Дело № год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2012 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Глебовой С.В.
При секретаре Ковалевой М.К.
С участием прокурора Герасимовой И.А.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к закрытому акционерному обществу «<адрес>» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект организации санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «<адрес> (далее по тексту – ЗАО «<адрес>») об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01 января 2013 года и разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в срок до 01 января 2013 года.
Старший помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора - Герасимова ФИО7 в судебном заседании в обоснование иска суду пояснила следующее.
Проверкой, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой по коллективному обращению жителей <адрес> установлено, что ЗАО «<адрес>» осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Основным видом деятельности ЗАО «<адрес>» является добыча и переработка торфа, производство торфяных брикетов. В собственности Общества имеются нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>-б. Деятельность по производству торфяных брикетов ведется с января 2011 года на производственный площадке, расположенной по вышеуказанному адресу.
В результате деятельности предприятия происходят выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от двух теплогенераторов NPA-D1000, работающих на торфе, через дымовые трубы в атмосферу поступают: азота оксид, азота диоксид, взвешенные вещества и пр.; от склада приемного отделения, от основного склада сырья, от приемного бункера технологического сырья, от устройств дымо- и золоудаления в атмосферный воздух поступает пыль торфа; от площадки работы погрузчиков в атмосферный воздух поступают: азота оксид, азота диоксид, углерод (сажа) и другие загрязняющие вещества.
При проведении проверки деятельности ЗАО «<адрес>» установлено, что эксплуатация всех источников выброса осуществляется ответчиком в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 7.1.3 СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятия по производству брикетов из торфа относятся к III классу, санитарно-защитная зона вокруг которых должна составлять 300 метров. Фактическое расстояние до ближайшей жилой застройки – жилого <адрес> в <адрес> составляет 120 метров. Таким образом, в ориентировочную санитарно-защитную зону ЗАО «<адрес>» в 300 метров попадает жилая застройка.
В нарушение требований действующего законодательства у ЗАО «<адрес>» проект организации санитарно-защитной зоны для предприятия по производству торфяных брикетов на производственной площадке, расположенной в <адрес>, отсутствует.
В связи с изложенным просила удовлетворить исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в полном объеме и обязать ответчика получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – генеральный директор ЗАО «<адрес>» Зимин ФИО8., действующий на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился. Исковые требования признал и пояснил, что в должности генерального директора ЗАО «<адрес>» состоит с ДД.ММ.ГГГГ.
Основным видом деятельности ЗАО «<адрес>» является добыча и переработка торфа, производство торфяных брикетов. Производство торфяных брикетов ведется с января 2011 года на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>-б.
В результате деятельности предприятия происходят выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от двух теплогенераторов NPA-D1000, работающих на торфе, через дымовые трубы в атмосферу поступают загрязняющие атмосферу вещества; от склада приемного отделения, от основного склада сырья, от приемного бункера технологического сырья, от устройств дымо- и золоудаления в атмосферный воздух поступает пыль торфа; от площадки работы погрузчиков в атмосферный воздух также поступают загрязняющие вещества.
Кроме того предприятием эксплуатируется котельная, работающая на торфе. Котельная расположена на производственной площадке и функционирует с октября 2009 года. При работе котельной, оборудованной одним котлом, через дымовую трубу в атмосферу поступают загрязняющие атмосферу вещества.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «<адрес>» до настоящего времени не получено.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «<адрес>» на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу. В настоящее время проект разработан и будет направлен на согласование в Департамент природопользования администрации Владимирской области.
В ориентировочную санитарно-защитную зону предприятия в 300 метров попадает жилая застройка. Фактическое расстояние до ближайшего жилого <адрес> в <адрес> составляет 120 метров.
До сегодняшнего дня проекта организации санитарно-защитной зоны у предприятия нет, так как он не знал о такой необходимости. Заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<адрес>» и ЗАО «<адрес>» на разработку проекта обоснования расчетного и окончательного размера санитарно-защитной зоны предприятия.
При указанных обстоятельствах возражений по существу иска у ответчика не имеется.
Представитель третьего лица – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области – в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Владимирской области – Печников ФИО9., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился. Поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнил также, что проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для ЗАО «<адрес>» на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по <адрес> и в Территориальный отдел в <адрес> и <адрес> Управления Роспотребнадзора по <адрес> не поступал.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу с. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Согласно ст. ст. 1, 3, 22, 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридической и физических лиц – природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 14 мая 1999 года № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.
В силу пункт 9 Положения выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно Постановлению Губернатора Владимирской области от 01 февраля 2006 года № 63 Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области является уполномоченным органом исполнительной власти Владимирской области в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года санитарно-эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований измерений.
Пунктом 7.1.3 указанных выше Санитарных правил и норм установлено, что предприятия по производству брикетов из торфа относятся к III классу, санитарно-защитная зона должна составлять 300 метров.
В судебном заседании установлено, что одним из видов деятельности ЗАО «<адрес>» является добыча и переработка торфа (в соответствии с дополнением к п. 2.2 Устава ЗАО «ЭНБИМА Групп» от ДД.ММ.ГГГГ. Устав ЗАО «<адрес>» утвержден ДД.ММ.ГГГГ).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Владимирской области, следует, что ЗАО «<адрес>» осуществляет производственную деятельность по переработке торфа, производству торфяных брикетов на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>-б, <адрес>. В результате деятельности предприятия с 2010 года происходят выбросы в атмосферу: от двух теплогенераторов NPA-D1000 через дымовые трубы в атмосферу выбрасываются углерода окись, азота диоксид, азота оксид, зола (по взвешенным веществам); от склада приемного отделения, от основного склада сырья, от приемного бункера технологического сырья, от устройств дымо- золоудаления УДЗШП-1400 – пыль торфа; от стоянки автотранспорта – углерода окись, азота диоксид, сажа (углеводороды), серы диоксид; от площадки работы погрузчиков в атмосферный воздух поступают: углерода окись, азота диоксид, азота оксид, сажа (углеводороды), серы диоксид.
При этом предприятие осуществляет производственную деятельность с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды. В нарушение пунктов 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» ЗАО «ЭНБИМА Групп» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие специального разрешения.
Генеральный директор ЗАО «ЭНБИМА Групп» привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», назначено наказание в виде штрафа.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «<адрес>» не получено до настоящего времени. Предприятием заключен договор с ООО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ год на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу.
В соответствии с пунктом 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятия по производству брикетов из торфа относятся к III классу – санитарно-защитная зона 300 метров.
Установлено, что фактическое расстояние до ближайшей жилой застройки жилого <адрес> в <адрес> составляет 120 метров. Таким образом, в ориентировочную санитарно-защитную зону ЗАО «<адрес>» (300 метров) попадает жилая застройка. Указанное подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, сообщением территориального отдела в <адрес> и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у ЗАО «ЭНБИМА Групп» отсутствует проект обоснования санитарно-защитной зоны для предприятия по производству торфяных брикетов на производственной площадке, расположенной по вышеуказанному адресу. Никаких мер, направленных на разработку указанного проекта, предприятием не предпринималось.
Гарантированное статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Для ЗАО «ЭНБИМА Групп» в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения. Кроме того, отсутствует разработанный и утвержденный надлежащим образом проект обоснования санитарно-защитной зоны. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что деятельность ЗАО «ЭНБИМА Групп» создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В связи с изложенным исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «ЭНБИМА Групп» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать закрытое акционерное общество «ЭНБИМА Групп» разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Глебова