решение № 2-1883/11 от 25.11.2011



Дело № 2-1883/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года                                                                                                  г. Гусь-Хрустальный

    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи      Виноградовой Л.Н.

при секретаре                                   Девяткиной О.В.

с участием прокурора                      Устюковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора в защиту интересов Поповой ФИО9 к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Поповой Т.А. обратился в суд с иском к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

    В ходе судебного рассмотрения судом приняты уточнения к исковому заявлению. В уточненных требованиях прокурор просит суд обязать администрацию МО <адрес> предоставить Поповой Т.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в силу ст.ст.49, 50, 57 ЖК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса РФ, Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Прокурор указал, что решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был лишен родительских прав в отношении своей несовершеннолетней <данные изъяты> Поповой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. <данные изъяты> девочки - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Поповой Т.А. установлена опека. Попова Т.А. является гражданкой РФ согласно паспорту гражданина РФ, выданного отделом УФМС России по Владимирской области в Гусь-Хрустальном районе ДД.ММ.ГГГГ серия 17 09 .

    Попова ФИО9 зарегистрирована в <адрес>, проживает с <данные изъяты> ФИО5 по адресу д. <адрес>

    Согласно заключению межведомственной комиссии администрации МО Гусь-Хрустального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу д. <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

     ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. обратилась в администрацию МО Гусь-Хрустальный район по вопросу предоставления ей жилого помещения. Распоряжением главы <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.     Несмотря на возникновение у Поповой Т.А. права на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения, она такового до настоящего времени не имеет.    Самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в суд Попова Т.А. не имеет возможности, поскольку не обладает юридическими познаниями, находится в тяжелом материальном положении, лишающем ее возможности воспользоваться квалифицированной юридической помощью, в связи с чем обратилась за защитой нарушенных прав в прокуратуру.

    В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Устюкова О.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Полагает, что Попова Т.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, на праве собственности жилья не имеет. Полагает, что нельзя считать закрепленным за ней по договору социального найма жилое помещение по адресу <адрес>, так как на момент установления над ней опеки многоквартирный дом был признан аварийным. В связи с этим полагает, что жилое помещение Поповой Т.А. должно быть предоставлено в рамках обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, за счет средств областного бюджета, предназначенных для этих целей.

    Истец Попова Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что она приехала с <данные изъяты> на территорию <адрес> и с 1998 года стала обучаться в <данные изъяты>. <данные изъяты> не помнит, <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ году. На момент смерти <данные изъяты> она училась в 9 классе <адрес>. После окончания школы она стала обучаться в <адрес>, где и обучается до настоящего времени в <данные изъяты>. Ее опекуном назначена была <данные изъяты>ФИО5, у которой она с <данные изъяты> стали проживать после смерти <данные изъяты>.

     Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район по доверенности Симонова Т.А. не признала исковые требования. Суду пояснила, что Попова Т.А. проживает <данные изъяты> муниципального образования <адрес>. Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Распоряжением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р Попова Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Затем включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>. Жилое помещение будет приобретено после получения субвенции из областного бюджета и предоставлено Поповой Т.А. согласно очередности в списках детей-сирот. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент образования администрации Владимирской области, т.к. он обязан выделить деньги на предоставление квартиры истцу.

    Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район по доверенности Гинина Н.С. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что Попова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом <данные изъяты>. Её <данные изъяты>ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На дату установления опеки её <данные изъяты>ФИО3 дал согласие на установление опеки. Впоследствии он был лишен <данные изъяты>. <данные изъяты> Поповой Т.А. была предоставлена совхозом квартира в многоквартирном доме. Еще до установления опеки весь дом признан непригодным для проживания и аварийным. В данном доме в настоящее время никто из жильцов не проживает. В соответствии с существующим законодательством Попова Т.А. имеет право быть поставленной на очередь как <данные изъяты>, нуждающаяся в жилом помещении, не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, потому что жилого помещения она не имеет. На учет была поставлена в 2010 году, до исполнения ей 23 лет. В настоящее время Попова Т.А. проживает самостоятельно, опека прекратилась с достижением 18 лет. Считает, что Попова Т.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения как <данные изъяты> в соответствии с установленными нормами.

    Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента. В своих возражениях на иск Департамент указывает, что за Поповой Т.А было закреплено жилое помещение, которое межведомственной комиссией признано непригодным для проживания. При таких обстоятельствах обеспечение жилым помещением обеспечение вне очереди жилой площадью указанных лиц производится по правилам ст.86-87 ЖК РФ органом местного самоуправления без привлечения средств областного бюджета.

    Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая, что Попова Т.А. за защитой своих прав обратилась в прокуратуру, прокурор правомерно обратился в суд в ее интересах.

В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Статьей 20 Конвенции предусмотрено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены, наряду с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ.

В соответствии со ст. 15 ч. 1 Закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, в силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей указанной категории на жилое помещение.

Статьей 8 Закона определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджетный кодекс РФ в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных правовых норм следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в ред. Закона Владимирской области от 11.11.2009).

Частями 1, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета Народных депутатов Гусь-Хрустального района Владимирской области от 08.09.2005 года №356 установлены учетные нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма Частью 1 данного решения установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В судебном заседании установлено, что решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был <данные изъяты> в отношении своей несовершеннолетней <данные изъяты> Поповой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.88-89). <данные изъяты> девочки ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д.16).

Постановлением Главы МО Гусь-Хрустальный район от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Поповой Т.А. была назначена ФИО5

    Согласно паспорту гражданина РФ, выданного отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ серия Попова Т.А. является гражданином РФ (л.д.34).

Из справки директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Попова Т.А. обучается в <данные изъяты>.

    Из справки администрации МО <адрес> (сельское поселение) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Попова Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. обратилась в администрацию МО Гусь-Хрустальный район по вопросу предоставления ей жилого помещения. Распоряжением Главы МО <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии, согласно которому Попова Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе на льготную очередь как <данные изъяты>.

    Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Гусь-Хрустального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28 мая 2009 года №590-0-0, положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй), направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

    Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).

    Суд полагает установленным, что у Поповой Т.А. как у ребенка, <данные изъяты>, на момент установления над ней опеки отсутствовало закрепленное в силу закона жилое помещение, на момент постановки на очередь в 2010 году и в настоящее время Попова Т.А. не имеет жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение, в котором она зарегистрирована, до установления над ней опеки признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом.

Все это в совокупности в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания полагать, что Попова Т.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок, <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета, а администрация муниципального образования <адрес> обязана жилое помещение ФИО9 предоставить вне очереди, исходя из установленных социальных норм, санитарных и технических требований, уровня благоустроенности.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулирован нормативными актами Владимирской области, в том числе Постановлением Губернатора от 13 июля 2005 г. N 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 21.03.2006 N 209, от 26.04.2010 N 497) вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения")).

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

    При этом Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент образования определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.

    Приказом Департамента образования администрации Владимирской области от 02.06.2009 года №389 «Об исполнении законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рекомендовано обеспечивать приобретение жилых помещений в населенных пунктах, имеющих возможность трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию МО Гусь-Хрустальный район предоставить Поповой ФИО9 за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Владимирской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.

Судья                    Л.Н.Виноградова