понуждение к совершению действий по электрофикации



Дело № ...-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гурьевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Тишкивской Л.Н.

с участием прокурора Тимофеевой Е.С.,

при секретаре Долговой О.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Гурьевске

«15» ноября 2010 года

дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «ГР» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «ГР» о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать МОУ «ГР»:

1) назначить в школе ответственного за электрохозяйство и его заместителя после проверки знаний в комиссии органов госэнергонадзора;

2) выполнить в полном объеме испытания электроустановок зданий и помещений школы;

3) выполнить паспорт на заземляющие устройства;

4) установить штепсельные розетки с защитным устройством, автоматически закрывающим гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке;

5) установить выключатели на высоте не менее 1,8 метра от пола;

6) выполнить капитальный ремонт (реконструкцию) согласно ВСН 58-88(р).

Просит установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 10.01.2011г.

Свои требования мотивирует тем, что ... и ... государственным инспектором Беловского территориального отдела по надзору за электрическими сетями, электрическими станциями и электроустановками потребителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ... ... проводились проверки технического состояния и эксплуатации электроустановок в МОУ «ГР» Гурьевского района Кемеровской области. ... в ходе проведения проверки повторно выявились нарушения, установленные ранее по результатам проверки, проводимой ..., но не устраненные к ... в соответствии с предписанием .../П-ОП (ТСЭ)-75. По результатам проверок выявлены следующие нарушения:

1) отсутствие ответственного за электрохозяйство и его заместителя в нарушение пунктов 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ... ..., зарегистрированным в Минюсте РФ ... ... (ПТЭЭП);

2) отсутствие испытаний электроустановок школы (п.1.2.2 ПТЭЭП);

3) отсутствие паспорта на заземляющие устройства школы (п. ... ПТЭЭП);

4) отсутствие защитных устройств, автоматически закрывающих гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке, в штепсельных розетках (п. ... Правил устройства электроустановок (ПУЭ);

5) расположение выключателей ниже 1,8 метра (п. ...);

6) отсутствие учета минимальной продолжительности эффективной эксплуатации электрооборудования, магистральных электрических сетей, вводно-распределительных устройств, электрических приборов: штепсельных розеток, др. (необходим капитальный ремонт (реконструкция) в соответствии с ведомственными строительными нормами Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры от ... ...).

Установленные нарушения, не устраненные к моменту второй проверки, делают потенциально опасным МОУ «ГР» для жизни и здоровья посещающих его детей и работников. Пользователями образовательных услуг являются дети, которые в силу своего возраста, малого жизненного опыта, уровня развития психики, являются наиболее уязвимыми потенциальными потерпевшими в случаях возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией энергетических установок, которые могут повлечь воздействия электротока, поэтому жизнь и здоровье детей, работников зависит от принятых ответчиком мер об устранении нарушений. Невыполнение требований Ростехнадзора препятствует предотвращению воздействия на людей опасных факторов, связанных с электрическим током, спасению людей на случай аварийных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, а также нарушает законные права и интересы детей на безопасное нахождение в школе, на охрану их здоровья, так как данный объект образовательной деятельности потенциально опасен для их жизни.

В судебном заседании представитель истца – помощник Гурьевского межрайонного прокурора Тимофеева Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что ранее этой организации выдавалось предписание для устранения недостатков по эксплуатации электроустановок, но они не устранены своевременно.

Представитель ответчика – директор МОУ «ГР» К, действующий на основании Устава, в судебном заседании иск признал и суду пояснил, что с 1 по 3 пункты исковых требований выполнены добровольно и в настоящее время в школе назначен ответственный за электрохозяйство и его заместитель, которые прошли обучение в госэнергонадзоре, выполнены в полном объеме испытания электроустановок здания и помещений школы, оформлен паспорт на заземляющие устройства. Для устранения иных недостатков требуется финансирование, поэтому исходя из гарантийного письма и сметы расходов на выполнение работ по электроснабжению школы на 2011 год, он просит суд указать срок выполнения действий до 01.08.2011 года.

Представитель третьего лица – Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Щ, действующая на основании доверенности ... от ... направила в суд отзыв, в котором указала, что требования прокурора поддерживает в полном объеме, в суд представитель не явилась.

Заслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным, подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии с актом проверки .../А-ОП (ТСЭ)-75 от ..., проведенной государственным инспектором Беловского территориального отдела по надзору за электрическим сетями, электрическими станциями и электроустановками потребителей Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д, в МОУ «ГР» установлены следующие нарушения:

1)в школе нет ответственного за электрохозяйство и его заместителя. ПТЭЭП п.1.2.3.;

2)эксплуатацию электроустановок осуществляет не электротехнический персонал. ПТЭЭП п.1.2.1.;

3)проект электроснабжения школы не представлен. ПТЭЭП п.1.8.1.;

4)однолинейная схема электрических соединений школы не утверждена ответственным за электрохозяйство. ПТЭЭП п.1.5.18.;

5)не представлены производственные инструкции по эксплуатации по применению переносных электроприемников. ПТЭЭП п.1.8.1.;

6)профилактические испытания электроустановок выполнены не в полном объеме (представлены протоколы: измерения сопротивления изоляции электрической сети и сопротивления металлической связи с заземляющим устройством двух электроплит в пищеблоке). ПТЭЭП п.1.2.2., приложение3.;

7)не обеспечивается контроль технического состояния заземляющих устройств: не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющего устройства, осмотры заземляющего устройства с выборочным вскрытием грунта, отсутствуют протокола измерения сопротивления металлической связи оборудования с заземляющим устройством (компьютерный класс, силовые сборки). ПТЭЭП п.2.7.8, 2.7.9., 2.7.10., 2.7.13.;

8)отсутствуют паспорта на заземляющие устройства, эксплуатируемые в школе. ПТЭЭП п.2.7.15.;

9)с внутренней стороны (на дверцах) щитов освещения отсутствуют надписи с указанием значения номинального тока автоматических выключателей. ПТЭЭП п.2.12.5.;

10) штепсельные розетки, установленные в учебных классах и коридорах школы, не имеют защитных устройств, автоматических закрывающих гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке. ПЭУ п.7.1.49.;

11)выключатели в школе установлены на высоте менее 1,8 м от пола. ПЭУ п.7.1.51.;

12)в пищеблоке водонагреватель, расположенный в непосредственной близости от металлических раковин, не имеет устройства защитного отключения. ПУЭ п.1.7.50., ....;

13)не учитывается минимальная продолжительность эффективной эксплуатации электрооборудования, магистральных электрических сетей, вводно-распределительных устройств, электрические приборы (штепсельные розетки, выключатели и т.п.). ВСН 58-88(р) (л.д.12-13).

По результатам проверки в адрес МОУ «ГР» (директор К) Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора внесено предписание .../П-ОП (ТСЭ)-75 от ..., которым предписано устранить указанные нарушения в установленные предписанием для этого сроки и не позднее ... направить уведомление об исполнении предписания (л.д.10-11).

В отношении должностного лица К составлен протокол ... от ... об административном правонарушении, а именно в том, что ... при проведении внепланового мероприятия по контролю, проведенного по распоряжению Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, были выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденных Минэнерго России от ... ..., а именно п.1.2.3., 1.2.1., 1.2.2., ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ (л.д.14).

Постановлением ... от ... К был привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д.15).

... Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора в отношении МОУ «ГР» вновь была проведена проверка, по результатам которой составлен акт .../А-ТО(КИП)-153, выявлены следующие нарушения:

1)повторно в школе нет ответственного за электрохозяйство и его заместителя. ПТЭЭП п.1.2.3.;

2)повторно профилактические испытания электроустановок выполнены не в полном объеме (представлены протоколы: измерения сопротивления изоляции электрической сети и сопротивления металлической связи с заземляющим устройством двух электроплит в пищеблоке);

3)повторно отсутствуют паспорта на заземляющие устройства, эксплуатируемые в школе. ПТЭЭП п.2.7.15.;

4)повторно штепсельные розетки, установленные в учебных классах и коридорах школы, не имеют защитных устройств, автоматических закрывающих гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке. ПЭУ п.7.1.49.;

5)повторно выключатели в школе установлены на высоте менее 1,8 м от пола. ПЭУ п.7.1.51.;

6) повторно не учитывается минимальная продолжительность эффективной эксплуатации электрооборудования, магистральных электрических сетей, вводно-распределительных устройств, электрические приборы (штепсельные розетки, выключатели и т.п.). ВСН 58-88(р) (л.д.6).

На основании указанного акта Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора вновь внесено предписание .../П-ТО(КИП)-153 от ... об устранении указанных нарушений в установленные предписанием для этого сроки и не позднее ... направлении уведомления об его исполнении (л.д.5). Также в отношении должностного лица директора МОУ «ГР» К составлен протокол ... об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за нарушение, выразившееся в невыполнении пунктов 1, 6, 8 предписания .../П-ОП (ТСЭ)-56 от ... (л.д.7).

Постановлением Мирового судьи Судебного участка ... ... и ... от ... К подвергнут административному штрафу в размере 1000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.8-9).

В силу ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и жизни.

В соответствии с чч.1, 2 ст. 28 Федерального закона РФ от 26.03.2003г. № 35-ФЗ (в редакции от 23.11.2009г.) «Об электроэнергетике» целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В состав мер технического регулирования и контроля (надзора) в электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также осуществление органами государственной власти и подведомственными им учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании контроля (надзора) за их соблюдением, в том числе с участием субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Согласно пп. 5.3.1.6 и 5.3.8. постановления Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому атомному надзору» указанная федеральная службы на основании федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии РФ осуществляет контроль и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере.

Таким образом, требование Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) об устранении установленных нарушений в сфере электроэнергетики являются правомерными, направлены на соблюдение конституционных гарантий каждого гражданина.

Невыполнение требований Ростехнадзора, обязательное исполнение которых предусмотрено федеральным законом, создает угрозу нарушения прав детей на охрану их жизни и здоровья.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела ответчиком удовлетворены требования истца, изложенные в пунктах 1-3 просительной части искового заявления, что подтверждается приказом МОУ «ГР» от ... ... «О назначении ответственного за электрохозяйство учреждения», договором ... от ... на оказание услуг по проведению эксплуатационного обслуживания электроустановок, дефектной ведомостью по монтажу электропроводки СОШ ..., протоколами лабораторных испытаний электроустановок здания школы, выполнен паспорт на заземляющее устройство. Данные документы были исследованы судом в подлинниках, представленных копиях (л.д. 19-27).

Дата срока совершения действий по устранению нарушений – до 10.01.2011 года, указанная в иске прокурора, по мнению суда, нереальна и неразумна, поскольку для выполнения работ по капитальному ремонту (реконструкции) в школе согласно ВСН 58-88 (р) необходимо соответствующее финансирование и проведение указанных работ не может производиться в период учебного процесса, так как может поставить под угрозу жизнь и здоровье обучающихся.

Муниципальное учреждение «У» в информации, представленной суду, гарантирует выполнение работ по электроснабжению МОУ «ГР» в срок до 01.08.2011г., обусловив это срок тем, что, во-первых, о необходимости указанных работ школа узнала по результатам проверки ..., а так как данные работы не были заложены в смете расходов на 2010г., учреждение не имело возможности произвести ремонт, выполнение работ по электроснабжению указанного образовательного учреждения заложено в смете расходов на 2011 года; во-вторых, в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» муниципальный контракт на выполнение работ по электроснабжению будет заключен только после проведения аукциона, объем работ, заложенный в смете, может быть выполнен не ранее, чем за 2 месяца с момента подписания контракта; кроме, того работы не могут выполняться в середине учебного года в работающем образовательном учреждении, так как это ставить под угрозу жизнь и здоровье детей.

В связи с изложенным, суд считает возможным установить срок для совершения ответчиком вышеуказанных действий до 01.08.2011 года.

В соответствии со ст. 103 п. 1 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. 28 ч. 1,2 Федерального закона «Об электроэнергетике», ст.ст. 45, 206, 103 ч.1, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное образовательное учреждение «ГР» в срок до 01.08.2011 года установить: штепсельные розетки с защитным устройством, автоматически закрывающим гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке; выключатели на высоте не менее 1,8 м от пола; выполнить капитальный ремонт (реконструкцию) в школе согласно ВСН 58-88 (р).

Взыскать МОУ «ГР» госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда – с 19 ноября 2010 года.

Судья: Л.Н.Тишкивская