решение № 2-2222/11 от 30.11.2011



Дело № 2-2222/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года г.Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.

при секретаре Девяткиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой ФИО16, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фролова ФИО17 о признании решения администрации МО г. Гусь-Хрустальный незаконным в части и возложении обязанности восстановить в очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Фролова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании постановления Главы администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный № 530 от 23 августа 2011 года незаконным в части исключения ее семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении ее в очереди.

В обоснование Фролова Н.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города с заявлением о признании ее семьи, состоящей из двух человек: из нее и ее несовершеннолетнего <данные изъяты> - Фролова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В квартире <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,5 кв. м., на момент подачи заявления, кроме них были зарегистрированы: ФИО2 - <данные изъяты>; ФИО3 - <данные изъяты>; ФИО4 - <данные изъяты>; ФИО5 - <данные изъяты>.

Собственником жилого помещения является ФИО2 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ № 136 ее семью включили в список молодых семей - участников подпрограммы, нуждающихся в жилом помещении.

При проведении перерегистрации в 2011 году их исключили из данного списка, так как учетная норма площади жилого помещения превышает 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи.

Считает данное решение незаконным, нарушающим ее права и права ее несовершеннолетнего сына.

ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО6, <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ они стали проживать на съемной квартире <адрес> Ею был заключен договор коммерческого найма на данное жилое помещение сроком на 3 года с <данные изъяты>, действующей в интересах ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С этого времени она перестала быть членом семьи своих родителей, так как у нее образовалась своя семья, и она стала проживать отдельно.

ДД.ММ.ГГГГ у них родился <данные изъяты>, Фролов Максим ФИО6. ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО6 был расторгнут, но проживать они с <данные изъяты> остались на съемной квартире.

Ее <данные изъяты>, как собственник жилого помещения, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащей ей квартирой <адрес> <адрес>. Ни она, ни ее <данные изъяты> никаких прав на данное жилое помещение не имеют.

После замужества она с <данные изъяты> не имеет: ни общего хозяйства, ни общего бюджета, тем более она выехала на другое место жительства.

В настоящее время они с сыном живут на другой съемной квартире по адресу: <адрес>. При данных обстоятельствах она является бывшим членом семьи собственника, а ее <данные изъяты> никогда членом семьи собственника квартиры по адресу <адрес> не был.

На момент принятия решения о снятии с очереди на 1 человека в квартире, в которой они зарегистрированы, приходилось по 9,3 кв. м. В квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы 7 человек.

ДД.ММ.ГГГГ она получила постановление о снятии ее семьи с очереди. Полагает, что ее права при принятии данного решения были нарушены. Она не вызывалась на жилищную комиссию, не имела возможности предоставить документы, подтверждающие право на улучшение жилищных условий. Администрация города такие документы с нее не запрашивала.

Она снята с учета на основании ст. 57 ЖК РФ, в то время, как порядок снятия с учета урегулирован ст. 56 ЖК РФ. Оснований для снятия с учета, согласно ст. 56 ЖК РФ, не было.

В судебном заседании Фролова Н.В. поддержала свои требования по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ни у нее, ни у ее ребенка в собственности нет жилого помещения. <данные изъяты>. В квартире <данные изъяты>, состоящей из трех комнат, площадью 65,5 кв.м. по техническому паспорту, в настоящее время зарегистрированы 7 человек, на каждого приходится по 9 кв.м. В квартире без нее и ее <данные изъяты> фактически проживают 7 человек: семья ее <данные изъяты> 3 человек, <данные изъяты>. Ей с <данные изъяты> в квартире проживать негде, так как в ней только 3 комнаты, жилая площадь небольшая. <данные изъяты> отказала во вселении ее <данные изъяты> в квартиру, в связи с чем с 2005 года и по настоящее время она с <данные изъяты> живет на съемной квартире, членом семьи <данные изъяты> не является. При обращении в администрацию в 2008 году с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении она предоставляла необходимый пакет документов, в том числе технический паспорт на квартиру и свидетельство о регистрации права собственности на квартиру на ФИО2 Данная квартира была предоставлена в собственность только <данные изъяты> решением суда. Все документы были в подлинниках с копиями, которые заверили в администрации. На жилищно-бытовую комиссию ее не приглашали, но позвонили из администрации и сказали, что ее поставили в очередь. ДД.ММ.ГГГГ ей пришло письмо, что она снята с учета. До этого письма она подходила в жилищный отдел администрации в 2010 году, в связи с тем, что изменилось число лиц, зарегистрированных в квартире по <адрес>, т.к. <данные изъяты>. Спрашивала, необходимо ли сейчас предоставлять об этом документы, пояснили, что когда очередь подойдет, тогда и предоставит. Подходила и в 2011 году, ей сказали, что она 9 в очереди. На комиссию ее не приглашали.

Представитель администрации МО г. Гусь-Хрустальный по доверенности Егорова Т.Н. в судебном заседании с заявлением Фроловой Н.В. не согласилась. Суду пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года Фролова Н.В. была признана участницей указанной программы. Сама она работает в администрации с лета 2011 года. После ее поступления на работу в жилищный отдел стала производиться перерегистрация участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». При изучении документов Фроловой Н.В. было установлено, что предоставленная ею копия технического паспорта на квартиру, в которой она зарегистрирована, не соответствует действительности. В то же время в документах имелось свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, в котором указан иной метраж квартиры. Направили письмо Фроловой Н.В. о предоставлении документов на перерегистрацию, от нее ничего не поступило, после чего решением жилищно-бытовой комиссии она была снята с очереди. Если бы Фролова Н.В. предоставила справку с места регистрации, подтверждающую изменение состава проживающих в квартире и что на каждого приходится меньше 10 кв.м. общей площади, она была бы оставлена в очереди.

    Суд, выслушав объяснения заявителя Фроловой Н.В., представителя администрации МО г. Гусь-Хрустальный по доверенности Егоровой Т.Н., пояснения свидетелей ФИО19 ФИО2, ФИО13, ФИО14, исследовав материалы дела, находит заявление Фроловой Н.В.обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    Согласно статьи 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем:1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ (ред. от 06.10.2010) утвержден «Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"). Ст. 7 данного Порядка установлено, что на заседаниях жилищной комиссии при принятии решений о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в постановке на учет и о предоставлении жилых помещений вправе присутствовать граждане, жилищный вопрос которых решается на данном заседании.

П.п.8,9 данного Порядка установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

К заявлению граждан (далее - заявители) о принятии на учет прилагаются:

- документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

- решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;

- документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

- выписка из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);

- выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

- справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

- документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Все документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригинала. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы. Оригиналы документов возвращаются гражданину.

В соответствии с п.18,19 данного Порядка на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

Органы, осуществляющие принятие на учет, обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.21 Порядка, органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений ранее представленных сведений, перерегистрация оформляется в соответствии с распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.

В случае, если в составе сведений, влияющих на право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, должен осуществить проверку обоснованности нахождения гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В силу п.п. 24, 25 Порядка, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления оснований, предусмотренных пунктом 25 настоящего Порядка.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании решения комиссии после его утверждения главой (главой администрации) муниципального образования в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Моментом приобретения жилого помещения считается дата государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6).

Согласно пункту 8 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

    Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 19.04.2011 N 330 "О мерах по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утвержден "Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году".

Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - подпрограмма), и определяет порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

На основании данного Порядка органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению к настоящему порядку и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из местного бюджета на соответствующий год.

В указанные списки включаются молодые семьи, соответствующие на дату предоставления списков требованиям, установленным пунктом 6 приложения N 3 к подпрограмме. Списки формируются в хронологической последовательности в соответствии со временем признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов) формируется на основании сводного списка с учетом размера предоставляемой из федерального бюджета субсидии, размера бюджетных ассигнований областного и местных бюджетов на софинансирование мероприятий подпрограммы.

Список молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - резервный список), формируется из молодых семей, включенных в сводный список, но не вошедших в список претендентов, в очередности, установленной сводным списком.

При формировании сводного списка, списка претендентов, резервного списка в них включаются молодые семьи, соответствующие на дату утверждения данных списков требованию к возрасту супругов или родителя в неполной семье, установленному подпунктом "а" пункта 6 приложения N 3 к подпрограмме.

В случае если молодые семьи, включенные в списки претендентов, не смогли воспользоваться социальной выплатой, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче в порядке очередности включенным в резервный список молодым семьям, у которых размер социальной выплаты не превышает размера высвободившихся средств.К обстоятельствам, по которым молодым семьям, включенным в списки претендентов, социальная выплата не предоставляется, относятся:

а) отказ молодой семьи от получения социальной выплаты;

б) утрата молодой семьей на дату выдачи свидетельства соответствия требованию к возрасту супругов или родителя в неполной семье, установленному подпунктом "а" пункта 6 приложения N 3 к подпрограмме;

в) отказ органом местного самоуправления молодой семье в выдаче свидетельства по основаниям, установленным пунктом 27 приложения N 3 к подпрограмме;

г) отказ банком молодой семье в заключении договора банковского счета по основаниям, установленным пунктом 29 приложения N 3 к подпрограмме;

д) досрочное расторжение или закрытие по истечении срока действия договора банковского счета без зачисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты.

В судебном заседании установлено, что Фролова Н.В. зарегистрирована с ФИО17 Фроловым М.И., <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей <данные изъяты> ФИО2 на праве собственности ( свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.8). Право собственности ФИО2 установлено решением Гусь-Хрустального городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, общая площадь квартиры составляет 65,5 кв.м. Согласно техническому паспорту, изготовленному Гусь-Хрустальным отделением №4 ГУ ВО БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры 65,5 кв.м, квартира трехкомнатная, жилая площадь 41,6 кв.м.

Согласно справке на момент постановки на учет ТСЖ «Стрела» (без даты) в квартире зарегистрировано 6 человек, т.е. обеспеченность на каждого зарегистрированного в квартире составляет 10,9 кв.м.

    Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Стрела», в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 7 человек, приходящаяся на каждого зарегистрированного площадь квартиры составляет 9, 3 кв.м., что составляет учетную норму.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации), (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").

    Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.

Устанавливая общие правила регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения и членами семьи прежнего собственника, а также между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи, соответствующие положения части 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации не исключают учет судами и иными правоприменительными органами при разрешении соответствующих гражданских дел места этих положений в системе действующего законодательства, включая жилищное и гражданское законодательство, а также учет особенностей конкретных жизненных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).

Понятие регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ввел институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, и от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности ряда положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713м(Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.1999 N 121-О).

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из данного положения Закона со всей определенностью вытекает, что отсутствие регистрации гражданина по месту пребывания или жительства не должно приводить к ограничению или лишению его избирательных прав, как и иных прав и свобод, и, следовательно, неопределенность в вопросе о его соответствии Конституции Российской Федерации отсутствует (Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.1999 N 121-О).

    Как следует из п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"), вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.

Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).

Не оспаривается представителем органа местного самоуправления, подтверждено справкой начальника Управления образования администрации МО <адрес>, показаниями свидетелей ФИО19 ФИО2, ФИО13, ФИО14, что Фролова Н.В. с семьей с июня 2005 года с момента <данные изъяты> проживала на условиях поднайма по адресу: <адрес> по договору, заключенному с ГООУ <данные изъяты> сроком на 3 года. Переезд был осуществлен в связи с желанием проживать отдельно своей семьей, невозможностью проживания отдельно в квартире по <адрес>, так как в ней проживали <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у Фроловой Н.В. родился <данные изъяты>, который с момента рождения стал проживать по указанному адресу, но был зарегистрирован по адресу: <адрес>

Суд полагает установленным, что членом семьи собственника квартиры по <адрес> Фролова Н.В. перестала быть с июня 2005 года, а ее муж ФИО6 и сын Фролов М.И. членами семьи ФИО2 не являлись и не являются до настоящего времени, в принадлежащую ей квартиру никогда не вселялись и в ней не проживали.

ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО6 был расторгнут, но неполная семья Фроловой Н.В. осталась проживать на съемной квартире.

С января 2008 года Фролова Н.В. по согласованию с собственником проживает с <данные изъяты> на условиях оплаты коммунальных услуг в квартире <адрес> <адрес>.

В январе 2008 года Фролова Н.В. обратилась с заявлением в администрацию г.Гусь-Хрустальный с заявлением о постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении и как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с предоставлением всех необходимых документов. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации г.Гусь-Хрустальный от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Главы администрации г.Гусь-Хрустальный от ДД.ММ.ГГГГ. Фролова Н.В. составом семьи 2 человека принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в том числе как участница подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей».

Как следует из пояснений Фроловой Н.В., свидетеля Новской О.Б., гл. специалиста жилищного отдела администрации МО г.Гусь-Хрустальный, секретаря жилищно-бытовой комиссии администрации, при обсуждении вопроса о постановке Фроловой Н.В. на учет комиссией были изучены все предоставленные документы, договор поднайма квартиры, и было признано, что с 2005 года Фролова Н.В. не является членом семьи собственника квартиры, в которой зарегистрирована с <данные изъяты>, в ней без ее семьи проживает фактически 3 семьи - <данные изъяты>. Сама Фролова Н.В.проживает в течение 3 лет на съемной квартире, своего жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеет. Полагали, что один факт регистрации в квартире по <адрес>, не влечет лишение Фроловой Н.В. и ее <адрес> права на получение жилья по договору социального найма. В связи с этим не учитывали, что размер общей площади квартиры по <адрес>, приходящейся на каждого зарегистрированного в квартире, незначительно превышает учетную норму постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Глава города с решением ЖБК согласился.

    В 2010 году и начале 2011 года Фролова Н.В. обращалась в жилищный отдел по вопросу необходимости предоставления документов, так как увеличилось число зарегистрированных в квартире по <адрес>, у <данные изъяты>. Так как очередь у Фроловой Н.В. в 2011 году должна была подойти, и при решении вопроса о предоставлении жилья все документы должны были предоставляться вновь, ей сказали, чтобы она их предоставила при подходе ее очереди. Несмотря на то, что является членом ЖБК и ее секретарем, о снятии с учета Фроловой Н.В. узнала только в сентябре 2011 года.

Оценивая в совокупности показания представителя администрации МО города Гусь-Хрустальный по доверенности Егоровой Т.Н., показания заявителя Фроловой Н.В., свидетеля ФИО19 и предоставленные документы учетного дела Фроловой Н.В., суд полагает необоснованным и неподтвержденным довод Егоровой Т.Н.о незаконности постановки на учет Фроловой Н.В. в 2008 году в связи с превышением учетной нормы. Данное обстоятельство учитывалось при постановке на учет как ЖБК города, так и Главой города. В документах учетного дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес> с указанием ее общей площади. С учетом состояния документов учетного дела Фроловой Н.В., предоставленного представителем администрации, суд не может согласиться с ее доводом, что Фроловой Н.В. был предоставлен недостоверный технический паспорт, в котором указана другая площадь. Предоставленная суду ксерокопия не заверена должностным лицом, в то время как на ряд других документов имеются и подлинники, и ксерокопии. Заявление о постановке на учет Фроловой Н.В. не подписано лицом, принявшим его, указание в перечне на предоставленные вместе с ним документы носит неконкретный характер и документы указаны не в полном объеме. Учетное дело не подшито, не содержит описи документов, имеющихся в нем, копии документов не заверены должностным лицом, принявшим их. В связи с чем суд не может сделать вывод о достоверности и полноте предоставленных суду документов учетного дела тем, которые реально предоставлялись.

При оценке доводов представителя администрации Егоровой Т.Н. суд учитывает, что администрацией города ежегодная перерегистрация лиц, состоящих на учете как нуждающихся в жилых помещениях, не проводилась должным образом. Данное обстоятельство не оспаривается представителем органа местного самоуправления.

Как следует из предоставленных заявителем документов, с февраля 2010 года в квартире по <адрес> на одного зарегистрированного в ней гражданина приходится площадь 9 кв. м, что менее учетной нормы на одного человека, а до этого момента незначительно превышала учетную норму - на 90 см. Данное обстоятельство не оспаривается представителем администрации города, также как и тот факт, что у администрации города имелись сведения о том, что Фролова Н.В. проживает не по тому адресу, где зарегистрирована, работает в Управлении образования администрации города, в связи с чем могла быть надлежащим образом поставлена в известность о необходимости предоставления документов для перерегистрации и для участия в заседании ЖБК города. Егорова Т.Н. настаивает на том, что если бы новая справка по <адрес>, была предоставлена, Фролова Н.В. не была бы снята с учета.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что Фролова Н.В. была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении в нарушение норм жилищного законодательства, Постановление Главы города Гусь-Хрустальный №530 от ДД.ММ.ГГГГ в этой части является незаконным, подлежит отмене, а Фролова Н.В. с семьей должна быть восстановлена в очереди по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Фроловой ФИО16 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Главы администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный № 530 от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка граждан, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи Фроловой ФИО16.

Обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный восстановить семью Фроловой ФИО16 в списке граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.

Судья Л.Н. Виноградова