично или полностью индивидуальными приборами учета. Поскольку плата за горячее водоснабжение начислялась жителям города в апреле-июне 2011 года в соответствии с п.23 Правил, то жителями в этот период оплачен весь поставленный объем горячей воды, измеренный общедомовыми приборами учета. Корректировка же платы за горячее водоснабжение показала, что имеет место неполная оплата потребленной теплоэнергии на подогрев воды. Вместе с тем, Правила допускают определение платы за ГВС только исходя из потребленного объема воды в куб.метрах и тарифа на горячее водоснабжение и не предусматривают возможность оплаты за ГВС в зависимости от объема теплоэнергии в Гкал, израсходованный на ее подогрев и стоимости теплоэнергии. Поскольку Правилами не предусмотрен порядок корректировки платы за горячее водоснабжение для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета, соответственно не предусмотрен и расчет корректировки исходя из площади жилых помещений. Согласно Правил рассчитывается корректировка платы по горячей воде в зависимости от площади жилых помещений только на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета. Постановлением Департамента цен и тарифов администрации <данные изъяты> от 30.11.2010г. № 42/5 «Об установлении тарифа на горячую воду» утвержден на 2011 год тариф на горячую воду, отпускаемую потребителям ОП ОАО «ВОТЭК» «Теплоэнерго» в размере <данные изъяты>. за 1 куб.м (без учета НДС). Данный тариф складывается из стоимости холодной воды и стоимости подогрева 1 куб.м холодной воды. Стоимость подогрева воды рассчитана исходя из объема теплоэнергии, необходимого для нагрева 1 куб.м холодной воды до температуры 55 С умноженного на стоимость 1 Гкал теплоэнергии. В свою очередь в объеме теплоэнергии на подогрев 1 куб.м холодной воды учтены тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения с наружной сетью горячего водоснабжения, неизолированными стояками в доме, полотенцесушителями, присоединенными к системе горячего водоснабжения. Сверхнормативное потребление теплоэнергии может быть вызвано различными причинами: по первых, подогрев ОАО «ВОТЭК» воды до температуры не 55 С, а выше; во-вторых неисправностью ОДПУ либо неверным списанием представителями ОАО «ВОТЭК» показаний с ОДПУ; в-третьих, сверхнормативными потерями теплоэнергии на внутридомовых сетях из-за их ненадлежащего содержания управляющими компаниями, а также иными подобными причинами. Таким образом, сверхнормативное потребление теплоэнергии произошло не по вине потребителя и, следовательно, начисление потребителям оплаты за излишне поставленный коммунальный ресурс является незаконным. У потребителей потребности в получении теплоэнергии в количестве больше нормативного не было. В результате проведенной ОАО «ВКС» корректировки платы за горячее водоснабжение жителям 125 многоквартирных домов произведено доначисление платы за горячее водоснабжение. С учетом измененных исковых требований, Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор просит признать действия ОАО «Владимирские коммунальные системы» и ОАО «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» по корректировке платы за горячее водоснабжение за второй квартал 2011 года населению, проживающему в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии незаконными; обязать ОАО «Владимирские коммунальные системы» и ОАО «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение.

     В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайпрокурора Воронина И.В. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

      Представители ОАО «ВОТЭК» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласились. При этом пояснили, что в соответствии с публичным договором теплоснабжения, заключенного между ОАО «ВОТЭК» и гражданами, проживающими в <адрес> установлен порядок расчетов за поставленную тепловую энергию, который предусматривает, что фактический объем потребленной на границе раздела эксплутационной ответственности тепловой энергии и горячей воды в домах оборудованных и принятых к коммерческому учету, определяется на основании показаний приборов учета. В соответствии с п.1.6 Приложения № 1 к договору теплоснабжения предусмотрено ежеквартальное проведение корректировки размера платы за горячее водоснабжение. Запрета на проведение корректировки размера платы за горячее водоснабжение Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не содержат, отсутствует лишь методика корректировки платы за горячее водоснабжение, но между сторонами договора теплоснабжения порядок проведения корректировки определен. В связи с чем ОАО «ВОТЭК» правомерно применил согласованный сторонами договора теплоснабжения порядок и произвело корректировку платы за горячее водоснабжение по итогам 2 квартала 2011 года. Потребители должны оплатить весь объем поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии. Потери, заложенные Департаментом цен и тарифов <данные изъяты> при расчете тарифа на горячее водоснабжение являются нормативными. ОАО «ВОТЭК» осуществляет подогрев воды, используемой на нужды горячего водоснабжения в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг граждан, а именно не менее 50 С для закрытых систем теплоснабжения, но не более 75 С для всех систем теплоснабжения. Списание показаний ОДПУ осуществляется представителями ТСЖ, УК. В отношении сверхнормативных потерь во внутридомовых сетях указали, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения, границей раздела балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности сторон является наружный срез стены дома. Обязательства по содержанию внутридомовых сетей, а также уведомлению ОАО «ВОТЭК» об авариях и неисправностях внутридомовых сетей возложено на потребителя. Уведомлений о неисправностях, актов о повышенных потерях в домах потребителями не направлялось.

      Представитель ответчика ОАО «ВКС» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. При этом пояснила, что в апреле-июне 2011 года <данные изъяты> отделение ОП ОАО «ВКС» «ЕРКЦ» начисляло населению плату за горячую воду на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии индивидуального прибора учета воды по формуле 3 Приложения к Правилам 307 исходя из количества пользователей ГВС и установленных нормативов потребления по тарифу на горячую воду без включения в плату стоимости воды; при наличии индивидуального прибора учета по формуле 9 Правил кроме индивидуального потребления, рассчитанного исходя из объемов потребления, измеренных индивидуальными прибора учета по тарифу на горячую воду, распределялась разница между объемом горячей воды, определенным по показаниям ОДПУ и совокупным индивидуальным потреблением во всех помещениях. В июле 2011г. По поручению ОАО «ВОТЭК» провели населению корректировку платы за ГВС по итогам 2 квартала 2011г. По 124 домам сложился добор денежных средств, по 35 домам – возврат денежных средств. Порядок проведения корректировки был принят протоколом совещания по вопросу начислений за ГВС от ДД.ММ.ГГГГ Корректировка выполнена в расчете на 1 кв.м площади жилого помещения по формуле 4 приложения 3 к Правилам, где размер платы за горячую воду рассчитан исходя из объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ и тарифа на тепловую энергию. Межрайонная прокуратура <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы города, проведение такой корректировки поддержала. Кроме того, считает, что прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц определен и ограничен гражданами, проживающими в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии и являющихся потребителями услуг горячего водоснабжения, которым были выставлены соответствующие квитанции по 159 домам.

       Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора, необходимо отказать. В соответствии с ч.1 ст.539, ч.1 ст.540, ч.1 ст.541, ч.1 ст.542, ст.544, ч.1 ст.548 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию…В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети…Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении…Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения…Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон…Правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. На основании ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

        Согласно подп. «а» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (Правила) предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. п.22 Правил предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данный п.22 Правил в прежней редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусматривал, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Согласно подп. «а» п.23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. В соответствии с п.5 приложения № 1 к Правилам установлено, что обеспечение температуры горячей воды в точке разбора должно быть не менее 50 градусов С для закрытых систем централизованного теплоснабжения и не более 75 градусов С для любых систем теплоснабжения. В соответствии с подп.1 п.3 приложения № 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле 9 за горячее водоснабжение исходя из объема (количества) коммунального ресурса горячей воды, фактически потребленного за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном жилом доме (куб.м); суммарного объема (количество) коммунального ресурса горячей воды, потребленного за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета; суммарного объема (количество) коммунального ресурса горячей воды, потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5; объема (количество) коммунального ресурса горячей воды, потребленный за расчетный период в жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета или в жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5; тарифа на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации для горячего водоснабжения – руб./куб.м.

        В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором теплоснабжения ответчик ОАО «ВОТЭК» подает, а потребитель приобретает и оплачивает тепловую энергию для нужд отопления и/или горячего водоснабжения в соответствии с ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 и ЖК РФ. Определение объема (количества), качества поставленной тепловой энергии и ответственности сторон осуществляется на границе балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности тепловых сетей ресурсоснабжающей организации и внутридомовых тепловых сетей. Границей раздела балансовой принадлежности и эксплутационной ответственности сторон является наружный срез стены дома. В соответствии с п.4.1 публичного договора теплоснабжения фактический объем потребленной на границе раздела эксплутационной ответственности тепловой энергии и горячей воды в домах оборудованных и принятых к коммерческому учету ОУУТЭ определяется на основании показаний данных приборов учета. Согласно п.1.6 приложения № 1 к договору теплоснабжения определен расчет количества тепловой энергии на горячее водоснабжение в домах при наличии ОДПУ и расчет ежемесячного размера платы за горячее водоснабжение.

         Согласно протокола совещания по вопросу начислений за ГВС от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривалась повестка дня по расчету начислений и корректировки размера платы за горячее водоснабжение жителям, проживающим в домах оборудованных общедомовыми приборами учета. Было принято решение, что ежемесячные начисления за горячее водоснабжение жителям, проживающим в домах оборудованных общедомовыми приборами приборами учета должны производиться для граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета согласно формулы № 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (исходя из количества зарегистрированных (проживающих) граждан в данных помещениях, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячую воду (за 1 куб.м), установленного в соответствии с законодательством РФ; для граждан, проживающих в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами согласно формулы № 9 Приложения № 2 к Правилам (исходя из показаний индивидуальных приборов учета с учетом показаний ОДПУ и тарифа на горячую воду (за 1 куб.м), установленного в соответствии с законодательством РФ; в соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги.

          В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, стороны договорились внести изменения в п.1.6 Приложения к договору теплоснабжения, определили расчет ежемесячного размера платы за горячее водоснабжение в домах при наличии ОДПУ и предусмотрели, что ежеквартально в соответствии с подп.4 п.1 Приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, размер платы за горячее водоснабжение подлежит корректировке, исходя из количества тепловой энергии на горячее водоснабжение по ОДПУ (Гкал); установленного тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал); размера платы за потребленный в многоквартирном доме коммунальный ресурс горячую воду (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией по показаниям ОДПУ на горячее водоснабжение и установленному тарифу на тепловую энергию; общего размера платы за горячее водоснабжение, во всех жилых помещениях и нежилых помещениях дома за прошедший квартал (руб.); общей площади отдельно взятого помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв.м); общей площади всех помещений в многоквартирном доме. Данное дополнительное соглашение и его условия с разъяснениями были опубликованы в средствах массовой информации (газета «<данные изъяты>», официальном сайте <данные изъяты>, сайте ОАО «ВОТЭК», прошел сюжет по новым квитанциям за коммунальные услуги на телевидении <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ), о чем ответчиком ОАО «ВОТЭК» представлены доказательства в виде газетных заметок, выписки с сайта ОАО «ВОТЭК»; письмом руководителя городского Интернет-портала «<данные изъяты>», из которого видно, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <адрес> размещено объявление по дополнительному соглашению к договору теплоснабжения, где сообщается, что от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВОТЭК» внес изменения в договор теплоснабжения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, договор теплоснабжения и дополнительное соглашение размещены на главной странице сайта «<данные изъяты>»; письмом <данные изъяты>», из которого видно что ДД.ММ.ГГГГ прошел сюжет для МБУ по обеспечению хозяйственного обслуживания <данные изъяты>, размещенный в программах телевидения <данные изъяты>

        Публичный договор теплоснабжения с приложением, являющимся неотъемлемой частью договора, не признавался не заключенным; дополнительное соглашение сторонами не оспаривалось.

        Между ответчиками ОАО «ВОТЭК» (принципал) и ОАО «ВКС» (агент) заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за тепловую энергию – отопление и горячее водоснабжение с населения, проживающего в жилом фонде принципала; агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным уполномоченным органом, в соответствии с ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, а также действующим законодательством <адрес>: за горячее водоснабжение – в соответствии с приборами учета энергии, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления; выполнять печать счет-квитанций, осуществлять их доставку населению, осуществлять сбор платежей населения за услуги.

        В соответствии с условиями данного агентского договора, письмом за от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ВОТЭК», было поручено ОП ОАО «ВКС» выполнить корректировку по начислениям ГВС за 2 квартал 2011 года.

        ОАО «ВКС» была проведена корректировка в соответствии с представленным расчетом корректировки платы за горячее водоснабжение по итогам 2 квартала 2011 года населению <адрес>, который суд признает достоверным. В результате проведенной корректировки оплаты услуг по горячему водоснабжению по итогам 2 квартала 2011 года по 124 домам были предъявлены квитанции жителям по добору денежных средств, а по 35 домам предъявлены квитанции на возврат денежных средств.

        Корректировка платы за горячее водоснабжение по итогам 2 квартала 2011 года, была проведена ответчиками правомерно, поскольку потребители коммунальных услуг обязаны оплачивать фактически потребленный коммунальный ресурс в полном объеме. Корректировка платы за горячее водоснабжение произведена исходя из показаний ОДПУ, в соответствии с которым определено количество затраченной теплоэнергии на подогрев воды. В этой связи суд не может согласиться с доводами прокурора в той части, что по представленным квитанциям, жителями домов, в которых проведена корректировка, был полностью оплачен коммунальный ресурс на горячее водоснабжение лишь исходя из объемов горячей воды (куб.м) и установленного тарифа на горячее водоснабжение. Во 2 квартале 2011 года жителями были оплачены услуги ГВС исходя из потребленного объема (куб.м) и тарифа на горячее водоснабжение (руб.). Между тем, коммунальная услуга по горячему водоснабжению включает в себя и подогрев воды, что и усматривается из установленного тарифа на ГВС, который складывается, в том числе и из подогрева воды, на который затрачивается тепловая энергия. Из показаний ОДПУ было установлено, сколько теплоэнергии (в Гкал) было затрачено на подогрев воды жителям вышеуказанных домов. Услуга теплоснабжения в виде подогрева воды потребителям была оказана. В связи с чем они обязаны оплатить фактически потребленную теплоэнергию, затраченную на подогрев воды. Показания ОДПУ передаются ОАО «ВКС» ответственными лицами ТСЖ, управляющих компаний, что подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5 Ссылка прокурора на неисправность ОДПУ либо неверное списание представителями ОАО «ВОТЭК» показаний с ОДПУ, в этой связи, представляется несостоятельной, так как прокурором не представлено никаких доказательств данным обстоятельствам.

        Кроме того, следует отметить, что корректировка платы за горячее водоснабжение была произведена, как уже было указано выше, в соответствии с условиями договора теплоснабжения между ОАО «ВОТЭК» и собственниками жилых помещений и дополнительного соглашения к нему, которое определило условия и порядок проведения данной корректировки. Требование о корректировке размера платы направлено на оплату фактически потребленной услуги, поскольку ОАО «ВОТЭК» отпускало коммунальный ресурс – тепловую энергию для подогрева воды, а население жилых домов, потребляло горячую воду. Дома, жителям которых произведена корректировка оплаты услуг ГВС, оборудованы общедомовыми приборами учета, которые учитывают объем потребленной тепловой энергии (без разделения данных об объемах тепловой энергии расходуемой на отопление и ГВС) и объем потребленной воды. Несмотря на наличие общедомовых приборов учета, плата за потребленную тепловую энергию, в том числе за горячее водоснабжение в спорный период, взималась без учета фактического потребления тепловой энергии (Гкал), затраченной на подогрев воды исходя из данных общедомовых приборов учета, а по вышеуказанной формуле 9 Правил, которая предусматривает расчет платы за услуги ГВС исходя из объема горячей воды (в куб.м) и утвержденного тарифа (в руб.), который рассчитан из объема теплоэнергии, необходимого для нагрева 1 куб.м холодной воды до температуры 55 градусов С умноженного на стоимость 1 Гкал теплоэнергии, тогда как ОДПУ отражает фактическое потребление тепловой энергии (в Гкал), в том числе на подогрев воды.

         В своих доводах прокурор говорит о сверхнормативном потреблении теплоэнергии, который включен в тариф, обосновывая это, в том числе и тем, что ОАО «ВОТЭК» осуществило подогрев воды до температуры свыше 55 градусов С. Между тем, вышеуказанные Правила, не ограничивают подогрев воды лишь указанной температурой. В Правилах определено, что обеспечение температуры горячей воды в точке разбора должно быть не менее 50 градусов С для закрытых систем централизованного теплоснабжения и не более 75 градусов С для любых систем теплоснабжения. Каких-либо доказательств об отклонениях данных параметров прокурором не представлено. Напротив, ОАО «ВОТЭК» представлены архивные данные УУТЭ по ГВС, свидетельствующие о том, что температура теплоносителя на прямом трубопроводе была от 49 до 58 градусов, и не превышала 75 градусов.

        Очевидно, несостоятельным является довод прокурора по сверхнормативным потерям теплоэнергии на внутридомовых сетях из-за ненадлежащего содержания управляющими компаниями, поскольку ОАО «ВОТЭК» не отвечает по своим обязательствам за содержание внутридомовых сетей, являющихся общедомовым имуществом собственников жилых помещений, которые в соответствии со ст.210 ГК РФ несут бремя содержания имущества либо соответствующими организациями. Как было правомерно указано представителями ответчика ОАО «ВОТЭК» обязанность по уведомлению ОАО «ВОТЭК» об авариях и неисправностях внутридомовых сетей возложена на потребителя коммунальной услуги. Прокурором также не представлено доказательств ненадлежащего содержания внутридомовых сетей и их неисправностей.

        Обращает на себя внимание и тот факт, что корректировка платы за горячее водоснабжение по итогам 2 квартала 2011 года, была произведена как видно из письма ОАО «ВКС» за от ДД.ММ.ГГГГ как в сторону добора денежных средств с населения, так и по возврату излишне оплаченных сумм, что также свидетельствует о том, что ответчик корректировал плату за ГВС исходя из фактических потребленных объемов тепловой энергии. Свидетели ФИО5 и ФИО4, которые являются председателями ТСЖ в судебном заседании пояснили, что собственникам квартир домов, относящихся к ТСЖ, где они являются председателями, квитанции по корректировке платы ГВС направлены с указанием излишне оплаченных денежных средств по ГВС, что является правильным, поскольку они ведут строгий учет показаний ОДПУ по тепловой энергии, сами передают ответчикам данные по показаниям ОДПУ, права жителей не могут быть нарушены иском прокурора, так как фактически тепловая энергия была потреблена, учет количества теплоэнергии и оплата услуг по теплоэнергии, произведены правильно.

        Ссылка прокурора на многочисленные жалобы жителей домов, по которым была произведена корректировка оплаты услуг ГВС за 2 квартал 2011 года, не может быть принята во внимание, поскольку как видно из представленных документов количество жалоб было незначительным, данные жалобы являются необоснованными и не могут затрагивать права других граждан, которым была произведена корректировка платы за ГВС по фактическому потреблению теплоэнергии, затраченной в том числе на подогрев воды и подтверждением количества потребленной тепловой энергии показаниями прибора учета. Более того, как следует из письма Гусь-Хрустального межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ за в адрес Главы МО <данные изъяты>, предлагаемые порядки корректировки платы за второй квартал 2011 года и начислении платы за горячее водоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ не противоречат закону и могут быть применены при регулировании отношений по оплате коммунальных услуг.

        Прокурором не представлены доказательства, подтверждающие, что в результате произведенного ответчиками перерасчета платы за горячее водоснабжение, нарушены права жителей многоквартирных домов. Не представлены и доказательства, которые бы подтверждали, что после доначисления платы за горячее водоснабжение собственники и наниматели жилых помещений внесли плату в большем размере, чем по данным общедомовых приборов учета по тепловой энергии. А в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики правомерно произвели доначисление платы за горячее водоснабжение потребителям, которые оплатили не весь коммунальный ресурс исходя из полученных показаний ОДПУ по тепловой энергии и возврат денежных средств потребителям, которые потребили тепловой энергии по ОДПУ меньше, чем им было рассчитано из нормативов потребления.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии и являющихся потребителями услуг горячего водоснабжения к Открытому акционерному обществу «Владимирские коммунальные системы» и Открытому акционерному обществу «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» о признании незаконными действий по корректировке платы за горячее водоснабжение и перерасчету платы за горячее водоснабжение, отказать.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.

                Судья                                                                                          А.П.Андреева