Дело № 2-1945/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Гусь-Хрустальный 12 декабря 2011 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Андреевой А.П., с участием помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Цаплиной Е.А., при секретаре Ковалюк А.В., рассмотрев гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц жителей МО <данные изъяты> (сельское поселение) к Администрации муниципального образования пос.Уршельский (сельское поселение) об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц жителей МО <данные изъяты> к ответчику об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, указывая в заявлении, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с представителями <данные изъяты>, была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МО пос.Уршельский (сельское поселение). В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара, создают реальную угрозу жизни и здоровья жителей сельского поселения. С учетом измененных исковых требований прокурор просит обязать администрацию МО пос.Уршельский (сельское поселение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>, <адрес>, <адрес> возвести противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком, а в <адрес>; разработать и выполнить мероприятия, направленные на устройство противопожарных полос, отвечающих требованиям пожарной безопасности на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; выполнить устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у водоемов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и у <данные изъяты>, <адрес>, <адрес> и у <данные изъяты>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а в <адрес> у <данные изъяты> и в <адрес> у <данные изъяты>, <адрес> у <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайпрокурора Цаплина Е.А. измененные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась. При этом пояснила, что они не могут возвести противопожарные разрывы и противопожарные полосы, так как сельское поселение находится полностью на территории <данные изъяты> которое не дало согласование на вырубку деревьев под противопожарные разрывы, так как сплошные рубки запрещены. Также пояснила, что возводить пирсы у всех водоемов нецелесообразно, так как в некоторых сельских населенных пунктах имеется по несколько водоемов, территории небольшие, а затраты на возведение пирсов требуют значительных денежных средств. Кроме того указала, что во многих населенных пунктах имеются альтернативные источники противопожарного водоснабжения.
Представитель 3-го лица <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела были извещены. В ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебных заседаниях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также в отзыве на исковое заявление представитель <данные изъяты>» ФИО5 с исковыми требованиями прокурора не согласилась. При этом было указано, что практически все <данные изъяты> сельское поселение находится на территории <данные изъяты>». Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, на его территории запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Вырубки лесных насаждений, направленные на устройство противопожарных полос и возведение противопожарных разрывов, в национальном парке не предусмотрены.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с подп.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (в редакции от 18.07.2011г.) «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В силу п.15 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поседений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов – не менее 15 метров. На основании п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. П.112 данных Правил предусматривает, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с представителями <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МО пос.Уршельский (сельское поселение). В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, о чем свидетельствуют акты обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона 2011 года. ДД.ММ.ГГГГ была проведена повторная проверка, которая вновь выявила нарушения законодательства о пожарной безопасности; часть нарушений ответчиком была устранена. Из актов обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона 2011 года усматривается, что отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у водоемов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона 2011 года, проводились с участием Главы МО <данные изъяты> ФИО6, ею были подписаны соответствующие акты, каких-либо замечаний и разногласий по составленным актам Главой МО <данные изъяты> не было отражено. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, Глава МО <данные изъяты> ФИО6 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности, которые отражены в представленных актах обследования. Представленные ответчиком документы, свидетельствуют о том, что Администрацией МО пос.Уршельский предпринимаются меры к устранению нарушения требований пожарной безопасности, многие нарушения ответчиком были устранены. Но принятых мер оказалось недостаточно для устранения всех нарушений требований противопожарной безопасности, которые нашли свое отражение в вышеуказанных актах обследования.
Организация мероприятий по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, возложена на органы местного самоуправления. В МО пос.Уршельский данные требования соблюдаются не в полной мере. Невыполнение требований Правил пожарной безопасности на территории сельского поселения, в случае возникновения пожара, создают реальную угрозу жизни и здоровья для жителей населенных пунктов, нарушают права и охраняемых законом интересы граждан.
Устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года предусмотрено п.94 вышеуказанных Правил пожарной безопасности, где отражено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т.п.), к ним должны быть устроены указанные подъезды. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления. Кроме того, в соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов обязаны создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Доводы представителя ответчика в той части, что нецелесообразно обустраивать пирсы у всех имеющихся водоемах и наличии альтернативных источников противопожарного водоснабжения, не могут быть приняты во внимание, так как Администрацией МО п.Уршельский не представлено доказательств, что наличие альтернативных противопожарных источников водоснабжения достаточно для пожаротушения. Следует также отметить, что подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием установленных размеров, отсутствуют во всех указанных населенных пунктах ни у одного из водоисточников.
Вместе с тем, суд не может согласиться с требованиями прокурора в части установления срока для устранения выявленных нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. Устройство подъездов с площадками (пирсами) к источникам водоснабжения, требует значительного количества времени и значительных денежных средств. Кроме того, устройство пирсов в зимний период времени невозможно. В связи с чем, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования прокурора в части возведения противопожарных разрывов установленной ширины на всей протяженности участка границы населенных пунктов с лесными участками, разработке и выполнению мероприятий, направленных на устройство противопожарных полос, отвечающим требованиям пожарной безопасности на всей протяженности границ населенных пунктов с лесными участками, суд считает необоснованными. Как установлено в судебном заседании, муниципальное образование пос.Уршельский (сельское поселение) находится на территории <данные изъяты>», который относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, находится в ведении Минприроды России и является федеральной собственностью. В соответствии с п.15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417 (в редакции от 05.05.2011г.), меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных на территориях национальных парков. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений. Согласно п.3 Постановления Губернатора Владимирской области от 28.03.2011г. № 255 (в редакции от 07.06.2011г.) «О мерах по обеспечению предупреждения и тушения лесных и торфяных пожаров на территории области в 2011 году» предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в соответствии с законодательством осуществляет в лесах, включенных в границы национального парка «<данные изъяты>», - Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Поэтому, требования прокурора в части возведения противопожарных разрывов и устройство противопожарных полос, не могут быть выполнены ответчиком.
Доводы прокурора в той части, что муниципальное образование пос.Уршельский должно выполнить указанные мероприятия за счет территории муниципального образования, являются несостоятельными, так как в судебных заседаниях и представитель ответчика, и представитель 3-го лица, пояснили, что сельское поселение находится практически полностью на территории <данные изъяты>», включая и населенные пункты, что также усматривается из карты-схемы функционального зонирования <данные изъяты>». Санитарная рубка отдельных лесных насаждений не позволит установить противопожарные разрывы и полосы, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности. Из письма <данные изъяты>» за № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МО <данные изъяты> усматривается, что на территории национального парка запрещены сплошные рубки кроме сплошных санитарных рубок, вырубка деревьев под противопожарные разрывы вокруг населенных пунктов не является санитарной рубкой.
В случае возведения противопожарных разрывов и полос, соответствующим установленным нормативам, затрагиваются индивидуальные жилые застройки граждан, что усматривается из границ МО пос.Уршельский, которые были представлены на обозрение в судебном заседании. Доводы прокурора о том, что муниципальное образование должно решать вопрос о законности строений, не соответствующих требованиям законодательства, являются несостоятельными, так как представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что индивидуальные жилые застройки на территории сельского поселения существуют на протяжении многих лет. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где в п.15 ст.69 говорится о противопожарных расстояниях от границ застройки поселений до лесных массивов, введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ
Также следует отметить, что прокурор просит обязать ответчика разработать и выполнить мероприятия, направленные на устройство противопожарных полос, отвечающих требованиям пожарной безопасности. Из актов обследования населенных пунктов на предмет готовности к началу пожароопасного сезона 2011 года, усматривается, что показатель готовности по противопожарным полосам предусмотрен в п.2 актов на основании п.112 Правил пожарной безопасности, тогда как п.112 ППБ возлагает на органы местного самоуправления для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), то есть данная норма не содержит императивных требований по устройству противопожарных полос, а поскольку прокурор настаивал на удовлетворении данных исковых требований, то они не могут быть удовлетворены. Органы муниципального образования самостоятельно определяют перечень тех мероприятий, которые направлены на исключение возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах, никакой другой орган не вправе сельскому поселению определять и устанавливать конкретные мероприятия. Доказательств же того, что у ответчика были разработаны указанные мероприятия и в них содержались данные об устройстве противопожарных полос, но они не выполнялись, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц жителей МО поселок <данные изъяты> (сельское поселение) к Администрации муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Муниципального образования поселок Уршельский (сельское поселение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
- выполнить устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у водоемов, находящихся на территории населенных пунктов или вблизи их (в радиусе 200 м), в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В остальной части исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней.
Судья А.П.Андреева