Дело №.../2011г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гурьевск 28.02.2011г.
Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.
при секретаре Бедаревой Н.А.
с участием:
помощника Гурьевского межрайонного прокурора Вороновского М.Г., представителя ответчиков, Отдела внутренних дел по Гурьевскому району, Главного управления внутренних по Кемеровской области, С., действующей на основании доверенностей №1 от 10.01.2011г., №31/2 от 01.01.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора к Отделу внутренних дел по Гурьевскому району, Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Отделу внутренних дел по Гурьевскому району о понуждении к совершению действий, мотивировав свои требования тем, что Гурьевская межрайонная прокуратура, в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в изоляторе временного содержания Отдела внутренних дел по Гурьевскому району
Проводимыми Гурьевской межрайонной прокуратурой проверками систематически выявляются нарушения действующего законодательства, касающегося порядка содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также отбывающих административный арест, допускаемых в изоляторе временного содержания ОВД по Гурьевскому району.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 23 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии со ст. 17, 18 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950, п. 7 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002г. № 726, подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место и бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» МВД Российской Федерации 22 ноября 2005г. издан приказ №950. Приказом МВД РФ утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила). Указанные Правила регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Статьями 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 130-132 Правил, установлено проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых продолжительностью не менее одного часа; не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей; ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется
возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
По мнению истца, в нарушение требований ст.ст. 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 130-132 Правил, ежедневные прогулки подозреваемым и обвиняемым не предоставляются. На территории ИВС ОВД по Гурьевскому району отсутствует прогулочный дворик, оборудованный скамейками для сидения и навесами от дождя.
По мнению истца, в нарушении требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.п. 43-45, 47 Правил в изоляторе временного содержания ОВД по Гурьевскому району не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии. В ИВС ОВД по Гурьевскому району отсутствуют необходимые для осуществления жизнедеятельности и обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых помещения: санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, медицинский изолятор для больных, комната для свиданий. Все доставленные в ИВС ОВД по Гурьевскому району для содержания лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, а их вещи не дезинфицируются. Подозреваемые и обвиняемые лишены возможности реализовать свое право на встречу с родственниками.
По мнению истца, в нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются для индивидуального пользования: спальными местами, постельными принадлежностями и постельным бельем, полотенцем. Камеры ИВС ОВД по Гурьевскому району не оборудованы: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, динамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. Имеющиеся в камерах санитарные узлы оборудованы с нарушением необходимых требований приватности. Подозреваемым и обвиняемым не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
По мнению истца, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС ОВД по Гурьевскому району, в нарушении требований ст.ст. 8, 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» лишены права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В нарушении требований ст. 22 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 42 Правил, администрация ИВС ОВД по Гурьевскому району не обеспечивает подозреваемых и обвиняемых ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием, достаточным для
поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Питание подозреваемых и обвиняемых осуществляется один раз в сутки (обед).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Истец ссылается на то обстоятельство, что, несмотря на вышеперечисленные нарушения прав лиц, содержащихся под стражей в условиях ИВС ОВД по Гурьевскому району, руководство ОВД по Гурьевскому району бездействует. Руководством ОВД по Гурьевскому району в течение длительного времени не предпринято мер к проведению условий и порядка содержания, материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по Гурьевскому району в соответствии с требованиями принятого 15 июля 1995г. Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Истец полагает, что указанные нарушения влекут грубое нарушение права, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации, неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Гурьевскому району в качестве обвиняемых, подозреваемых и отбывающих административный арест, а также затрагивают интересы Российской Федерации, заключающиеся в неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан, а также соблюдение иного действующего федерального законодательства.
На основании изложенного Гурьевский межрайонный прокурор просил суд обязать Отдел внутренних дел по Гурьевскому району:
оборудовать в ИВС ОВД по Гурьевскому району комнату для свиданий, медицинский изолятор для больных, санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, душевую;
оборудовать камеры ИВС ОВД по Гурьевскому району столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, динамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, санитарными узлами с соблюдением требований приватности;
оборудовать на территории ИВС ОВД по Гурьевскому району прогулочный дворик со скамейками для сидения и навесами от дождя;
обеспечить подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и лиц, отбывающих административный арест в камерах ИВС ОВД по Гурьевскому району индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, постельным бельем, полотенцем;
обеспечить подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и лиц, отбывающих административный арест в ИВС ОВД по Гурьевскому району ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по норме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005г. №205;
в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить для ОВД по Гурьевскому району срок совершения указанных действий до 01.02.2011г.
Определением Гурьевского городского суда от 02.12.2010г. в дело в качестве соответчика было привлечено Главное управление внутренних дел по Кемеровской области.
Впоследствии, изменив предмет исковых требований, Гурьевский межрайонный прокурор просил суд обязать Отдел внутренних дел по Гурьевскому району в срок до 01.04.2011г. прекратить деятельность ИВС ОВД по Гурьевскому району.
В судебном заседании помощник Гурьевского межрайонного прокурора Вороновский М.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время состояние здания ИВС ОВД по Гурьевскому району является аварийным. Указанное обстоятельство и неисполнение Отделом внутренних дел по Гурьевскому району требований законодательства, предъявляемых к содержанию лиц, находящихся в ИВС, влекут за собой угрозу жизни и здоровью граждан.
Представитель ответчиков С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, мотивировав тем, что результате закрытия ИВС ОВД по Гурьевскому району будет нарушена деятельность правоохранительных органов, в том числе и суда. ОВД по Гурьевскому району не может выполнить такие пункты требований истца, как канализационное обеспечение, оборудование прогулочного дворика. Этого нельзя сделать, т.к. здание совсем старое, было построено в 1932 году. Штатная численность ИВС ОВД по Гурьевскому району в настоящее время составляет 22 человека, из них 12 конвоиров. Если будут созданы такие условия, какие требует истец для лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Гурьевскому району, то не будет качественного наблюдения, в результате чего нарушится охранная деятельность. В настоящий момент ГУВД по Кемеровской области рассматривается вопрос о возможности строительства нового здания для ИВС ОВД по Гурьевскому району. Часть требований истца ОВД по Гурьевскому району выполнил, т.е. оборудованы комната для свиданий и комната для проведения следственных действий. Также установлены вешалки для верхней одежды. В камерах № 1, 2, 7 установлены приватные перегородки. В камерах нет дневного освещения, т.е. только ночное. Постельное белье на каждое лицо, содержащееся в изоляторе, имеется. Лица, содержащиеся в ИВС ОВД по Гурьевскому району, обеспечены ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием. Комната для отдыха в настоящее время не может быть оборудована. С уверенностью нельзя сказать, что будет в дальнейшем со зданием ИВС ОВД по Гурьевскому району. Ремонт крыши был произведен в 2008 году. Кровля была отремонтирована. 270 тыс. рублей было потрачено на оборудование видеокамер. Текущий ремонт здания ИВС ежегодно проводится.
Свидетель И. суду показал, что работает и.о. начальника ИВС ОВД г. Гурьевского района. В случае закрытия ИВС в г.Гурьевске заключенных, скорее всего, будут возить из СИЗО -2 г.Новокузнецка. В ИВС г. Белово не примут заключенных, т.к. у них нет места. На одного заключенного, чтобы конвоировать его в судебное заседание, нужен конвой из четырех человек. После закрытия ИВС они не смогут работать более двух дней, т.к. у них не хватает людей для конвоя. По мнению И., прекращать деятельность ИВС ОВД по Гурьвескому району нецелесообразно. В данный момент ИВС ОВД по Гурьевскому району выделили новый «автозак», а старый будет списан. Ремонт несущих конструкций здания ИВС не делался. Стропила на крыше они не меняли. У ИВС здания нет фундамента.
Свидетель Е. суду показал, что работает зам. начальника ООДСУМ УООП ГУВД по Кемеровской области. По мнению Е., конвойное помещение в здании Гурьевского городского суда очень мало, для того, чтобы разместить лиц, содержащихся по стражей, которых привозят для проведения судебных заседаний. По мнению Е., в течение года нельзя закрывать ИВС ОВД по Гурьевскому району, т.к. негде разместить будет заключенных. В результате закрытия ИВС ОВД по Гурьевскому району будет нарушена работа суда, да и остальных правоохранительных структур. ИВС г. Белово не примет заключенных из г. Гурьевска, т.к. у них нет мест. Прокуратурой запрещено содержать заключенных в ИВС более того срока, чем предусмотрено законодательством. Административное законодательство не будет исполняться в полной мере, т.к. исключено будет применение такого наказания, как административный арест. В дальнейшем предвидится передача ИВС в ведение Федеральной службы исполнения наказаний. В г. Москве и в ГУВД по Кемеровской области вопрос об ИВС ОВД по Гурьевскому району сейчас на контроле. Разрешается этапирование до -30 t и на расстояние не больше 150 км. Это повлечет соответствующие трудности и затраты, нужна будет техника. В настоящее время в г.Белово судьи стоят в очереди на этапирование к ним заключенных в судебные заседания, такая же ситуация у суда в г. Ленинск –Кузнецком. По мнению Е., нет реальной угрозы жизни и здоровью содержащихся в ИВС ОВД по Гурьевскому району лиц. Дешевле построить новое здание ИВС ОВД по Гурьевскому району, чем ремонтировать старое. В связи с нехваткой кадрового состава для конвоирования ГУВД по Кемеровской области планируется пополнить штат сотрудников ИВС. В связи с закрытием ИВС штат сотрудников ИВС высвободится, и будут только конвоиры. На доставку заключенных будет уходить много времени. В помещении Гурьевского городского суда конвойное помещение мало, у заключенных не будет возможности поесть, отправить естественные надобности т.д. Они по поводу ИВС созваниваются с Москвой, но пока нет никаких результатов. Если сейчас ИВС ОВД по Гурьевскому району будет закрыт, то этим положение только усугубится.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворения в отношении ОВД по Гурьевскому району, за исключением срока, который просил установить истец для закрытия ИВС ОВД по Гурьевскому району.
Так, из представлений Гурьевского межрайонного прокурора об устранении выявленных в ИВС нарушений исполнения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 26.01.2007г. №16/2-63-07 начальнику ОВД по Гурьевскому району (л.д.7-9), от 10.12.2009г. №16/2-1354-2009г. начальнику ГУВД по Кемеровской области (л.д.11-14) видно, что в них указывалось на необходимость приведения состояния ИВС ОВД по Гурьевскому району в соответствии с нормами Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В представлениях указывалось о нарушении прав неопределенного круга лиц, т.е. граждан, содержащихся ИВС ОВД по Гурьевскому району, неисполнением норм Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно ст.23 (материально-бытовое обеспечение) и ст.24 (медико-санитарное обеспечение). В представлениях указывалось, что содержащимся в ИВС обвиняемым и подозреваемым не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.
В частности, представлении от 26.01.2007г. №16/2-63-07 начальнику ОВД по Гурьевскому району указывалось на отсутствие во всех камерах ИВС индивидуальных спальных мест, полное отсутствие постельных принадлежностей. В камерах не остеклены окна, что создает неудовлетворительный температурный режим. В представлении указывается на то, что от лиц, содержащихся в ИВС, в прокуратуру поступают жалобы на низкие температуры в камерах, отсутствие в камерах хозяйственных тазов. Также от лиц, содержащихся в ИВС, поступают жалобы об отсутствии возможности соблюдать элементарные требования личной гигиены из-за того, что в ИВС не подведен водопровод. В камерах отсутствуют табуреты и столы.
В представлении от 10.12.2009г. №16/2-1354-2009г. начальнику ГУВД по Кемеровской области, в частности, указывается на то обстоятельство, что камеры №1 и №6 ИВС по-прежнему не оборудованы индивидуальными спальными местами, во всех камерах отсутствуют табуреты и столы. Горячим питанием лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются один раз в сутки. В ИВС имеются только два термоса вместо необходимых шести. В результате чего пища, доставляемая из городской столовой, остывает до ее раздачи по камерам. В представлении также указывается на то обстоятельство, что необходимо выделение средств на строительство нового ИВС, т.к. его здание построено в 30-е годы прошлого века не соответствует современным требованиям, не подлежит перепланировке и находится в аварийном состоянии. В здании ИВС в связи данным обстоятельством невозможно провести капитальный ремонт, установить систему канализации, оборудовать душевую комнату. Также отсутствует необходимое пространство для оборудования прогулочного дворика.
Из ответа на представление от 10.12.2009г. №16/2-1354-2009г. зам. начальника ГУВД по Кемеровской области К. от 13.01.2010г. №41/12-8 следует, что ИВС был введен в эксплуатацию в 1941 году. Ранее действующими нормативными актами не было предусмотрено его оборудование: прогулочным двором, помещением для санпропускника, медицинского изолятора, процедурного кабинета, дезинфекционной камерой. Камеры ИВС не оборудованы индивидуальными спальными местами, скамейками, полками для личных вещей. В связи с ростом числа лиц, в отношении которых применялся административный арест, число лиц, содержащихся в ИВС, резко возросло. В настоящее время в ИВС имеется холодильник и электроплита, 5 термосов, что достаточно для обеспечения содержащихся в ИВС лиц горячим питанием в соответствии с нормой №3 «Суточного довольствия…», утвержденного Постановлением Правительства РФ №935 от 01.12.1992г. Если температурные режимы продуктов питания не соответствуют норме, то они разогреваются. Питание подозреваемых и обвиняемых будет приведено в соответствие с нормой №3, т.е. 3 раза в день. Шесть из восьми камер оборудованы индивидуальными спальными местами, имеются постельные принадлежности. ГУВД по Кемеровской области в 2007-2009г.г. в ДООП МВД России направлен перечень изоляторов временного содержания Кемеровской области для включения в государственный оборонный заказ строительства объектов органов внутренних дел, в том числе ИВС ОВД по Гурьевскому району. ОКС ГУВД по Кемеровской области подана заявка в УОКС ДТ МВД России на проведение проектно-изыскательских работ и строительство ИВС в Кемеровской области на 2012г., в которую включен ИВС ОВД по Гурьевскому району (л.д.15-16).
24.08.2010г. начальнику ГУВД по Кемеровской области вновь направлено представления Гурьевского межрайонного прокурора об устранении выявленных в ИВС нарушений исполнения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 17-19). В представлении также указывается о нарушении прав неопределенного круга лиц, т.е. граждан содержащихся ИВС ОВД по Гурьевскому району, неисполнением норм Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно ст.23 (материально-бытовое обеспечение) и ст.24 (медико-санитарное обеспечение). В ИВС, в частности, отсутствуют: санузел, прогулочный дворик, душевая комната, комната для свиданий, санпропускник, дезинфекционная камера; в камерах отсутствуют столы табуретки, тумбочки (шкафы) для личных вещей и т.п.
На вышеуказанное представление дан ответ зам. начальника ГУВД по Кемеровской области К. от 29.09.2010г. №41/12-593, по существу аналогичный ответу от 13.01.2010г. №41/12-8 (л.д.20-22).
Их жалоб прокурору по надзору в ИК и ИВС за соблюдением законности Ж. от 07.09.2009г. (л.д.30), Л. от 14.09.2009г. (л.д.31), жалобы и объяснения Р. от 05.04.2010г. и 06.04.2010г. (л.д.32) видно, что в них указывается на отсутствие в ИВС необходимых условий для соблюдения личной гигиены, антисанитарные условия.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19.04.2007г. серии 42 АВ № 466475 следует, что здание Изолятора временного содержания, общей площадью 224,9, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. К.Маркса, 10, находится в оперативном управлении ОВД по Гурьевскому муниципальному району (л.д.34).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 30.06.2010г. серии 42 АГ № 343243 следует, что земельный участок площадью 8623,56 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. К.Маркса, 10, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ОВД по Гурьевскому муниципальному району (л.д.35).
Из письма директора МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» №746 от 27.10.2004г. Ш. следует, что отметки здания ИВС находятся значительно ниже ближайших существующих колодцев центральной канализации и, в случае присоединения здания ИВС к сети канализации, необходимо строительство дополнительной канализационной насосной станции (л.д.38).
Из заключения о физическом состоянии объекта «Изолятор временного содержания», выполненного проектно-конструкторским отделом ОАО «Гурьевский металлургический завод» от 31.05.2005г. следует, что техническое состояние несущих конструкций здания ИВС, построенного в 1932г., квалифицируется как неудовлетворительное. Состояние фундамента характеризуется как предаварийное. В связи с чем реконструкция здания недопустима (л.д. 42-48).
Из санитарно-эпидемиологического заключения №42.МВ.45.000М.000001.01.11 от 20.01.2011г. Центра санитарно-эпидемиологического надзора Медико-санитарной части ГУВД по Кемеровской области следует, что здание ИВС ОВД по Гурьевскому району не соответствует СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (л.д.57).
Из справки о ходе устранения недостатков ИВС ОВД по Гурьевскому району следует, что ряд требований истца в первоначальной редакции ОВД по Гурьевскому району исполнен. В частности, ИВС оборудован комнатой для свиданий, камеры ИВС оборудованы столами и скамейками, шкафом для хранения личных вещей и продуктов. Камеры 1,2,7 оборудованы кабинками для приватности, во всех камерах имеются железные кровати, камеры оборудованы ночным освещением. Лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются трехразовым ежедневным питанием. Оборудовать ИВС прогулочным двориком, канализацией в камерах, помещением для санпропускника, медицинским изолятором, процедурным кабинетом, дезинфекционной камерой, душевой кабинкой не представляется возможным ввиду отсутствия канализационных сетей и конструктивных особенностей здания (л.д.49-50).
Указанные в справке о ходе устранения недостатков ИВС ОВД по Гурьевскому району обстоятельства установлены при осмотре ИВС ОВД по Гурьевскому району судом в порядке ст.184 ГПК РФ.
Кроме того, при данном осмотре судом было установлено, что вытяжная вентиляция в ИВС не работает ввиду неисправности двигателя. Естественные надобности отправляются лицами, содержащимися в ИВС, в емкости, находящимися в камерах, а затем емкости выносятся наружу и опорожняются в отстойник во дворе ИВС. Пастельное белье имеется в наличии, но не выдается вследствие того, что стиральная машина не работает (нет возможности подключить к канализации) и отсутствует дезинфекционная камера. Стены здания ИВС покрыты трещинами, в камерах отсутствует дневное освещение, оконные проемы не остеклены.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 23 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950, п. 7 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002г. № 726, подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место и бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» МВД Российской Федерации 22 ноября 2005г. издан приказ №950. Приказом МВД РФ утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила). Указанные Правила регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Статьями 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 130-132 Правил, установлено проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых продолжительностью не менее одного часа; не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей; ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется
возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Судом установлено, что в нарушении требований ст.ст. 16, 17, 30, 31, 40 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 130-132 Правил, ежедневные прогулки подозреваемым и обвиняемым не предоставляются. На территории ИВС ОВД по Гурьевскому району отсутствует прогулочный дворик, оборудованный скамейками для сидения и навесами от дождя.
Судом установлено, что в нарушении требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 43-45, 47 Правил в изоляторе временного содержания ОВД по Гурьевскому району не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии. В ИВС ОВД по Гурьевскому району отсутствуют необходимые для осуществления жизнедеятельности и обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых помещения: санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, медицинский изолятор для больных. Все доставленные в ИВС ОВД по Гурьевскому району для содержания лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, а их вещи не дезинфицируются.
Судом установлено, что в нарушении требований ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые в ИВС не обеспечиваются для индивидуального пользования: постельными принадлежностями и постельным бельем, полотенцем.
Судом установлено, что камеры ИВС ОВД по Гурьевскому району не оборудованы:
динамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного;
светильниками дневного освещения закрытого типа.
Имеющиеся в камерах санитарные узлы (кроме камер 1,2,7) оборудованы с нарушением необходимых требований приватности.
Подозреваемым и обвиняемым не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
По мнению суда, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС ОВД по Гурьевскому району, в нарушении требований ст.ст. 8, 23 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» лишены права на благоприятную среду обитания.
Кроме того, судом установлено, что несущие конструкции здания ИВС находятся в неудовлетворительном состоянии, а некоторых случаях (фундамент здания) – в предаварийном состоянии.
Суд полагает, что совокупность установленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что здание ИВС ОВД по Гурьевскому району представляет собой угрозу для жизни и здоровья содержащихся в нем лиц.
Согласно ст.ст. 20, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека-обязанность государства.
Следовательно, суд не может в данном случае руководствоваться соображениями целесообразности при решении вопроса о прекращении деятельности ИВС ОВД по Гурьевскому району.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно структуре милиции общественной безопасности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых входят в состав милиции общественной безопасности отделов внутренних дел.
ИВС ОВД по Гурьевскому району входит в структуру милиции общественной безопасности ОВД по Гурьевскому району.
Суд полагает, что обязанность по прекращению деятельности ИВС должно быть возложено на ОВД по ..., т.к. занимаемое им здание находится в оперативном управлении ОВД по ....
Ст. 12 ГК РФ допускает такой способ защиты нарушенного права, как понуждение к совершению определенных действий.
Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок для исполнения действий по прекращению деятельности ИВС ОВД по Гурьевскому району, указанный истцом является чрезмерно коротким, т.к. с данным требованием истец обратился только 19.01.2011г.
Прекращение деятельности ИВС ОВД по Гурьевскому району повлечет за собой необходимость перестройки режима работы ОВД по Гурьевскому району, Гурьевской межрайонной прокуратуры, Гурьевского городского суда, иных правоохранительных органов, т.к. изменится порядок доставления подозреваемых, обвиняемых и подсудимых по уголовным делам.
Следовательно, срок для исполнения требуемых истцом действий должен быть увеличен.
Суд полагает, что срок исполнения действий, требуемых истцом, до 01.06.2011г. является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2,20,42 Конституции РФ, ст.ст.12, 1065 ГК РФ, Федеральным законом от 15 июля 1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950, Федеральным законом от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002г. № 726,
РЕШИЛ:
Обязать Отдел внутренних дел по Гурьевскому району в срок до 01.06.2011г. прекратить деятельность Изолятора временного содержания, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. К.Маркса, 10.
Мотивированное решение суда составлено 05.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: И.И. Дорошенко