решение № 2-2360/11 от 27.12.2011



Дело № 2-2360/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года г. Гусь-Хрустальный

    Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.

при секретаре Девяткиной О.В.

с участием прокурора Листвиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайпрокурора в защиту интересов Савкова ФИО11 к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Савкова П.Г. обратился в суд с иском к администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Прокурор просит суд обязать администрацию МО Гусь-Хрустальный район предоставить Савкову П.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в силу ст.ст.49, 50, 57 ЖК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса РФ, Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Указывает, что решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был лишен родительских прав в отношении своих несовершеннолетних <данные изъяты> Савкова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Савкова ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. <данные изъяты> Савковых – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

    На основании постановления Главы администрации МО Гусь-Хрустальный район № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Савковы были направлены в детское государственное учреждение, закрепленного жилья не имели. Савков П.Г. является гражданином РФ согласно паспорту гражданина РФ, выданному Курловским городским отделением милиции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ серия

    <данные изъяты> истца Савкову П.Г. ранее органом местного самоуправления в рамках переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

     В установленном законом порядке Савков П.Г., реализуя свое право на обеспечение жилым помещением, обратился в администрацию п. Мезиновский МО Гусь-Хрустального района с заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    На праве собственности Савков П.Г. жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией было принято решение о постановке Савкова П.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное решение было утверждено постановлением Главы администрации МО п. Мезиновский № от ДД.ММ.ГГГГ.

    Несмотря на возникновение у Савкова П.Г. права на внеочередное предоставление ему благоустроенного жилого помещения, он такового до настоящего времени не имеет, вынужден проживать    в квартире своего <данные изъяты> ФИО11

    Самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в суд Савков П.Г. не имеет возможности, поскольку не обладает юридическими познаниями, находится в тяжелом материальном положении, лишающем его возможности воспользоваться квалифицированной юридической помощью, в связи с чем обратился за защитой нарушенных прав в прокуратуру.

    В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Листвина А.А. поддержала исковые требования в полном объеме. Полагает, что Савков П.Г. в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, на праве собственности жилья не имеет, вынужден проживать у своего брата. В связи с этим полагает, что жилое помещение Савкову П.Г. должно быть предоставлено в рамках обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, за счет средств областного бюджета, предназначенных для этих целей.

    Истец Савков П.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора. Суду пояснил, что он с <данные изъяты> жили в <адрес> у <данные изъяты>. Затем переехали в <адрес> и жили в собственном доме, но чей был дом, он не помнит. Потом его <данные изъяты> Во время обучения в <данные изъяты> и в лицее <данные изъяты> <адрес> он проживал в <адрес>. Затем обучался в <данные изъяты>, не доучился, т.к. его забрали в декабре <данные изъяты>. <данные изъяты>, в настоящее время он <данные изъяты>. Своего жилья он не имеет, зарегистрирован в <данные изъяты>, где до 2010 года обучался. Поставлен на учет в Мезиновском как нуждающийся в жилом помещении, так как он с <данные изъяты> найден был там на вокзале.

     Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации. Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Постановлением главы МО п. Мезиновский от 04 декабря 2008 года № 41 утвержден протокол жилищной комиссии администрации п. Мезиновский, согласно которому Савков П.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Затем истец был включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гусь-Хрустального района. Жилое помещение будет приобретено после получения субвенции из областного бюджета и предоставлено Савкову П.Г. согласно очередности в списках детей-сирот. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

    Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район по доверенности Гинина Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора. Суду пояснила, что Савков П.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его <данные изъяты> ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО1 был лишен <данные изъяты>. В 2008 году Савков Павел встал на очередь как ребенок-сирота, своего жилья не имеет, проживал во время учебы в <адрес> Считает, что Савков П.Г. имеет право на внеочередное получение жилого помещения как ребенок-сирота в соответствии с установленными нормами.

    Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента. В своих возражениях на иск Департамент указывает, что приобретение жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований за счет субвенций из областного бюджета. Полагает необходимым в суде исследовать вопрос о возникновении права на внеочередное предоставление жилого помещения Савкову, т.к. лица, имеющие закрепленное жилое помещение имеют право на улучшение жилищных условий на общих основаниях в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

    Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая, что Савков П.Г. за защитой своих прав обратился в прокуратуру, прокурор правомерно обратился в суд в его интересах.

В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Статьей 20 Конвенции предусмотрено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка установлены, наряду с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ.

В соответствии со ст. 15 ч. 1 Закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, в силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей указанной категории на жилое помещение.

Статьей 8 Закона определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных правовых норм следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в ред. Закона Владимирской области от 11.11.2009).

Частями 1, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета Народных депутатов Гусь-Хрустального района Владимирской области от 08.09.2005 года №356 установлены учетные нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма Частью 1 данного решения установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В судебном заседании установлено, что решением Гусь-Хрустального городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был <данные изъяты> в отношении своей несовершеннолетнего <данные изъяты> Савкова ФИО11 января 1989 года рождения (л.д.12). <данные изъяты> Савкова П.Г. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти – л.д.11).

На основании постановления Главы местного самоуправления <адрес> № 261 от ДД.ММ.ГГГГ Савков П.Г. был направлен в детский дом в связи с тем, что остался без родительского попечения.

Из сообщения Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Савков П.Г., выявленный на территории <адрес>, до направления в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имел.

Из справки директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Савков П.Г. обучался в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по 3ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении. Во время обучения проживал в <адрес> по адресу: <адрес> был временно там зарегистрирован (справка - л.д.16).

Согласно сообщению директора <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации МО Гусь-Хрустальный район Савков П.Г. учащийся <данные изъяты>, относящийся к группе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий в районе на получение льготного жилья, заканчивает учебное заведение ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно паспорту гражданина РФ, выданному Курловским городским отделением милиции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ серия , Савков П.Г. является гражданином РФ (л.д.13).

    ДД.ММ.ГГГГ Савков П.Г. обратился в администрацию МО п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по вопросу предоставления ему жилого помещения. Постановлением Главы МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение комиссии по жилищным вопросам, согласно которому Савков П.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе на льготную очередь как ребенок-сирота.

    Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) следует, что у Савкова П.Г. нет в собственности недвижимого имущества.

    Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28 мая 2009 года №590-0-0, положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй), направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

    Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).

    Суд полагает установленным, что у Савкова П.Г. как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, отсутствовало закрепленное в силу закона жилое помещение ни на момент направления <данные изъяты> регистрации не имел вообще, <данные изъяты>), ни на момент постановки на очередь в 2008 году, и в настоящее время Савков П.Г. не имеет жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающим аналогичным правом.

Все это в совокупности в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает основания полагать, что Савков П.Г. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, а администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный район обязана жилое помещение Савкову П.Г. предоставить вне очереди, исходя из установленных социальных норм, санитарных и технических требований, уровня благоустроенности.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулирован нормативными актами Владимирской области, в том числе Постановлением Губернатора от 13 июля 2005 г. N 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 21.03.2006 N 209, от 26.04.2010 N 497) вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения")).

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

    При этом Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент образования определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.

    Приказом Департамента образования администрации Владимирской области от 02.06.2009 года №389 «Об исполнении законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рекомендовано обеспечивать приобретение жилых помещений в населенных пунктах, имеющих возможность трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию МО Гусь-Хрустальный район предоставить Савкову ФИО11 за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Владимирской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципальных образований г.Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной редакции.

Судья                    Л.Н.Виноградова