удовлетверение заявления об оспаривании действий должностного лица по отказу в пикетировании



Дело № .../2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Гурьевск ....2011г.

Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Масальской С.М.

с участием

заявителя Б,

представителя заинтересованного лица, ... А, действующего на основании письменного заявления ....,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б об оспаривании решения должностного лица в порядке ст.254 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Б обратился в суд заявлением об оспаривании решения должностного лица в порядке ст.254 ГПК РФ, мотивировав тем, что ... ... было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования общественной молодёжной организацией «...».

Б ссылается на то обстоятельство, что ... в проведении публичного мероприятия было отказано на основании того, что на территории города ... отсутствуют места для безопасного проведения подобного рода публичных мероприятий, связанных с определённым скоплением граждан на ограниченной территории.

По мнению Б, были нарушены общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, установленное Конституцией РФ и Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2006г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» право граждан собираться мирно и публично выражать своё мнение. На территории г. ... фактически запрещена реализация права граждан на проведение публичных мероприятий.

По мнению Б, из представленного ... ответа за № ... от ... вытекает, что проведение мероприятия гражданами, недовольными действиями ..., нарушающими их права, невозможно.

Б полагает, что свой отказ ... подкрепляет отговорками, которые не имеют к закону никакого отношения и не оправдывают намеренное создание препятствий должностным лицом в реализации законных прав граждан.

По мнению Б, в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отсутствуют основания для отказа в проведении публичного мероприятия со стороны органов исполнительной власти или местного самоуправления, а глава 3 указанного Закона гарантирует реализацию гражданами право на проведение публичного мероприятия. В соответствии с Законом органы местного самоуправления должны обеспечить условия проведения публичного мероприятия и оказывать его организатору содействие в его проведении (ч.2 ст. 13).

Б ссылается на пункт 2 части 1 ст. 12 указанного Закона, согласно которому орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора предложения об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

По мнению Б, ... вместо предложений об устранении недостатков уведомления, необоснованно направляет в адрес организатора публичного мероприятия отказ в его проведении, чем нарушает предусмотренное ст. 37 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

На основании изложенного Б просил суд:

признать незаконным отказ ... на проведение гражданами публичных мероприятий на территории ....

В судебном заседании Б поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, и, уточнив требования, просил суд признать незаконным отказ ... общественной молодежной организации ... в проведении публичного мероприятия на площади ... г. ... ..., содержащийся в письме ... от ... №.... Общественная молодежная организация «...» не зарегистрирована в качестве юридического лица, т.к. в приобретении статуса юридического лица нет необходимости.

... в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

... А, в судебном заседании не признал заявленные требования в полном объеме, мотивировав тем, что на площади ... на ул. ... ... с 15 часов до 17 часов было запланировано проведение мероприятия по чествованию отличников учебы общеобразовательных учреждений ..., о чем ... была уведомлена МУ «УО» еще ... Указанное мероприятие проводилось и на площади ... и в здании .... Общественная молодежная организация ... не указала в уведомлении о пикетировании, какими именно способами будет организовано обеспечение общественного порядка и медицинской помощи при проведении пикетирования. По мнению А, ввиду того, что в уведомлении не были указаны способы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, у ... отсутствовали основания для согласования иных времени и места проведения пикетирования.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит требования Б обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Так, из материалов дела следует, что члены Общественной молодежной организации «...» Б, Г, Р обратились к ... с уведомлением о проведении пикетирования. Целью пикетирования указаны: выражение несогласия с проводимой политикой ... в отношении Общественной молодежной организации «...», игнорирование исполнения ст.17 Федерального закона «Об общественных объединениях»; выражение несогласия с политикой УК»; требование отставки руководителя УК» и руководителя Д и т.п.

В уведомлении указаны: форма проведения мероприятия-пикетирование; место дата, время начала и окончания - вторник, ..., с 15час. до 17час., .... В уведомлении указано, что регистрация участников пикетирования будет проходить в 14 часов 40 минут. В уведомлении содержится регламент проведения мероприятия: вступительное слово организатора пикетирования, публичное выражение мнений участниками пикетирования, обсуждения поставленных вопросов, принятие решения о направлении обращений в Правительство РФ, Государственную Думу РФ и центральные СМИ, сбор подписей. Указано предполагаемое количество участников пикетирования- 30 человек. В уведомлении также указывается, что общественный порядок гарантируется и обеспечивается службами города. Порядок со стороны инициативной группы обеспечивает Б Взаимодействие с медицинскими учреждениями обеспечивает Г Организатором публичного мероприятия указан Б, уполномоченными лицами - Г, Р Организатор и уполномоченные лица будут иметь отличительные нагрудные знаки (л.д.5).

Из штампа на указанном уведомлении следует, что оно получено ... ... за входящим №...

Как следует из ответа ... Б от ... за исходящим №..., проведение вышеуказанного мероприятия на площади ... по ул. ..., с 15 часов до 17 часов ... невозможно ввиду того, что на площади ... на ... г. ... ... с 15 часов до 17 часов было запланировано проведение мероприятия по чествованию отличников учебы общеобразовательных учреждений ..., о чем ... была уведомлена УО» ...

В ответе также содержится просьба представить копии учредительных документов, подтверждающих юридическое и фактическое существование Общественной молодежной организации «...», обращается внимание на то, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия отсутствуют сведения о формах и методах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, намерениях использовать звукоусиливающие устройства.

В связи с вышеуказанными недостатками Б предложено привести содержание уведомления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Также в указанном ответе ... имеется ссылка на то, что пл. ... используется для организации отдыха и досуга граждан, на площади находятся малые архитектурные формы: горки, аттракционы, новогодние и рождественские снежные фигуры и т.п., а на площади постоянно находится множество малолетних детей.

Также ... сообщает, что на территории г. ... отсутствуют места для публичных мероприятий, связанных со скоплением граждан на ограниченной территории. Массовые мероприятия проводятся только несколько раз в году и связаны с проведением общегородских и общегосударственных праздников, а их подготовка требует финансовых, материальных и людских ресурсов.

... также указывает на то, что проведение упомянутого в уведомлении публичного мероприятия на территории г. ... невозможно (л.д. 6).

Как следует из протокола №... Общественной молодежной организации «...» от ... на общем собрании был принят ее Устав (л.д.14).

Из п.1 Устава Общественной молодежной организации «...» следует, что это добровольное самоуправляемое некоммерческое молодежное формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, объединяющее любителей рок-музыки. Данная организация создана на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (л.д.3).

Как следует из протокола №... Общественной молодежной организации «...» от ... председателе указанной организации бы избран Б (л.д.4)

Из письма начальника отдела муниципальной образовательной политики МУ «УО» от ....№... П, адресованного ...., ... в здании ... и на площади ... в 14 часов буде проводиться традиционное мероприятие, посвященное чествованию отличников учебы общеобразовательных учреждений района (л.д. 22).

Из письма начальника МУ «...» С от ... №..., адресованного ... следует, что в здании ... ... с 13 часов 30мин. до 14 часов 45 мин. проходило торжественное мероприятие по вручению муниципальных стипендий отличникам учебы школ района по итогам 1 - ого полугодия 2010-2011г. После указанного мероприятия с 14часов 45 мин. до 16 часов 00 мин. на площади ... проходило фотографирование детей с ростовыми куклами ..., а также проводился опрос детей для сюжета в новостную программу «...» канала .... Готовые фотографии были разосланы в образовательные учреждения в январе 2011г. Копии фотографий прилагаются (л.д. 21).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями соответствующих фотографий (л.д. 25-28).

Из газеты «...» №... от ... следует, что в здании ... ... состоялся традиционный прием ... посвященный отличникам учебы за первое полугодие учебного года (л.д.23-24).

Судом на основании вышеуказанных доказательств установлено, что действительно ... традиционное мероприятие, посвященное чествованию отличников учебы общеобразовательных учреждений района проводилось и в здании ... по адресу: .... с 13 часов 30мин. до 14 часов 45 мин., и на площади ... с 14часов 45 мин. до 16 часов 00 мин.

Следовательно, проведение пикетирования на площади ... в г. ... ... с 14 часов до 16 часов было невозможным, о чем указывалось в ответе ... на уведомление о проведении пикетирования Общественной молодежной организации «...».

Однако суд полагает, что ответ ... Б от ... за исходящим №... противоречит нормам международного права, Конституции РФ, законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно преамбуле Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Закон) в редакции, действующей на момент совершения обжалуемого действия ..., т.е. на дату ..., настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 1 Закона законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии с п.6 ст.2 Закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Согласно п.7 ст.2 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно ч.1 ст.5 Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте -, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно п. 2 ч.1 ст.12 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.

Между тем, из обжалуемого ответа ... от ... №... следует, что на территории г. ... вообще отсутствуют места для безопасного проведения публичных мероприятий, в данном случае для организации пикетирования.

В обжалуемом ответе ответа ... не содержится и обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Доказательств отсутствия возможности безопасного проведения публичных мероприятий на территории г. ... ... суду не представлено.

Кроме того, в обжалуемом ответе содержится необоснованное требование об указании об уведомлении о проведении пикетирования на применение звукоусиливающих устройств, т.к. пикетирование согласно ст.2 Закона не предполагает их применение.

Как следует из упомянутой ст.8 Закона, площадь ... г. ... к перечисленным в данной статье Закона к объектам, на которых проведение публичных мероприятий запрещено, не относится.

Более того, в ответе ... указывается на невозможность проведения публичного мероприятия на территории г. ... в принципе.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее по тексту – Закон) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно ст.3 Закона к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Действиями ... нарушено право Б, предусмотренное ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 31 Конституции РФ, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Обжалуемые действия ... противоречат требованиям Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

То обстоятельство, что Б обращался с уведомлением о проведении публичного мероприятия в качестве председателя общественной молодежной организации ...», не лишает его, по мнению суда, права обращения в суд от своего имени, а не от имени возглавляемой им организации.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд принимает во внимание, что Б подал уведомление о проведении публичных мероприятий именно .... На момент рассмотрения настоящего дела судом указанный срок истек. В связи с этим обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании публичных мероприятий на ... на ... изначально возложена быть не может.

По мнению суда, при таких обстоятельствах сама констатация судом неправомерности письма ... от ... №.... является достаточным и полноценным способом восстановления прав заявителя по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, ст.31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 (в редакции Федерального закона от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ ... общественной молодежной организации ...» в проведении публичного мероприятия на площади ... г. ... ..., содержащийся в письме ... от ... №....

Мотивированное решение составлено ....2011г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: И.И. Дорошенко