о понуждении к совершению действий



Дело ...г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Гурьевск 23.06.2010г.

Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Бедаревой Н.А.

с участием

помощника Гурьевского межрайонного прокурора Естифеевой О.А.,

представителя ответчика, директора Центра социальной помощи населению Гурьевского района Х., действующей на основании распоряжения от ...г. ..., Положения,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области С., действующего на основании доверенности ... от ...г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора к Центру социальной помощи населению Гурьевского района о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Центру социальной помощи населению Гурьевского района о понуждении к совершению действий, мотивировав свои требования тем, что Гурьевской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка в отношении Центра социальной помощи населению Гурьевского района по осуществлению медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), в результате которой установлено следующее. При проверке Центра социальной помощи населению Гурьевского района (далее по тексту- Центр, ответчик) было установлено, что Центр осуществляет свою деятельность с ... года, имеет статус юридического лица, имеет Положение о Центре, состоит на налоговом учете с ...

С ... года в Центре создано специализированное отделение социально-медицинского обслуживания. Данное отделение предназначено для оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиям гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию или страдающими тяжелыми заболеваниями, в том числе онкологическими.

Согласно штатному расписанию Центра в специализированном отделении имеется 6 медицинских сестер, которые обслуживают на дому 30 человек, а также заведующий отделением. Согласно должностной инструкции медицинской сестры специализированного отделения установлено, что она оказывает экстренную доврачебную помощь, осуществляет забор биологических материалов лабораторных исследований, проводит медицинские процедуры, осуществляет подкожные и внутримышечные введения лекарственных средств, стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.

Гурьевский межрайонный прокурор ссылается на то обстоятельство, что в настоящее время срок лицензии на медицинскую деятельность истек, директором Центра был подготовлен практически весь пакет документов (кроме санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора) на получение лицензии на медицинскую деятельность. ... была направлена заявка в Роспотребнадзор в г. Гурьевске на получение санитарно-эпидемиологического заключения, заявлены виды медицинской деятельности - доврачебная медицинская помощь: сестринское дело, однако ... в выдаче данного заключения Центру было отказано ввиду того, что заключение выдается на основании экспертизы в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека № ... от 19.07.2007 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». Экспертиза включает в себя оценку санитарно-гигиенического состояния помещения, где планируется оказание заявленных видов медицинских услуг с проведением лабораторно-инструментального контроля. Поскольку Центр оказывает услуги по Гурьевскому району, а помещение, которое находится в ... Гурьевского района не предназначено для оказания медицинских услуг и не приведено в соответствие санитарным правилам, тем самым не имеется возможности для соблюдения действующих санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и проведения экспертизы.

Обязательным условием получения лицензии на медицинскую деятельность является наличие выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности, данная лицензия Центром до настоящего времени не получена.

Гурьевский межрайонный прокурор ссылается на ст. 18 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст. 9 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» которыми установлено, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органом исполнительной власти субъектов РФ.

Также истец указывает на п. 96 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ), согласно которому медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 17 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и др. помощи в соответствии с перечнем работ (услуг).

Гурьевский межрайонный прокурор ссылается на то обстоятельство, что директором Центра был направлен перечень заявленных работ (услуг) для осуществления медицинской деятельности - осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу.

По мнению Гурьевского межрайонного прокурора осуществление медицинской деятельности без лицензии является нарушением законодательства, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересах, здоровью граждан (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ), а также создает опасность причинения вреда их здоровью в будущем.

На основании изложенного Гурьевский межрайонный прокурор, руководствуясь ст. 45, 206 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просил суд обязать Центр социальной помощи населению Гурьевского района обеспечить соответствие условий осуществления медицинской деятельности требованиям законодательства о лицензировании медицинской деятельности, представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и все необходимые документы в срок до ....

Впоследствии Гурьевский межрайонный прокурор, уточнив исковые требования, просил суд обязать Центр социальной помощи населению Гурьевского района обеспечить соответствие условий осуществления медицинской деятельности в соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 (в ред. от 21.04.2010г. №268), представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и все необходимые документы в соответствии с п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности в срок до .... включительно.

В судебном заседании помощник Гурьевского межрайонного прокурора Естифеева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области, С. в судебном заседании пояснил, что исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора являются обоснованными, т.к. отсутствие у ответчика, лицензии на медицинскую деятельность санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора влечет за собой нанесение ущерба правам, законным интересах, здоровью граждан.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Кемеровской области в письменном отзыве просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, полагал, что требования Гурьевского межрайонного прокурора являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика, директор Центра социальной помощи населению Гурьевского района Х., в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что срок до ...г. включительно является необоснованно коротким, т.к. санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора в настоящее время не получено, помещение, где планируется оказание заявленных видов медицинских услуг не приведено в соответствие с санитарно- эпидемиологическими требованиями ввиду отсутствия необходимых денежных средств.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Так, из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серии 42 ... следует, что Центра социальной помощи населению Гурьевского района (далее по тексту – Центр, ответчик) поставлен на учет в налоговом органе в качестве юридического лица и осуществляет свою деятельность с ...г. л.д.7).

Из свидетельства о внесении записи в ЕГРЮ о юридическом лице, зарегистрированном до ...г., серии 42 ..., следует, что Центр зарегистрирован в качестве юридического лица в налоговом органе л.д.8).

Из приказа Центра социальной помощи населению Гурьевского района от ...г. ... следует, что утверждено штатное расписание организации л.д.9).

Из штатного расписания следует, что количество граждан в сельской местности, обслуживаемых в Центре, составляет 30 человек. В центре имеется специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому. В центре имеется 6 штатных единиц медицинских сестер л.д.10-16).

Согласно п.п.5.3.1, 5.3.2, 5.3.4.,5.3.8 Положения о Центре медицинские сестры специализированного отделения осуществляют доврачебную медицинскую помощь в надомных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам. Медицинские сестры находятся в штате Центра. Для оказания доврачебной помощи специализированное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильнодействующих средств л.д.34-66).

Согласно должностной инструкции медицинской сестры специализированного отделения Центра, она оказывает экстренную доврачебную помощь, осуществляет забор биологических материалов лабораторных исследований, проводит медицинские процедуры, осуществляет подкожные и внутримышечные введения лекарственных средств, стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными л.д.17-18).

Как видно из договора о закреплении за муниципальным учреждением имущества на праве оперативного управления от ...г. ..., акта приема-передачи от ...г., Центру принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение расположенное по адресу: ..., ..., ... площадью 162,4 м2л.д.73-77).

Согласно Перечню заявленной медицинской деятельности Центр осуществляет доврачебную медицинскую помощь - сестринское дело л.д.24).

Из материалов дела следует, что Центр обратился в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области в Гурьевске, Гурьевском районе ...г. с заявкой на получение санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления медицинской деятельности по адресу: ..., ... л.д.26).

Как следует из письма Главного государственного санитарного врача по Гурьевску и Гурьевскому району от ...г. ... в выдаче указанного заключения Центру было отказано ввиду несоответствия деятельности Центра по осуществлению медицинской деятельности Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» л.д.25).

Из отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области следует, что в помещении, используемом Центром социальной защиты населения Гурьевского района для оказания медицинской помощи, не созданы условия для проведения влажной текущей дезинфекции, так как покрытие стен, пола и потолка указанного помещения, не предназначено для применения моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 4.4 СанПин 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». В ходе медицинской деятельности Центра возможно образование опасных отходов группы «Б». Согласно п. 4. 1 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», в Центре необходимо организовать систему сбора, временного хранения и транспортирования таких отходов. В настоящее время такая система в Центре социальной защиты населения Гурьевского района не организована.

В связи с вышеизложенным нет возможности соблюдения действующих санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», провести экспертизу не представляется возможным л.д. 103-104 ).

Как видно из лицензии на право медицинской деятельности серии Б ..., выданной ответчику, срок ее действия истек в .... л.д.83).

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года к числу основных принципов охраны здоровья граждан относится соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (статья 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) к лицензируемым видам деятельности относится такая деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба здоровью граждан. В статье 17 Закона указано, что медицинская деятельность подлежит лицензированию (пункт 96 части 1).

Согласно ст.9 Закона, п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. соискатель лицензии должен представить в соответствующий лицензионный орган определенный пакет документов.

Пунктом 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (пп. "а");

соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (пп. "ж").

Пунктом 7 Положения определено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в качестве одного из обязательного документа копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности (пп. "ж"). Выдача указанного заключения является компетенцией территориальных органов Роспотребнадзора.

Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, в соответствии со ч.3 ст. 9 Закона является одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии.

Судом установлено, что у ответчика отсутствует в настоящее время санитарно-эпидемиологическое заключение для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности, а также указанная лицензия. Заключение не выдано органом Роспотребнадзора ввиду того, что Центром на соблюдены требования санитарных норм и правил, устанавливающих необходимые условия для осуществления медицинской деятельности.

Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г., Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993, ст.ст.12, 49 ГК РФ, ст.ст.103, 194-199, 206 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Центр социальной помощи населению Гурьевского района обеспечить соответствие условий осуществления медицинской деятельности в соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 (в ред. от 21.04.2010г. №268), представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и все необходимые документы в соответствии с п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности в срок до .... включительно.

Взыскать в доход местного бюджета с Центра социальной помощи населению Гурьевского района (...) издержки, связанные с рассмотрением дела, в виде государственной пошлины в сумме 4000 рублей.

Мотивированное решение суда составлено 28.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: И.И. Дорошенко