решение № 2-1910/11 от 20.12.11



Дело № 2-1910/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года г. Гусь-Хрустальный

    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.

при секретаре Девяткиной О.В.

с участием прокурора Устюковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора в защиту интересов Кощенковой ФИО9 к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Кощенковой А.В. обратился в суд с иском к администрации МО г. Гусь-Хрустальный о предоставлении благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

    В ходе судебного рассмотрения судом приняты уточнения к исковому заявлению. В уточненных требованиях прокурор просит суд обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный предоставить Кощенковой А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в силу ст.ст.49, 50, 57 ЖК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса РФ, Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Прокурор указал, что Кощенкова А.В., зарегистрированная по адресу: <адрес> является <данные изъяты> Кощенковой А.В. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

     Кощенкова А.В. в настоящее время временно снимает квартиру по адресу: <адрес>. Жилой дом, в котором зарегистрирована Кощенкова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, имеет частичные удобства, состоит из жилой комнаты и кухни, общей площадью 27,7 кв.м. Согласно выписке из домовой книги дома № 33 по <адрес>, помимо Кощенковой А.В. в доме также зарегистрированы ФИО5, ФИО5, ФИО13

    ДД.ММ.ГГГГ Кощенкова А.В. обратилась в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный район по вопросу предоставления ей жилого помещения.

    Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный № ДД.ММ.ГГГГ Кощенкова А.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

    Предоставление Кощенковой А.В.. жилого помещения является обязанностью муниципального образования, в силу положений ст.ст.5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

    Несмотря на возникновение у Кощенковой А.В. права на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем она вынуждена снимать квартиру по адресу: <адрес>.

    Самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в суд Кощенкова А.В. не имеет возможности, поскольку не обладает юридическими познаниями, находится в тяжелом материальном положении, лишающем ее возможности воспользоваться квалифицированной юридической помощью, в связи с чем обратилась за защитой нарушенных прав в прокуратуру.

    В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Устюкова О.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме. Пояснила суду, что Кощенкова А.В. осталась без попечения родителей, т.к. они умерли. Жилой дом, в котором зарегистрирована Кощенкова А.В., принадлежит <данные изъяты>, членом семьи которого она не является. В настоящее время проживает на съемной квартире. Она в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, на праве собственности либо по договору социального найма жилья не имеет. В связи с этим полагает, что Кощенковой А.В. должно быть предоставлено жилое помещения в рамках обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма, за счет средств областного бюджета, предназначенных для этих целей, в пределах муниципального образования г.Гусь-Хрустальный.

    Истец Кощенкова А.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что когда ей исполнился <данные изъяты>ФИО5. Проживали сначала все на квартире у <данные изъяты> Потом <данные изъяты> продала двухкомнатную квартиру, часть денежных средств от продажи квартиры отдала <данные изъяты> на которые он приобрел жилой дом по <адрес>. Своего жилого помещения у ее <данные изъяты> не было. Ее <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в связи с тем, что <данные изъяты>, она с <данные изъяты> проживает на съемной квартире<данные изъяты> нет. В доме, в котором она зарегистрирована и который принадлежит на праве собственности <данные изъяты> одна комната и кухня, удобств нет, только печное отопление, площадь 27, 7 кв.м. Проживает в доме только <данные изъяты>. Жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма ни у нее, <данные изъяты> нет.

     Представитель ответчика администрации МО г. Гусь-Хрустальный в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика по доверенности Егорова Т.Н. не признала исковые требования. Суду пояснила, что постановлением Главы МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кощенкова А.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещения будет приобретено после получения субвенции из областного бюджета и предоставлено Кощенковой А.В. согласно очередности в списках детей-сирот, стоящих на учете.

    Представитель третьего лица Управления образования администрации МО г. Гусь-Хрустальный по доверенности Морковкина Н.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора. Суду пояснила, что Кощенкова А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дом, в котором зарегистрирована Кощенкова А.В., принадлежит на праве собственности ее <данные изъяты>, членом семьи которого она не является. <данные изъяты> напитками, в связи с чем она проживает в настоящее время с <данные изъяты> на съемной квартире. Кощенкова А.В. в 2009 году была поставлена на льготную очередь, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении. Считает, что она имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо категории ребенок-сирота в соответствии с установленными нормами.

    Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

    В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента. В своих возражениях на иск Департамент указывает, что прокурор, требуя обязать администрации МО г. Гусь-Хрустальный предоставить жилое помещение Кощенковой А.В. вне очереди за счет средств бюджета области, основывает обязанность администрации фактом постановки ее на учет. Однако за ней было закреплено жилое помещение и в силу ст.71 и 148 СК РФ, ст.8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она сохраняет право на него.

    В соответствии со ст.57 ЖК РФ и находящегося во взаимосвязи с нею п.1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.

    Полагает, что лица, имеющие закрепленное жилое помещение, обеспечиваются жильем на общих основаниях, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Ч.3 ст.6 Закона Владимирской области № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неизменно с момента принятия указанного закона содержала условие наличия «закрепленного жилого помещения».

    Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая, что Кощенкова А.В. за защитой своих прав обратилась в прокуратуру, прокурор правомерно обратился в суд в ее интересах.

В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Статьей 20 Конвенции предусмотрено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены, наряду с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ.

В соответствии со ст. 15 ч. 1 Закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, в силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей указанной категории на жилое помещение.

Статьей 8 Закона определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления лиц указанной категории в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджетный кодекс РФ в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных правовых норм следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в ред. Закона Владимирской области от 11.11.2009).

Частями 1, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета Народных депутатов г. Гусь-Хрустального Владимирской области №19/6 от 05.04.2006 года (в ред. от 13.05.2010 года) установлены учетные нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. Частью 1 данного решения установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 22 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> Кощенковой А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ранее ФИО9 – свидетельство о заключении брака л.д.35) – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.9). <данные изъяты> Кощенковой А.В. – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.15).

Из пояснения истца и свидетеля ФИО10 следует, что после смерти матери Кощенкова А.В. проживала у своей <данные изъяты> ФИО10 по адресу: <адрес>., опека над ней установлена не была.

Кощенкова (ФИО9 обучалась с <данные изъяты> Приказом директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была поставлена на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.54).

Из сообщения Управления образования администрации г. Гусь-Хрустальный от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УГХ МО г. Гусь-Хрустальный следует, что ФИО9 является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Из справки Уличного комитета № 6 от ДД.ММ.ГГГГ и домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме <адрес>, следует, что Кощенкова А.В. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме нее в доме зарегистрированы: ее <данные изъяты> ФИО5, <данные изъяты> ФИО5 и <данные изъяты> ФИО13

    Данное жилое помещение согласно имеющимся в деле документам (справка БТИ) принадлежит на праве собственности <данные изъяты> Кощенковой А.В. - ФИО5, который подтвердил в судебном заседании данный факт. Членом его семьи Кощенкова А.В. не является.

    ДД.ММ.ГГГГ Кощенкова А.В. обратилась в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный по вопросу предоставления ей жилого помещения. Постановлением Главы МО г. Гусь-Хрустальный № ДД.ММ.ГГГГ Кощенкова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

    Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г. Гусь-Хрустальный на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному заместителем Главы МО г. Гусь-Хрустальный, Кощенкова А.В. числится в списке.

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28 мая 2009 года №590-0-0, положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй), направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

    Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Суд полагает установленным, что у Кощенковой А.В. как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент приобретения статуса ребенка-сироты, поступления на обучение в <данные изъяты>, отсутствовало закрепленное в силу закона жилое помещение, на момент постановки на очередь в 2009 году и в настоящее время Кощенкова А.В. не имеет жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, членом семьи собственника жилого помещения, в котором она зарегистрирована, не является.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом.

Все это в совокупности в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания полагать, что Кощенкова А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, а администрация муниципального образования г. Гусь-Хрустальный обязана Кощенковой А.В. предоставить вне очереди жилое помещение, исходя из установленных социальных норм, санитарных и технических требований, уровня благоустроенности в пределах муниципального образования г. Гусь-Хрустальный.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулирован нормативными актами Владимирской области, в том числе Постановлением Губернатора от 13 июля 2005 г. N 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 21.03.2006 N 209, от 26.04.2010 N 497) вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения").

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

    При этом Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент образования определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.

    С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию МО г.Гусь-Хрустальный предоставить Кощенковой ФИО9 за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Владимирской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, в пределах муниципального образования г. Гусь-Хрустальный, благоустроенное по нормам г. Гусь-Хрустальный, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.

Судья                    Л.Н.Виноградова