Дело №.../2010г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гурьевск 30.11.2010г.
Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.
при секретаре Масальской С.М.
с участием
представителя ответчика, Управления социальной защиты населения Администрации Гурьевского района, Г, действующего на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М к Управлению социальной защиты населения Администрации Гурьевского района, Министерству Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,
УСТАНОВИЛ:
М обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Гурьевского района, Министерству Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца, мотивировав свои требования тем, что в период с 14.02.1957г. по 31.12.1963 года она проживала в г. Рубцовске Алтайского края, что подтверждается решением Гурьевского городского суда от ...
Данный населенный пункт входит в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994г. № 162-р. Согласно Перечню, населенный пункт, в котором она проживала, получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения 5-25 сЗв (бэр) вследствие ядерного испытания 29.08.1949г.
М ссылается на п.3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849, согласно которому для получения удостоверения, гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением:
документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий указание на гражданство);
документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в Перечень в периоды радиационного воздействия, согласно ст. 1 Федерального Закона «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в Перечень.
М ссылается на п.1 Определения Конституционного суда Российской Федерации «По запросу Калининградской областной Думы о проверке конституционности подпункта «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 11 июля 2006 года № 404 – О, согласно которому подпункт «б» пункта 3 Правил - по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно правового регулирования не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным Законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний 29 августа 1949 года) в населенных пунктах, согласно Перечню, независимо от периода проживания.
М также ссылается на Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, согласно которому порядок выдачи гражданам удостоверений единого образца определяется Правительством РФ, п. 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849, в соответствии с которым выдача удостоверений осуществляется МЧС России не позднее 3 месяцев со дня подачи документов в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного М просила суд:
признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне с полученной суммарной (эффективной) накопленной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр);
обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
обязать МЧС России выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №404-О с указанием сведений, представленных Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области.
М судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, в телефонограмме просила дело рассмотреть в ее отсутствии.
Представитель ответчика, Управления социальной защиты населения Администрации Гурьевского района, Г, исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что М не представлены доказательства, подтверждающие получение ею суммарной (эффективной) накопленной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр), что факт проживания истицы в г. Рубцовске Алтайского края с 14.02.1957г. по 31.12.1963 г. не может являться сам по себе основанием для удовлетворения требований истицы, т.к. необходимо наличие обоих факторов, т.е. проживания в г. Рубцовске в определенное время и получения указанной суммарной (эффективной) накопленной дозы облучения.
Представители Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Департамент и МЧС России соответственно) в судебное заседание не явились, в суд направили письменные отзывы, в которых исковые требования не признали в полном объеме, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей.
По мнению МЧС России, исковые требования М не подлежат удовлетворению по следующим основаниям
Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предусмотрены меры социальной поддержки граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5с3в(бэр) вследствие названных испытаний.
По мнению МЧС России, законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье - получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5с3в (бэр). МЧС России ссылается на то обстоятельство, что г. Рубцовск Алтайского края распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р (в редакции распоряжения от 8 февраля 2002 № 156-р) включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с испытанием, проведенным 29 августа 1949 года. При определении полученной гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывается несколько факторов, в том числе, состав взрыва. При этом основной вклад в дозу облучения, полученную населением вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, составляет облучение населения от выпадения на местность короткоживущих радионуклидов в первые сутки после проведения испытания. Со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются. МЧС России также ссылается на то обстоятельство, что в приложении № 2 «Критерии отнесения граждан к числу подвергшихся радиационному воздействию» к итоговому отчету 1998 года Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем по теме «Разработка перечня населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950-1963 гг., в дозах свыше 5 сЗв» представлен расчет спада дозы облучения, который характеризует, что от взрыва 29 августа 1949 г. дозы облучения спустя 6 месяцев после испытания не превысили значения 5с3в (бэр). Следовательно, влияние указанного испытания на граждан, прибывших в вышеуказанный населенный пункт после марта 1950г., в дозах свыше 5 сЗв специалистами не подтверждается. Другие ядерные испытания, проводившиеся на полигоне, значимого радиационного воздействия на жителей г. Рубцовска не оказали, что подтверждается научными отчетами Государственного учреждения «НИИ региональных медико-биологических проблем» 1997 г. и 1998 г., выполненными в соответствии с поручениями Президента РФ № ПР-469 от 04.04.1997 г. и Правительства РФ № ВЧП9-10884 от 10.04.1997 г. по договору на создание научно-технической продукции № 1/5-5УР. АК от 16 июня 1997 г. между МЧС России и ГУ НИИ РМЭП на основе архивных данных, представленных Минобороны России. Поэтому, подпунктом б пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. № 849, для получения удостоверения единого образца было предусмотрено условие о необходимости проживания в данном населенном пункте на день проведения ядерного испытания, оказавшего воздействие на этот населенный пункт, чем обеспечивалось подтверждение получения гражданином дозы облучения в пределах свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) и свыше 25 сЗв (бэр). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 404-0 частично отменено Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в связи с чем механизм признания граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ, частично утрачен.
По мнению МЧС России, указанным Определением оставлено в силе условие получения гражданином суммарной (накопленной) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для предоставления мер социальной поддержки. Данных о получении гражданами, проживавшими после марта 1950 года в г. Рубцовске Алтайского края, дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в указанных научных отчетах не имеется, доказательств получения М дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр) спустя 8 и более лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население г. Рубцовска, истцом не представлено. Поэтому у МЧС России отсутствуют законные основания для оформления и выдачи истцу удостоверения единого образца только по факту проживания в населенном пункте, включенном в Перечни, в связи с отсутствием факта радиационного воздействия на истца в дозе свыше 5 сЗв.
МЧС России полагает, что следует принять во внимание, что радиоактивное загрязнение населенных пунктов вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне происходило в основном за счет короткоживущих изотопов радиоактивных элементов, а довод о том, что суммарная (накопленная) эффективная доза облучения граждан, проживавших в том или ином населенном пункте в различные временные периоды, является постоянной величиной, противоречит объективным законам физики. Следовательно, указанный довод не может являться справедливым при правовом регулировании общественных отношений, а потому подход к применению действующего законодательства с его учетом противоречит основным принципам правового регулирования - социальной справедливости и равенства граждан перед законом.
Департамент, разделяя в отзыве вышеуказанную позицию МЧС России, также полагал, что ссылка истца на Правила выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849 несостоятельна, т.к. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 946 указанное постановление утратило силу. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября; 18.09.2009г. № 540. В соответствии с п. 5 данного Порядка удостоверения единого образца оформляются МЧС России в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и даче удостоверений от уполномоченных органов. Оформленные удостоверения направляются в уполномоченные органы для их выдачи. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится Департамент, производят следующие действия:
а) осуществляют прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
б) снимают копии с представленных документов и заверяют их (оригиналы документов возвращаются заявителю);
в) проводят проверку представленных документов;
г) вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне форма и правила ведения которого утверждаются МЧС России;
д) направляют в месячный срок со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов.
Оформление удостоверений осуществляется МЧС России в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов. После получения удостоверений из МЧС России, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ выдает эти удостоверения гражданам, включенных в реестры.
В удостоверении указывается суммарная (накопленная) эффективная доза облучения. Исходя из величины дозы облучения, гражданину предоставляются разные меры социальной поддержки. Истец не представил документ, указывающий величину полученной им дозы радиационного облучения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2009 года № 300 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
По мнению Департамента, для получения удостоверения единого образца гражданин должен соблюсти определенный порядок. Истцом такой порядок не соблюден. Из искового заявления не видно, что истец обращался в органы соцзащиты, в том числе и в департамент с заявлением о выдачи ему удостоверения. В исковом заявлении истец не указал, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов и его требований (ст. 131 ГПК РФ). Для получения удостоверения единого образца истец должен был обратиться в Департамент с заявлением и с соответствующими документами, указанными в Порядке. В случае отказа в выдаче ему удостоверения, истец может обжаловать такой отказ в судебном порядке. В связи с тем, что истец не обращался в органы социальной защиты за защитой своих прав, его права не могли быть нарушены, спор между Департаментом и истцом отсутствует.
Департамент полагает, что поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, исковое заявление должно быть ему возвращено.
Департамент также ссылается на ст. 132 ГПК РФ, согласно которой истец при подаче искового заявления обязан приложить документы, подтверждающие обоснованность требований её заявления. М не представлено заявление в Департамент о включении ее в реестр для выдачи удостоверения единого образца, не представлен ответ из Департамента об отказе включения ее в реестр. Согласно представленной копии ответа Департамента от 29.12.2008г. № 02-5736, ответ дан на имя начальника Управления социальной защиты населения администрации Гурьевского района. Самой М ответ не давался, так как она непосредственно в Департамент лично с заявлением не обращалась. При таких обстоятельствах, вины Департамента в невыдаче М вышеуказанного удостоверения не имеется. В связи с этим Департамент не может являться надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Департаментом также было заявлено ходатайство о проведении судебной - радиологической экспертизы с целью выяснения возможности получения М суммарной (эффективной) накопленной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Производство экспертизы Департамент просил поручить ГУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем».
Определением Гурьевского городского суда от 29.06.2010г. была назначена по настоящему делу судебная радиологическая экспертиза, производство которой было поручено Государственному учреждению «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем».
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
могла ли М, проживавшая в г. Рубцовске Алтайского края, согласно решению Гурьевского городского суда от ..., с 14.02.1957года по 31.12.1963года, получить эффективную дозу радиационного воздействия больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года?;
если да, то в каком размере?
Краевым государственным учреждением «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» был дан ответ от 30.07.2010 г. №187-о о том, что Постановлением Главного государственного РФ от 21.01.2010г. №5 утверждены новые Методические указания МУ 2.6. 1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц, из населения, подвергшегося радиационному воздействию испытаний на Семипалатинском полигоне». Согласно п.1.2. данных Методических указаний вынесение официальных заключений в ином порядке не допускается. Данной методикой специалисты института в настоящее время не владеют. Поэтому проведение радиологической экспертизы не представляется возможным (л.д.185).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования необоснованными, подлежащими отклонению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 162-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.
Суд полагает, что для признания гражданина подвергшимся радиационному воздействию недостаточно факта проживания гражданина в период 1949 - 1963 гг. на территории населенных пунктов, включенных в указанный Перечень.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 156-р в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включен г. Рубцовск Алтайского края, население которого получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
М, как следует из решения Гурьевского городского суда от ... (л.д. 8), проживала в данном населенном пункте в период с 14.02.1957 г. по 31.12 1963 г. Однако согласно названному Перечню указанный период не отнесен к периодам, когда население г. Рубцовска Алтайского края получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний.
Доказательств, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, истицей не представлено.
Напротив, как следует из письма ФГУ « 12 Центральный научно-исследовательский институт» от 10.07.2009г. №1603, облучение населения в зонах радиоактивного загрязнения в первые несколько суток после взрыва определялось, преимущественно, воздействием внешнего гамма – излучения короткоживущих радионуклидов из состава «свежих» радиоактивных выпадений взрыва, в более поздние сроки - потреблением загрязненных молока, мяса, свежих листовых местного происхождения. Ввиду низкого содержания в радиоактивных выпадениях взрыва долгоживущих радионуклидов (по сравнению с продуктами деления реакторного происхождения) накопление доз происходило достаточно быстро: за первые 10 суток накапливалось 70%; за 3 месяца -90 %, к концу года процесс дозоформирования практически завершался. Лица, прибывшие на загрязненную территорию по истечении 1 года с момента взрыва, могли получить дозу облучения, не превышающую 1% от дозы облучения лиц проживавших на загрязненной территории в течение первого года после взрыва (включая момент взрыва). По той же причине уровни радиоактивного загрязнения большинства территорий, в которых радиационное воздействие превышало нормативную величину 5 сЗв, в последующие годы снижалось до таких значений, при которых не требовалось введения каких-либо ограничений на хозяйственную деятельность людей (л.д.104-105).
Согласно приложению № 2 «Критерии отнесения граждан к числу подвергшихся радиационному воздействию» к итоговому отчету 1998 года Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем по теме «Разработка перечня населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950-1963 гг., в дозах свыше 5 сЗв» г. Рубцовск отнесен к 7-ой группе дозового диапазона «больше 5сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр)». При этом условием получения гражданами в период радиационного воздействия суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5, но не более 25 сЗв относятся граждане, проживавшие на дату испытания в населенных пунктах 6-7 группы.
Согласно Пояснительной записке к базе данных по дозам облучения жителей населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР,
подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных испытаний на Семипалатинском полигоне, от 30.11.2009г. ФГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт» наиболее поздней датой, начиная с которой последующее неограниченное проживание лица в населенном пункте Рубцовске приведет к облучению к дозе, превышающей 5 сЗв (ядерное испытание 29.08.1949г.), является дата 05.09.1949г. при возрасте в 1-2года (л.д.255-264_).
Между тем, М, как следует из материалов дела, стала проживать в г. Рубцовске с 14.02.1957г., т.е. спустя почти 8 лет с момента ядерного испытания от 29. 08.1949г.
Согласно результатам расчетов ФГУ « 12 Центральный научно-исследовательский институт», изложенным письме №2633 от 22.10.2010г., М, проживая в г. Рубцовске Алтайского края с 14.02.1957г. по 31.12.1963г. в результате ядерного испытания 29.08.1949г. получила дозу облучения 0,003 сЗв, в результате ядерного испытания 07.08.1962г. - дозу облучения 0,46 сЗв. Расчеты проведены в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6. 1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц, из населения, подвергшегося радиационному воздействию испытаний на Семипалатинском полигоне». При этом ФГУ
«12 Центральный научно-исследовательский институт» сообщает, что не является организацией, аккредитованной установленном порядке для проведения радиологической экспертизы (л.д. 244).
По мнению суда, в деле представлено достаточно допустимых и относимых доказательств, позволяющих вынести по делу решение без проведения радиологической экспертизы.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд полагает, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, что при рассмотрении дела не нашло своего подтверждения факт получения М суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 404-0 оставлено в силе условие получения гражданином суммарной (накопленную) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для предоставления мер социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, Перечнем населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994г. (в ред. распоряжения от 08.02.2002г. №156-р), ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать М в исковых требованиях:
о признании ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне с полученной суммарной (эффективной) накопленной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр);
о возложении обязанности на Департамент социальной защиты населения Кемеровской области включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
о возложении обязанности на Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №404-О с указанием сведений, представленных Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области.
Мотивированное решение суда составлено 08.12.2010г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10-ти дней с даты составления мотивированного решения.
Судья: И.И. Дорошенко